Решение задач по защите населения и территории от ЧС достигается осуществлением комплекса различных мероприятий органами исполнительной власти на федеральном и территориальных уровнях, а также органами местного самоуправления. Усилия всех этих органов в мирное время сосредоточены в рамках «Российской системы предупреждения и действий в ЧС, а в военное время — в рамках системы «Гражданская оборона РФ».
Во исполнение Федерального закона «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» РСЧС Постановлением Правительства РФ № 1113 от 5.11.1995 г. была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЕГСЧС). Ее аббревиатура осталась прежней — РСЧС.
Основная цель создания этой системы — объединение усилий центральных органов федеральной исполнительной власти, органов представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, городов и районов, а также организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Создание системы базировалось на ряде принципов и предпосылок с учетом сложившейся реальной обстановки.
Во-первых, это необходимость соблюдения комплексного подхода при формировании системы, т. е. учета всех возможных видов чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, всех стадий их развития, всего разнообразия последствий, а также всех возможных мер по противодействию им, и всего требуемого для этого состава участников.
Во-вторых, это признание «ненулевого риска», т. е. факта невозможности исключить риск возникновения чрезвычайных ситуаций во всех случаях потенциальных угроз.
В-третьих, это базирование на принципе превентивной безопасности, предусматривающей максимально возможное снижение вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций, отдание предпочтения профилактической работе.
Кроме того, формирование системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ее роль были определены, исходя из обоснованной системы приоритетов, поскольку только с их учетом мог быть достигнут оптимальный результат в условиях ограниченных ресурсов.
Также при формировании РСЧС, выборе путей, форм и методов ее деятельности учитывались сложившиеся реалии текущего момента, такие, как государственное переустройство, экономическая реформа, повышение самостоятельности субъектов Российской Федерации.
Государство, реализуя свои функции в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, организует и осуществляет следующие основные мероприятия:
- разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- создание специальной системы, предназначенной для реагирования на чрезвычайные ситуации;
- осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
- обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях;
- прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- ликвидация чрезвычайных ситуаций;
- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
- реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
- международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
РСЧС состоит из функциональных и территориальных подсистем. Данная система действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях. Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 (с изменениями от 27 мая 2005 г.).
Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов.
Организация, состав сил и средств функциональных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Организация, состав сил и средств территориальных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Территориальные подсистемы единой системы созданы в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.
Каждый уровень РСЧС имеет:
- координирующие органы;
- постоянно действующие органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;
- органы повседневного управления;
- силы и средства;
- резервы финансовых и материальных ресурсов;
- системы связи, оповещения, информационного обеспечения.
Координирующие органы РСЧС:
- на федеральном уровне — Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ведомственные комиссии по чрезвычайных ситуациям в федеральных органах исполнительной власти;
- на региональном уровне — региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России. Территория России разделена на девять регионов, в которых созданы региональные центры РЦ РСЧС в городах: Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Самара, Красноярск, Хабаровск, Новосибирск, Чита.
- на территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта Российской Федерации, комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- на местном уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе), — комиссии по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления;
- на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта, — объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям.
В состав Межведомственной комиссии включены представители федеральных министерств и ведомств в ранге заместителей министров, в компетенцию которых входит решение вопросов, связанных с защитой населения и территорий от катастроф природного и техногенного характера.
Органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям
Органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям:
- на федеральном уровне — министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС);
- на региональном уровне — региональные центры;
- на территориальном и местном уровнях — органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления;
- на объектовом уровне — отделы (секторы и специально назначенные лица) по делам ГО и ЧС.
Органы повседневного управления РСЧС:
- пункты управления в кризисных ситуациях, оперативные дежурные службы органов управления по делам ГО и ЧС всех уровней;
- дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти и организаций.
Размещение органов повседневного управления РСЧС осуществляется на пунктах управления, оснащенных соответствующими средствами оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
Информационное обеспечение функционирования РСЧС реализуется информационно-управляющей системой, в состав которой входят:
- Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России (ЦУКС МЧС России);
- информационные центры федеральных органов исполнительной власти;
- региональные информационно-управляющие центры;
- информационно-управляющие центры органов управления по делам ГО и ЧС субъектов РФ;
- абонентские пункты городских и районных органов управления по делам ГО и ЧС;
- информационные центры организаций;
- средства связи и передачи данных.
Порядок сбора информации и обмена этой информацией между органами государственной власти, органами управления по делам ГО и ЧС определяется Правительством РФ.
Функциональные подсистемы РСЧС (министерства и ведомства) определены Указом Президента РФ от 30.04.98г. № 483 «О структуре федеральных органов исполнительной власти». Они создаются для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.
