В статье актуализируется проблема профилактики агрессивного поведения подростков. Описываются формы и методы психолого-педагогической профилактики.
Ключевые слова:агрессия, агрессивное поведение, профилактика, тренинг, арт-терапия, игры и упражнения.
В современном обществе увеличились различные виды отклонений в поведении подрастающего поколения. Среди таких отклонений особую тревогу вызывают агрессивность. В последние годы отмечается значительный рост, как агрессивности подростков, так и проявлений ими асоциального поведения. В целом агрессивный тип характера обнаруживают 75 % 12–14 летних подростков с асоциальным поведением [1].
Агрессия — это форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
Агрессивное поведение — специфическая форма действий человека, характеризующаяся демонстрацией превосходства в силе либо применением силы по отношению к другому человеку или группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб [8, с. 80].
Проявления различных форм агрессивности обусловлена одновременно как возрастными, так и половыми особенностями. В раннем подростковом возрасте у подростков преобладает физическая агрессия. Как показывают исследования Л. М. Семенюк, уже в возрасте 12–13 лет у подростков наиболее выраженной оказывается такая форма проявления агрессии как негативизм [7].
Анализ литературы позволил выделить несколько наиболее распространенных причин агрессивного поведения подростков: боязнь быть травмированным, обиженным, подвергнуться нападению, получить повреждения; длительные и частые фрустрации; унижения, оскорбления ребенка со стороны родителей; СМИ.
Школа сегодня становится одной из зон поиска наиболее эффективных форм и методов психолого-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков.
Профилактика представляет собой совокупность мер, направленных на охрану здоровья, предупреждение возникновения и распространения болезней, улучшение физического развития населения, сохранение трудоспособности и обеспечение долголетия. Психолого-педагогическая профилактика — это система предупредительных мер, которые ориентированы на устранение внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей [8, с. 18].
Профилактика и предупреждение агрессивного поведения подростков становится психологически необходимой. Проанализировав литературу, можно прийти к выводу, что проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих направлениях:
- выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обусловливают возникновение агрессивного поведения, и своевременное устранение этих неблагоприятных воздействий;
- своевременная диагностика агрессивных проявлений в поведении подростков и осуществление дифференцированного подхода в выборе профилактических средств.
Ведущая роль в предупреждении агрессивности у подростков принадлежит семье, родителям. Однако большое значение отводится педагогам и психологам.
Для профилактики агрессивного поведения необходимо научить подростков навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, привить умения находить мирные пути решения конфликтов, большую важность также имеют навыки совместной работы, получаемые в частности в рамках школы.
Особый интерес представляет собой проблема в выборе необходимых форм и методов профилактики. Остановимся на основных формах:
1. Тренинг по профилактике агрессии наиболее эффективно воздействует на формирование социокультурной компетентности личности подростка, так как подростковый возраст — важнейший период в психосоциальном развитии человека. Программа тренингов по профилактике агрессивности подростков направлена на решение следующих задач:
1) Создать в группе атмосферу взаимного принятия, безопасности и поддержки для максимально полного раскрытия личностью своей позиции и проявления эмоций
2) Создать в группе условия для осознания каждым участником собственной ценности и уникальности, стимулируя тем самым толерантное отношение к другим на основе осознания их права на собственную неповторимость.
3) Формировать и развивать навыки уверенного поведения, конструктивного разрешения межличностных конфликтов.
4) Помочь каждому участнику осознать свою позицию в общении друг с другом на основе анализ своих агрессивных установок в отношении некоторых людей.
Для решения поставленных задач в процессе реализации данной программы используются различные формы работы: лекции, игры, мозговой штурм, групповые дискуссии, психотехнические упражнения и задания, помогающие понять и усвоить главную тему занятия [4, с. 55–56].
2. Арт-терапия. Цель: проработка переживаний человека, которые препятствуют его нормальному самочувствию и его общению с окружающими. С помощью рисунка подросток невольно сообщает о себе то, что никогда не смог бы передать на словах; метод широко применяется для снятия негативных эмоциональных состояний. Подростки рисуют в соответствии со своими желаниями, а также для того, чтобы выразить свои мысли и чувства. Очень большой эффект оказывает на психику рисование пальцем левой кисти для правшей и наоборот [2, с. 59–60].
