Взаимодействие всегда необходимо там, где в одиночку невозможно достичь ожидаемого результата. То есть когда «суммарный результат недостижим для индивидуальной работы каждой из сторон взаимодействия» [1, с.87]. Взаимодействие следователя и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, основано на разграничении их компетенции. Так, в соответствии с п. 41 ст. 5 УПК РФ «следователь — должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом". В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» «оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее — органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств». При этом в ст. 3 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» сказано: «Оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств». То есть изложенное позволяет сделать вывод, что взаимодействие между следователем и органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, основано на том, что следователь не может обеспечить такую же конфиденциальность следственных действий, которую возможно достичь при проведении отдельных оперативно-розыскных мероприятий. Кроме того, это взаимодействие также основано на том, что основная масса следственных действий не может выполняться до возбуждения уголовного дела, в то время как получение информации посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий закон позволяет. Ну и, наконец, сама специфика оперативно-розыскных мероприятий, состоящая, в частности, в их большей оперативности по сравнению со следственными действиями, также является основой взаимодействия на этапе, предшествующем расследованию.
Особенности взаимодействия между следователем и подразделениями, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, проявляются на подготовительном этапе при расследовании преступлений, совершенных молодежными преступными группировками на почве расовой и национальной ненависти. Прежде всего это обусловлено тем, что для расследования этих преступлений большое значение имеет разведывательная деятельность, проводимая правоохранительными органами. И здесь следует согласиться с Н. А. Подольным, который пишет: «...специфика разведки, проводимой по отношению к организованной преступной деятельности молодежных группировок, обусловлена ее особенностями» [2, с.249]. Это верно и по отношению к националистическим группировкам молодежи. Эта специфика во многом связана с групповой сплоченностью членов таких группировок, благодаря которой их члены стремятся соблюдать полное молчание по отношению к любым посторонним лицам и в наибольшей мере — по отношению к представителям правоохранительных органов. Поэтому одной из основных целей расследования является то, чтобы на его начало имелась достаточно большая информационная база, которую легко было бы «конвертировать» в доказательства. А это возможно лишь при наличии достаточно умелой и тщательной работы подразделений правоохранительных органов, которые уполномочены на проведение оперативно-розыскной деятельности.
Специфика преступлений, заключающаяся в групповой сплоченности членов молодёжных экстремистских преступных групп, предполагает взаимодействие между следователем и органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, еще на момент возбуждения уголовного дела. Причем целью данного взаимодействия является не только получение информации об уже совершенных преступлениях, но и о самой группировке, ее структуре и взаимоотношениях между ее членами. При этом основным критерием проверки достоверности полученной информации является другая информация, полученная в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий. Это предполагает проведение значительного числа оперативно-розыскных мероприятий, которые должны быть согласованы между собой. С этой целью уже на этом первоначальном этапе расследования, должен быть план проведения данных мероприятий, а это значит, что субъекты взаимодействия должны четко осознавать цель и задачи как самого взаимодействия, так и того, что необходимо получить на подготовительном этапе к расследованию рассматриваемого вида преступлений. То есть наличие хорошо продуманного и проработанного плана — это залог успешного расследования названного вида преступлений. При этом следует отметить справедливость замечания Р. С. Белкина, который отмечал: «Планирование — метод, но не расследования, а организации расследования» [3, с.376]. Учитывая сложность расследования преступлений, составляющих молодежную организованную преступность, заключающуюся в недостатки информации, которая в дальнейшем конвертируется в доказательства, становится вполне очевидной и другая истина, в соответствии с которой «организованной преступности должно противостоять хорошо организованное расследование, предполагающее высокий уровень взаимодействия всех служб и должностных лиц правоохранительных органов» [4. с. 2]. Следует учитывать то, что «в процессе разработки плана должна быть четко сформулирована основная цель, которая представляет собой аккумуляцию основных интересов и стремлений» [5, с.256]. Причем наряду с основной целью должны формулироваться и промежуточные цели, без которых достижение названной основной цели невозможно. Но даже правильная формулировка этих целей невозможна без привлечения сотрудников правоохранительных органов, на которых возложено осуществление оперативно-розыскной деятельности. Это обусловлено тем, что названные сотрудники, зная возможности проведения тех или иных оперативно-розыскных мероприятий, могут определить степень реальности достижения названных целей, а в отдельных случаях и определить сами цели, если это, например, получение определенной «стартовой» информации, необходимой для проведения определенных оперативно-розыскных мероприятий.
