В статье рассматриваются основные принципы разработки АОС, даны основные определения, используемые при построении проекта и управлении им. Также анализируются популярные методологии управления проектами, методы анализа рисков. Авторами предлагается разработка автоматизированной обучающей системы управления проектами в области экономики для студентов, обучающихся по направлениям: «Менеджмент», «Реклама», «Прикладная информатика» (в экономике).
1 Введение
В последнее время в процессе обучения все большую популярность набирают автоматизированные обучающие системы (АОС), которые обладают рядом преимуществ в отличие от традиционных методов обучения. АОС предоставляют возможность создавать материалы в удобной для восприятия форме (таблицы, графики, анимация), хранить большое количество информации разного характера в одном месте и легко работать с этой информацией. Также АОС обеспечивают возможность перехода на прогрессивные методики обучения, при которых обучаемые готовятся самостоятельно, а при общении с преподавателем обсуждают только непонятные и сложные для восприятия материалы.
На рынке программных продуктов за последнее десятилетие появилось достаточно большое количество автоматизированных обучающих систем, охватывающих самые разные предметные области.
Одними из самых дорогостоящих являются программные средства в области экономики, которые по определенным направлениям как обучающие либо отсутствуют совсем, либо в рамках эксплуатируемых систем нет достаточных средств обучения и тестирования знаний. Еще меньше здесь спектр бесплатных АОС, необходимых в качестве аппарата обучения в ВУЗе. К таким системам, в том числе, относятся и системы управления проектами.
2 Управление проектами
Прежде чем говорить об управлении проектами, необходимо дать определение проекту, рассмотреть его признаки и свойства.
Проект — совокупность последовательных взаимосвязанных действий, необходимых для реализации поставленных целей с заданными критериями по качеству результата в течение заданного времени и в условиях определенного бюджета.
В настоящее время существует множество разнообразных проектов, которые различаются по следующим признакам:
- класс — определяет состав и структуру проекта;
- тип — обозначает сферу деятельности проекта;
- вид — зависит от предметной области проекта;
- масштаб — определяет стоимость проекта;
- длительность — определяет временной период жизненного цикла проекта;
- сложность.
Полная классификация проектов приведена на Рис. 1.
Проекты могут различаться по сфере приложения, содержанию предметной области, схемам финансирования, масштабам, длительности, составу участников, степени сложности и т. п. Можно выделить следующие виды проектов в соответствии с различными классификационными признаками, приведенными на Рис. 1. [2]
Рис. 1. Классификация проектов
Временной период, начинающийся с момента возникновения проекта и заканчивающийся моментом его закрытия, называется жизненным циклом проекта. Таким образом, жизненный цикл проекта — это последовательность этапов развития проекта.
В процессе проектирования важнейшим мероприятием является управление проектом.
Управление проектом — это совокупность методов, предназначенных для управления человеческими и материальными ресурсами, а именно их планирования, руководства, организации и координации. Данные методы необходимы для успешного достижения целей проекта, они используют набор современных технологий и алгоритмов управления. Управление проектом производится на всем протяжении его жизненного цикла.
В качестве объектов управления выступают различные аспекты проекта, определяемые разработчиками на этапе проектирования. Основные объекты управления представлены на Рис. 2. [1]
Рис. 2. Объекты управления проектами
3 Методологии управления проектом
Управление проектами происходит по определенной методологии.
Методология управления проектами — это подход к формированию набора методов, который структурирует систему управления проектами и отражается в руководствах. Методология определяет, как будет организовано управление проектами и обеспечивает системную целостность СУП.
В настоящий момент существует множество различных методологий управления проектами. Каждая методология основана на конкретном стандарте. Методологии различаются между собой процессными группами и объектами управления.
Рассмотрим наиболее популярные методологии управления проектами:
- управления проектом по методологии ISO;
- управления проектом по методологии PMI;
- управления проектом по методологии PRINCE2.
Методология ISO
Основана на стандарте ISO 21500:2012 «Руководство по проектному менеджменту». ISO 21500 был подготовлен Проектным комитетом ISO/PC 236 в 2012 году. Настоящий международный стандарт представляет общее руководство для понятий и процессов управления проектами, которые имеют существенное влияние на достижение результатов проектов.
Последовательность процедур управления проектом:
- Определение среды проекта.
- Формулирование проекта.
- Планирование проекта.
- Техническое выполнение проекта (за исключением планирования и контроля).