Среди методов психолого-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков выделяются:
1. Игры и упражнения различной направленности для снижения агрессивного поведения подростков:
- игры и упражнения для обучения приемлемым способам выражения гнева («Разрывание бумаги», «Ролевое проигрывание ситуаций»);
- игры и упражнения, направленные на обучение приемам саморегуляции («Розовый куст», «Избавление от тревоги»);
- подвижные игры для физического и эмоционального раскрепощения («Круговые движения», «Кукла Бобо») [3, с. 246–249].
2. Дискуссия — это метод обсуждения и разрешения спорных вопросов. Результатом ее может быть общее соглашение, лучшее понимание, новый взгляд на проблему, совместное решение. Дискуссия предполагает общение, что является ведущим видом деятельности в подростковом возрасте. Дискуссия высокоэффективна для закрепления сведений, осмысления проблемы и формирования ценностных ориентаций. Примером такой работы может быть проигрывание сюжетов, индивидуальных рисунков [5, с. 102].
3. «Беседа с собой» учит подростков размышлять перед тем, как совершить агрессивное действие. Такого рода беседа будет выступать буфером между порывом и слишком поспешным действием. Данный метод предполагает следующие шаги:
1) Ребенок определяет суть самой проблемы, включая вызванные эмоции: «Он говорит глупости, а я злюсь».
2) Затем обдумывает несколько альтернативных вариантов реагирования. Педагог задает вопросы типа «Тебе нравится то, что ты сделал в этой ситуации?», «А как можно было поступить в этой ситуации?»
3) Разбираются варианты поведения и их последствия («А что будет, если…?»).
4) Затем принимается решение — что надо делать и как надо поступить [4, c.58].
Помимо форм и методов профилактики, важно определить какие специалисты будут заниматься этой проблемой.
Необходимым условием профилактической работы с подростками, проявляющими агрессивное поведение, является привлечение специалистов: классного руководителя, психолога, инспектора по делам несовершеннолетних.
Классный руководитель является связующим звеном в комплексной группе специалистов по организации профилактической работы с подростками. Он делает первичный запрос специалистам и представляет информацию о ребенке.
Не менее важным специалистом в данной проблеме является психолог. Он изучает личность подростков, анализирует адаптацию ребенка в социуме, выявляет дезадаптированных подростков, изучает взаимоотношения подростков со взрослыми и сверстниками. В его обязанности также входит подбор диагностических методик для организации профилактической и коррекционной работы.
В случае, когда агрессивное поведение сопутствует правонарушение, к взаимодействию привлекается инспектор по делам несовершеннолетних. Он проводит пропаганду правовых знаний в образовательном учреждении, участвует в проведении родительских собраний, классных часов. Совместно с представителями педагогического коллектива образовательного учреждения в классах со сложной психолого-педагогической обстановкой проводит профилактические беседы, другие необходимые мероприятия [6, с. 73–79].
Работа образовательного учреждения в аспекте проблемы агрессивного поведения подростков представляет собой единство трех компонентов:
- предупреждения агрессивного поведения путем педагогического просвещения и актуализации проблемы для всех участников образовательного процесса к проблеме;
- сопровождения пар «агрессор-жертва» как необходимого условия прекращения или локализации агрессивного поведения;
- социально-педагогического проектирования среды самореализации подростков как предупреждения и коррекции агрессивного поведения.
Литература:
1. Аверин, В. А. Психология детей и подростков: / В. А. Аверин // Учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А. — 2006. С. 361
2. Бакшеева, Т. С. Влияние арт — терапии на поведение подростков // Школьному психологу. — 2010. — № 7. — с. 58–60
3. Ванакова, Г. В. Агрессивность учащихся: как к ней относиться? / Г. В. Ванакова // народное образование. — 2012. — № 7. — С. 245–250.
4. Воробьев, К. Профилактика агрессивности в подростковой среде // Воспитание школьника. — 2008. — № 6. — с. 55–61
5. Кларин, М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии / М. В. Кларин. — М.: пед. центр Эксперимент, 1998. — 180 с. — ISBN 5–87474–011–2.
6. Самусенко, И. Л. К решению проблемы агрессивного поведения детей и молодежи / И. Л. Самусенко // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. — 2010. — № 9. — С. 73–79.
7. Самусенко, И. Л. К решению проблемы агрессивного поведения детей и молодежи / И. Л. Самусенко // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. — 2010. — № 9. — С. 73–79.
8. Социально-педагогическая профилактика зависимости от психоактивных веществ детей и подростков: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / под ред. В. А. Попова. — М.: Академия. — 2013. — 176с. — (Сер. Бакалавриат). — ISBN 978–5-7695–7425–2.