Одной из существенных особенностей молодежных националистических группировок, является то, что любая информация о проведении в отношении их любых действий со стороны правоохранительных органов заставляет эти группировки сплотиться и замкнуться в себе, поставив под контроль любую возможность утечки информации. То есть традиционный подход к расследованию, когда основной массив информации следователь получает в ходе проведения следственных действий, может не дать ожидаемого результата — доказательств, которые могут уличать в совершении преступления конкретных лиц. Для успеха расследования этих преступлений необходимо, чтобы уже на момент начала расследования следователь располагал достаточно большим объемом информации о совершенном преступлении — и не только. В частности, желательно, чтобы у него была также и информация о структуре группировки, статусе в ней каждого ее члена, особенностях взаимоотношений между членами группировки и масса иных сведений, которые могут оказаться полезными при организации и проведении не только расследования в целом, но и отдельных следственных действий.
Одним из основных условий, при котором возможно получение столь значительного массива информации о преступлениях, совершенных молодежными преступными группировками на почве расовой и национальной ненависти, о них самих и их членах является проведение оперативно-розыскных мероприятий до возбуждения уголовного дела. Как справедливо отмечает Н. П. Яблоков: «Процесс раскрытия преступной деятельности организованных преступных групп и сообществ чаще всего начинается с оперативно-розыскной негласной деятельности, в ходе которой выявляется существование той или иной преступной организации и собираются данные о ее криминалистической деятельности» [6, с.108]. То есть вполне очевидно, что основная тяжесть всей работы по сбору информации о преступлении должна приходиться на период, предшествующий возбуждению уголовного дела. Н. А. Подольный называет этот период подготовительным этапом к расследованию преступлений. Обосновывая необходимость выделения данного этапа, он отмечает большое значение оперативно-розыскных мероприятий, выполняемых до возбуждения уголовного дела. Так, он пишет: «С помощью этих действий добывается вся необходимая для последующего расследования информация, создается ее банк, который используется для планирования на первоначальном и последующем этапах расследования» [7, с.19].
Практика расследования преступлений, составляющих молодежную организованную преступность, свидетельствует о том, что интерес к расследованию названных преступлений со стороны подразделений правоохранительных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, ослабевает сразу после того, как устанавливается личность конкретных виновников преступления, что является еще одной особенностью, и эти лица задерживаются или в отношении них избирается мера пресечения — заключение под стражу. Это связано с тем, что следователи и сотрудники правоохранительных органов, на которых возложена обязанность проведения оперативно-розыскных мероприятий, полагают, что расследование названного вида преступлений не составляет каких-либо сложностей из-за возраста лиц, совершивших преступление. Они находятся в плену предубеждения о том, что молодой человек — это человек неопытный, не обладающий достаточным объемом знаний, а потому он не способен противостоять проводимому расследованию, не в состоянии эффективно ему противодействовать. Однако это заблуждение, которое приводит к тому, что совершенные преступления остаются раскрытыми не полностью, то есть когда организаторы данных преступлений уходят от уголовной ответственности.
В связи с этим на данный момент перед правоохранительными органами стоит задача — повысить эффективность взаимодействия между следователями и органами, оперативно-розыскной деятельности. Это является одним из средств, с помощью которого можно повысить эффективность расследования и предупреждать, а также преодолевать противодействие со стороны молодежных преступных организаций.
С учетом вышеизложенного можно выделить основные особенности расследования преступлений, молодежных экстремистских преступных групп:
- любая информация о проведении в отношении их любых действий со стороны правоохранительных органов заставляет эти группировки сплотиться и замкнуться в себе, поставив под контроль любую возможность утечки информации. Эта специфика во многом связана с групповой сплоченностью членов таких группировок, благодаря которой их члены стремятся соблюдать полное молчание по отношению к любым посторонним лицам и в наибольшей мере — по отношению к представителям правоохранительных органов.
- интерес к расследованию преступлений со стороны подразделений правоохранительных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, ослабевает сразу после того, как устанавливается личность конкретных виновников преступления
- основная тяжесть всей работы по сбору информации о преступлении должна приходиться на период, предшествующий возбуждению уголовного дела.
Литература:
1. Криминалистика: расследование преступлений в сфере экономики / Под ред. В. Д. Грабовского, А. Ф. Лубина. Н. Новгород: Нижегор. ВШ МВД России, 1995.
2. Подольный Н. А. Теоретические и практические основы раскрытия и расследования преступлений, совершенных молодежными организованными группировками: Дис.... д-ра юрид. наук. М., 2007.
3. Белкин Р. С. Курс криминалистики: В 3 т. М.: Юристъ, 1997. Т. 2: Частные криминалистические теории.
4. Подольный Н. А. Создание информационной базы для расследования преступлений, составляющих молодежную организованную преступность // Российский следователь. 2009. N 10.
5. Шмонин А. В. Методика расследования преступлений. М.: Юстицинформ, 2006.
6. Яблоков Н. П. Расследование организованной преступной деятельности. М.: Юристъ, 2002.
7. Подольный Н. А. Подготовительный этап к расследованию преступлений // Следователь. 2002. N 8.