Территориальная подсистема РСЧС является составной частью единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, действует на региональном, муниципальном и объектовом уровнях в пределах субъекта РФ состоит из звеньев территориальной подсистемы РСЧС соответствующих административно-территориальному делению его территории.
Организация, состав сил и средств звеньев территориальной подсистемы РСЧС, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований в субъекте РФ.
На каждом уровне территориальной подсистемы РСЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Координационными органами единой системы являются:
- на региональном уровне (в пределах субъекта РФ) — комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в субъекте РФ;
- на муниципальном уровне (в пределах территории муниципальных образований) — комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления;
Создание, реорганизация и ликвидация комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, назначение руководителей, утверждение персонального состава и определение их компетенции осуществляются решениями Губернатора субъекта РФ, руководителями органов местного самоуправления и организаций соответственно.
Органами повседневного управления территориальной подсистемы РСЧС являются:
- единая дежурно-диспетчерская служба «01» («112») субъекта РФ;
- единые дежурно-диспетчерские службы «01» муниципальных образований;
- дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов). Указанные органы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Размещение органов управления территориальной подсистемы РСЧС в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащаемых техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемыми в состоянии постоянной готовности к использованию.
Заключение
Ни один народ и государство не может считать себя защищенным от всевозможных катаклизмов, стихийных бедствий и последствий недуманных действий или решений людей.
Любая чрезвычайная ситуация — это всегда нарушение нормальных условий жизнедеятельности людей на определенной территории, вызванное аварией, катастрофой, стихийным или экологическим бедствием, или массовым инфекционным заболеванием, которые могут приводить к людским или материальным потерям. Каждая ЧС имеет присущие только ей причины, особенности и характер развития.
В основе большинства ЧС лежат дисбаланс между деятельностью человека и окружающей средой, дестабилизация специальных контролирующих систем, нарушение общественных отношений. Самое тревожное — динамика роста ЧС, особенно техногенного характера.
Переход в ЧС принципиально меняет приоритеты задач обеспечения жизнедеятельности: вместо задач, обеспечивающих не превышение допустимых уровней негативного воздействия и задач снижения риска воздействия опасностей, на первое место выходят задачи защиты от чрезвычайно высоких уровней негативного воздействия, ликвидации последствий ЧС, реабилитации пострадавших в ЧС и восстановлении повседневной жизнедеятельности.
Особенность техногенных ЧС на современном этапе развития заключается в увеличении зон и интенсивности действия негативных факторов, последствия ЧС сравнимы с последствиями применения современных видов вооружений.
Неблагоприятные последствия стихийных бедствий могут быть значительно уменьшены с помощью их прогнозирования, предотвращения, а также своевременного оповещения населения о приближении стихийного бедствия и принятия, соответствующих мер защиты.
Приоритетным направлением деятельности МЧС России являются, в первую очередь, дальнейшее снижение гибели людей при пожарах, в чрезвычайных ситуациях и на водных объектах. Для достижения этой цели планируется совершенствовать взаимодействие на всех уровнях, развивать территориальную политику, в том числе в рамках соглашений между МЧС России и субъектами Федерации.
Второе важное направление — повышение культуры безопасности жизнедеятельности, совершенствование работы с населением на всех уровнях.
Серьезное внимание уделяется профилактике правонарушений в сфере надзорно — контрольной деятельности, внедрению страховых механизмов снижения рисков возникновения различных чрезвычайных ситуаций, повышению ответственности в работе инспекторского состава отдела надзорной деятельности и сотрудников МЧС России.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации. Москва, издательство «Известие», 1993 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.garant.ru.
2. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.garant.ru.
3. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с изм. и доп. от 28.10.2002 г., 22.08.2004 г.) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.garant.ru.
4. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (с изм. и доп. от 9 октября 2002 г., 19 июня, 22 августа 2004 г.) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.garant.ru.
5. Федеральный закон от 22.08.1995 г. № 151-ФЗ в редакции от 25.11.2009 г. № 267-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.garant.ru.
6. Указ Президента РФ от 30.04.98г. № 483 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.garant.ru.
7. Указ Президента Российской Федерации от 28.08.2003 г. № 991 «О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (с изм. и доп. от 11 июля 2004 г.) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.garant.ru.
8. Указ Президента Российской Федерации от 11.07.2004 г. № 868 в редакции от 12.12.2009 г. № 1432 «Положение о министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.garant.ru.
9. Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. № 1113 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.garant.ru.
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.01.2003 года № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.garant.ru.
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 4.09.2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с изм. и доп. от 1 февраля 2005 г.) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.garant.ru.
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 г. № 794 (с изменениями от 27 мая 2005 г.) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.garant.ru.