Теория и методика преподавания предмета «Физическая культура» — сравнительно новая учебная дисциплина в системе высшего профессионального образования в области физической культуры. Ее возникновение связано с реформированием системы образования в стране, необходимостью радикально повысить результативность учебно-воспитательного процесса по физической культуре в учреждениях общего образования — общеобразовательной школе, гимназии, лицее, колледже и др.
Долгое время в системе профессиональной подготовки учителя физической культуры учебный предмет «Теория и методика физического воспитания» изучался совместно с другими спортивно-педагогическими дисциплинами (гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, спортивные игры, плавание и др.), включающими методику их преподавания. При этом первая дисциплина рассматривалась в качестве формирующей профессионально-педагогический облик специалиста — педагога физической культуры. Существовало убеждение, что функции теории и методики обучения предмету «Физическая культура» выполняла теория и методика физического воспитания.
Реформы образования закрепили образовательную направленность физической культуры. Предмет «Физическая культура» приобрел статус области образования, которая может быть реализована в практике путем преподавания различных, даже альтернативных, учебных курсов, предметов. Одновременно повысились требования к уровню подготовки физической культуры, особенно в отношении его дидактической компетентности.
В этих условиях возникла потребность в создании целостного курса теории и методики обучения предмету «Физическая культура», который не повторяет содержания курса теории и методики физического воспитания и спорта, а углубляет и расширяет научно-теоретическую и практическую подготовку педагога физической культуры, дополняет цикл дисциплин предметной подготовки государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Российской Федерации.
Физическое воспитание — неотъемлемая составляющая воспитания и образования подрастающего поколения Российской Федерации и многих других государств. В нашей стране целенаправленно и системно оно ведется в учреждениях дошкольного, общего, профессионального и послевузовского образования.
Физическое воспитание, будучи целостным процессом, по своей направленности, содержанию, формам организации, методам реализации и некоторым другим характеристикам дифференцируется на четыре основные разновидности:
1) учебный предмет «Физическая культура»;
2) физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня;
3) спортивно-массовая работа;
4) физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.
Предмет «Физическая культура», представляя одноименную область общего образования, обязателен для реализации в высших учебных заведениях. Программой регламентируются: объем учебного времени, образовательный минимум, трудоемкость для изучения, результаты, которые выносятся на итоговую государственную аттестацию Государственным образовательным стандартом РФ.
Предмет «Физическая культура» интегрирует (объединяет) другие виды физкультурной деятельности в единый процесс физического воспитания. Данное обстоятельство в совокупности с тем, что предмет выступает как инвариантная область образования, выполняет роль системообразующего начала среди видов физкультурной деятельности учащейся молодежи. Постоянно возрастает его значимость в формировании психофизического состояния студентов. Все это обусловливает потребность данной дисциплины базироваться на современных теории и методике обучения.
Предмет «Физическая культура» в силу специфики функций в структуре содержания значительно отличается от других учебных дисциплин. Учебно-воспитательный процесс по предметам, представляющим филологические, общественные, естественные, математические науки, отличается определенной общностью использования дидактических принципов, методов, форм организации. Учебный процесс по физической культуре связан с комплексным воздействием на морфофункциональную сферу, состояние здоровья и психику учащихся. Содержание и средства обучения, характер дидактического взаимодействия педагога и учащихся весьма специфичны.
Общие закономерности обучения двигательным действиям, развития двигательных способностей, воспитания качеств личности в процессе занятий физическими упражнениями разработаны и описаны в теории и методике физического воспитания.
Базовые (теория физической культуры или физического воспитания; психология общая, педагогическая, физического воспитания; физиология человека: общая, возрастная, физических упражнений; гигиена: общая, физических упражнений; биомеханика; спортивная метрология; информатика и др.) и смежные(методика физического воспитания, теории и методики спортивно-педагогических дисциплин, теории и методики внеурочных форм организации физического воспитания в школе и др.) науки с теорией и методикой обучения предмету «Физическая культура» получили значительное развитие.
Разработаны альтернативные концептуальные подходы к обновлению этой области образования. Накоплен фактический материал по проблеме теории и методики урока физической культуры. Возрастают потребности общества и формирующейся личности в результативности учебно-воспитательного процесса по данной дисциплине. Все это в совокупности составляет объективные и субъективные предпосылки для создания теории и методики обучения предмету «Физическая культура».
Курс теории и методики обучения предмету «Физическая культура» может быть представлен как единство двух составляющих: дидактики и методики преподавания предмета «Физическая культура».