- Контроль над выполнением проекта. [3]
Методология PMI
Данная методология основана на стандарте PMBOK. Свод знаний по управлению проектами PMBoK (Project Management Body of Knowledge) представляет собой сумму профессиональных знаний по управлению проектами. Руководство PMBOK фиксирует части Свода знаний по управлению проектами, которая обычно считается хорошей практикой. PMI использует этот документ в качестве основного справочного материала для своих программ по профессиональному развитию. Является Американским национальным стандартом. В настоящем стандарте описываются суть процессов управления проектами в терминах интеграции между процессами и взаимодействий между ними, а также цели, которым они служат. Стандарт PMI PMBOK5 является самой востребованной методологией управления проектами в настоящий момент.
Все процессы разделяются на следующие группы:
- Группа процессов инициирования
- Группа процессов планирования
- Группа процессов исполнения
- Группа процессов мониторинга и управления
- Группа завершающих процессов [4]
Методология PRINCE2
Основана на стандарте PRINCE2. PRojects IN Controlled Environments 2 (PRINCE2) представляет собой структурированный метод управления проектами, одобренный правительством Великобритании в качестве стандарта управления проектами в социальной сфере. Методология PRINCE2 включает в себя подходы к менеджменту, контролю и организации проектов. Первоначально метод был разработан в 1989 году Central Computer and Telecommunications Agency (CCTA) в Великобритании как стандарт для руководства проектами в сфере информационных технологий. В настоящее время широко используется и является «de facto» стандартом для руководства проектами в Великобритании.
- Начало проекта.
- Запуск проекта.
- Управление проектом.
- Контроль стадий.
- Управление производством продукта.
- Контроль границ стадий.
- Завершение проекта.
- Планирование. [5]
4 Анализ рисков
Общим объектом управления для стандартов является управление рисками.
Управление рисками, риск-менеджмент — это процесс принятия и исполнения решений, которые призваны снизить вероятность появления неблагоприятного исхода и снижение затрат и потерь, проявляющихся во время реализации этих решений.
Одним из основных процессов риск-менеджмента является анализ рисков, производимый разнообразными методами. Управление рисками происходит на каждом этапе при управлении проектами.
Анализ рисков — процесс анализа вероятностей, при которых могу произойти различные неблагоприятные исходы, негативно влияющие на исполнение проекта.
Методы анализа рисков можно подразделить на два взаимно дополняющих друг друга вида: качественные и количественные. [6]
Рис. 3. Классификация методов анализа рисков
В рамках обучающей системы управления проектами целесообразно использовать количественные методы анализа рисков, т. к. они дают конкретную количественную оценку, а качественные методы, в свою очередь, лишь показывают наличие рисков.
Наиболее часто на практике применяются следующие методы количественного анализа:
- метод корректировки нормы дисконта;
- анализ чувствительности показателей эффективности (чистый дисконтированный доход, внутренняя норма доходности, индекса рентабельности и др.)
- метод сценариев;
- деревья решений;
- имитационное моделирование — метод Монте-Карло.
В рамках системы предполагается использование таких количественных методов анализа рисков:
1. метод корректировки нормы дисконта;
Производится корректировка некоторой базовой безрисковой величины. Корректировка производится путем увеличения премии, которая рассчитывается экспертами или по методикам фирмы. В итоге производится перерасчет критериев эффективности проекта с учетом нормированной величины, получается зависимость «выше риск — выше премия».
2. анализ чувствительности показателей эффективности;
Анализ поведения величин критериев в результате корректировки некоторой совокупности рисковых факторов (многофакторный анализ).
3. метод Монте-Карло;
Метод моделирования основанный на проведении ряда экспериментов над математической моделью сложной системы из реального мира. [6]
5 Принципы разработки АОС
В основе разработки АОС заложены следующие принципы: модульности, вариативности, проблемности и паритетности, стереоскопичности, открытости.
Принцип стереоскопичности. Данный принцип предполагает наглядное представление информации, при котором текстовая информация дополняется графическими, анимационными и звуковыми элементами. При ошибках обучаемого АОС должна находить их причины и объяснять студенту как их исправить.
Принцип модульности. АОС имеет модульную структуру, которая позволяет исправлять или модифицировать систему. Модули АОС также должны быть расширяемы.
Принцип вариативности. АОС должна быть динамичной, мобильной и открытой для изменений.
Принцип паритетности. АОС формирует культуру учебной деятельности и позволяет преподавателю делегировать ряд функций.