В педагогической литературе эти два понятия — предметная (частная) дидактика и методика преподавания –анализируются с различных позиций. Одни ученые их не разделяют, считая синонимами; другие отмечают сравнительно большую практическую направленность методик; третьи полагают, что предметные методики не отражают полноты самой науки, которую они представляют. Те, кто идентифицируют частные дидактики с методиками преподавания, исходят из общности объекта исследования обеих наук — обучения. Это верно, процесс обучения пронизывает содержание и дидактики, и методики. В одном случае акцент переносится на научно-теоретический, методологический аспекты, в другом — на научно-методический, технологический, процессуально-практический. Методика обходит проблемы содержания науки или дисциплины, которую она обслуживает. Вместе с тем, вне сферы методики остаются и многие проблемы, составляющие научно-теоретическую и методологическую основу физической культуры. Они входят в содержание частной дидактики — теории образования. В таком понимании дидактику (или теорию образования) предмета «Физическая культура» можно рассматривать как часть двух отраслей педагогической науки — общей дидактики и теории физического воспитания, объединенных в науку, изучающую образование и обучение по данной дисциплине. В этом случае методика физической культуры — раздел общей методики и методики физического воспитания, представляющий науку о закономерностях преподавания и учения по предмету «Физическая культура».
Предмет теории образования (дидактики) по физической культуре включает следующие вопросы:
- место, значение, функции, цель физической культуры в содержании образования;
- содержание предмета;
- дидактические процессы, дидактические системы предмета и концепции ее обновления на разных этапах развития общества;
- разработка педагогических технологий.
Предмет методики преподавания физической культуры — взаимодействие преподавания и учения, ориентированное на достижение целей и задач дисциплины:
- выбора оптимальных, соответствующих целям и задачам средств, форм, методов обучения, воспитания, развития;
- программирования учебно-воспитательного процесса;
- организации непосредственного взаимодействия процессов преподавания и учения;
- оценки и анализа результатов взаимодействия преподавателя и учащихся и разработки рекомендаций для очередных дидактических циклов.
Содержание предмета «Методика физической культуры» состоит из разработки на базе достижений частной дидактики теории образования и общих закономерностей физического воспитания дидактических систем дисциплины, отражающих специфику регионов страны, субъектов Федерации и отдельных групп учащихся и их реализации, что является функцией педагогической технологии.
Цель теории и методики обучения предмету «Физическая культура» — исследование путей формирования у студентов методических навыков и умений.
Отсюда теория и методика обучения предмету «Физическая культура» — это совокупность знаний частной дидактики и методики преподавания физической культуры. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура» представляет собой общий курс, интегрирующий образование, воспитание и развитие учащихся на уроках физический культуры в целостный педагогический процесс.
Цель дисциплины «Теория и методика обучения физической культуре» — формирование у студентов знаний основ теории и методики обучения физической культуре и применение их в своей профессиональной деятельности.
В преподавании дисциплины теория и методика обучения предмету «Физическая культура» решается комплекс педагогических задач:
- показать с научных позиций становление, состояние и развитие теории и методики обучения физической культуре;
- раскрыть значение, роль и место теории и методики обучения физической культуре в познании общепрофессиональных дисциплин;
- способствовать формированию научного мировоззрения и критического мышления;
- содействовать повышению общей педагогической культуры, расширению умственного кругозора, обогащению знаниями в области физической культуры и спорта.
В результате обучения и воспитания студенты должны знать:
- историю становления теории и методики обучения физической культуре, ее интегрирующую роль и место в дисциплинах направления «Физическая культура»;
- понятийный аппарат теории и методики обучения физической культуре;
- методологию обобщающих теоретических исследований по проблематике физической культуры и спорта;
- научно-методические, программно-нормативные основы системы физического воспитания;
- средства, методы и формы физической культуры и спорта;
- теорию и технологию обучения двигательным действиям и воздействие физических упражнений на развитие личности.
- Уметь:
- организовывать и проводить учебные занятия по физической культуре;
- способствовать развитию профессиональных, экстремальных, технических видов спорта;
- применять эффективно принципы, методы, средства спортивной тренировки;
- осуществлять оздоровительные и рекреационные формы физической культуры;
- воспитывать психологические качества средствами и методами физической культуры и спорта;
- совершенствовать профессиональное мастерство специалистов-педагогов физической культуры и спорта;
- организовывать и проводить научную деятельность в области физической культуры и спорта.
Дисциплина «Теория и методика обучения физической культуре» является составной частью социально-гуманитарного образования, общекультурной и профессиональной подготовки студента. Она направлена на решение образовательных, развивающих, воспитательных задач, обеспечения всесторонней подготовленности личности студента. В процессе изучения дисциплины «Теория и методика обучения физической культуре» студенты углубляют свои знания в области теории и методики обучения физической культуре и учатся творчески использовать полученные знания в процессе своей жизни и профессиональной деятельности.