Принцип открытости. АОС предоставляет возможность изменений в своей структуре. Вся информация, хранящаяся в АОС, доступна для использования в локальных и глобальных сетях. [7, 8, 9]
6 Архитектура разрабатываемой системы
6.1 Цель и задачи
Для того, чтобы упростить процесс обучения студентов ВУЗов, обучающихся на экономических специальностях, было принято решение разработать клиент-серверную автоматизированную обучающую систему управления проектами (АОСУП).
Данная система должна:
- предоставлять пользователям обучающий материал;
- предоставлять возможность выбора методологии управления проектом;
- получать от пользователя входные данные по проекту;
- предоставлять возможность работы с объектами управления (сотрудники, время, ресурсы, риски и т. д.);
- работать с СУБД;
- должна эмулировать этапы жизненного цикла проекта, анализировать риски на этих этапах и сообщать о них пользователю с возможными вариантами минимизации рисков;
- строить отчеты по проекту и экспортировать их в форматы pdf и doc;
- предоставлять возможность проводить контроль знаний студента.
Для обучения будут рассматриваться мелкие краткосрочные учебно-образовательные экономические простые монопроекты в соответствии с классификацией, приведенной на Рис. 1. Например, проект: провести рекламную кампанию новой модели смартфона.
6.2 Схема обучения
Рис. 4. Схема обучения с использованием разрабатываемой АОСУП.
Как видно из схемы, АОС выдает обучаемому обучающую информацию (теоретический материал, примеры), а также контролирует ход обучения путем тестирования студента. Обучаемый изучает теорию, проходит тесты, после чего результаты его деятельности поступают в программу (обратная связь).
Для получения практических навыков обучаемый работает с модулем управления проектами: студент вводит входные данные о проекте, на основании которых в АОС строятся диаграммы, отчеты, а также производится анализ рисков.
Достаточно важным моментом в ходе познавательной деятельности обучаемого является его умственная деятельность, в ходе которой обучаемый сам формулирует вопросы, возникающие в ходе обучения, и сам отвечает на них.
В результате у обучаемого вырабатываются определенные знания, умения и навыки, которые будем называть результатом обучения.
Преподаватель ставит цель обучения, получает информацию о ходе обучения и может вносить дополнительную коррекцию в работу программы и в ход познавательной деятельности обучаемого.
6.3 Концептуальная схема системы
Рис.5 Концептуальная схема разрабатываемой АОСУП
Входные данные от пользователя поступают на клиентском ПО в модуль обработки входных данных, где они формализуются. Далее по этим данным в модулях построения диаграмм строятся диаграмма Ганта, PERT-диаграмма и др. Затем данные отправляются на серверное ПО для дальнейшего сохранения в базе данных (БД). На серверном ПО происходит симуляция жизненного цикла проекта по данным, сохраненным в БД. После симуляции происходит выявление и анализ рисков проекта, результаты которого вместе с результатами симуляции отправляются на клиентское ПО для формирования отчетов.
Модуль тестирования и модуль работы с обучающей информацией получают по запросам студента данные от серверного ПО из БД. Модуль тестирования после прохождения теста отправляет результаты на серверное ПО для сохранения в БД.
7 Заключение
В работе была рассмотрена предметная область управления проектами и наиболее популярные методологии управления проектами. Также были изучены часто применяемые методы анализа рисков. Были рассмотрены основные принципы построения автоматизированных обучающих систем.
Была поставлена цель разработать автоматизированную обучающую систему управления проектами. Для достижения поставленной цели, была представлена схема функционирования системы, определены требования к системе и ее функциям, показан процесс обучения студентов с помощью разрабатываемой системы.
Литература:
1. Трофимов В. В., Ильина О. П., Барабанова М. И., Кияев В. И., Трофимова Е. В. Информационные технологии в экономике и управлении: учебник / Под ред. проф. В. В. Трофимова. — М.: Издательство Юрйт; ИД Юрайт, 2011. — 475c.
2. Заренков В. А. Управление проектами: Учеб. пособие. — 2-е изд. — М.: Изд-во АСВ; СПб.: СПбГАСУ, 2006. — 312 с.
3. ISO 21500:2012 «Guidance on project management»
4. PMBOK® Guide—Sixth Edition
5. PRINCE2
6. Анализ и оценка рисков. http://www.risk24.ru/analiz.htm
7. Мельников А.В, асс. Цытович П. Л. Принципы построения обучающих систем и их классификация. http://scholar.urc.ac.ru/ped_journal/numero4/pedag/tsit3.html.ru
8. Принципы построения обучающих систем. http://www.dupliksv.hut.ru/pauk/glava3.html
9. Принципы построения автоматизированной обучающей системы профессиональной подготовки. http://sike.ru/node/220