В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья: происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптационные возможности, повышается его устойчивость к внешним воздействиям, формируется осанка, приобретаются физические качества, привычки, вырабатываются волевые черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Малоподвижность детей плохо сказывается на их физическом и духовном развитии, снижает тонус их нервной системы, угнетает их психическую активность. Современные условия жизни (транспорт, комфорт в квартирах и т. д.) способствуют уменьшению двигательной активности детей, а такие явления, как гиподинамия, двигательное «голодание», наблюдаются как в семье, так и в дошкольных учреждениях. Физическая культура охватывает те стороны жизни и воспитания, которые имеют решающее значение для нормального физического развития двигательной сферы человека. Главным направлением считаем создание двигательной активности на основе творческой деятельности.
Все дети хотят и мечтают быть сильными, ловкими, быстрыми, смелыми, завоевать признание окружающих благородством поведения, не пасовать перед трудностями, ловить взгляды сверстников. Все это, увы, недостижимо, если не будет главного-здоровья, т.е, своей воли, систематической системой занятий, можно реально воспитать, не только укрепить свое здоровье, придать силу и красоту своему телу. К физической культуре мы приобщаем ребёнка постоянно, ежечасно, ежеминутно. Она пронизывает всю его жизнь, все виды деятельности, отдых. На своих занятиях и в повседневной жизни мы развиваем природную потребность ребёнка в движении, не подавляя её. Ребёнку нужна оптимальная двигательная активность, недостаток её неблагоприятен: ослабляется сердечная деятельность, нарушается обмен веществ, сдерживается физическое развитие, ослабевают мышцы, ухудшается общее состояние ребёнка. Всё должно быть в меру. Дошкольникам полезны: ежедневная утренняя гимнастика, физкультурные занятия, динамические часы, также должен быть предоставлен простор для самостоятельных игр, упражнений, развлечений. Для этого необходимо проводить занятия в различных вариантах, в нетрадиционной форме: олимпиады, походы, дни здоровья, путешествия, нужно давать детям возможность импровизировать на занятиях. Используя эти приёмы, занятия получаются интересными, дают большую эмоциональную нагрузку, дарят детям радость. В своей работе используем нетрадиционные подходы к построению и содержанию НОД, которые позволяют разумно распределить нагрузку, учитывать уровень двигательной активности, полоролевой принцип подбора движений.
Такие занятия, как:
- «Я здоровье берегу — быть здоровыми хочу».
- «В путь дорогу собирайся — за здоровьем отправляйся»
- «Знай свое тело»
Для младших дошкольников НОД строятся на основе русских народных сказок, или путешествиях, но неизменным остается главное:
- удовлетворить потребность в движениях,
- сформировать положительные эмоции,
- способствовать самостоятельной активной деятельности.
А в старших группах на занятиях серии «Изучаем свое тело»- мы изучаем строение человеческого тела, связь организма с окружающей средой, функциях того или иного органа, а также самоконтроль и самооценка, обучение самомассажу, привитие элементарных навыков по уходу за собой и оказанию первой медицинской помощи. НОД проводятся по сюжетам путешествия, знакомства, поиска. Это выбор двигательного режима. Видоизменяя НОД, подбирая соответственное оборудование-все это создает благоприятные двигательно- игровые ситуации для реализации потенциала движений. Для успешного решения всех задач физического воспитания мы считаем, что одним из необходимых условий является приобретение спортивного оборудования. В нашем детском саду создана развивающая предметно — социальная среда, предупреждающая заболевания и травматизм, повышающая физическую и умственную работоспособность ребёнка. Имеется спортивный зал с необходимым оборудованием: гимнастическая стенка с набором приставных досок и лестниц, дуги для подлезания, разной высоты скамейки, кубы для спрыгивания, канат, волейбольная сетка, фитоболы, массажные коврики, обручи, мячи, лыжи, различные тренажёры, гантели и мелкий спортивный инвентарь. Есть бассейн, в котором есть оборудование для дыхания: бабочки, мячики, кораблики; для подныривания: обручи, палки, круги; для ныряния различный мелкий инентарь: тонущие игрушки, камешки, ракушки и т. п. Всё это повышает интерес к физкультуре, развивает жизненно — важные физические качества, увеличивает плотность занятий и позволяет с большей нагрузкой выполнять основные виды упражнений. Функции спортивно — игрового оборудования имеют большее значение, если дети (помощью взрослого) поднимают, переносят, расставляют, убирают, складывают в определенно-отведенное место.
Среди нетрадиционных форм оздоровления можно выделить такие, как: дыхательная и звуковая гимнастика. Цель — научить детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям. При этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей. Для улучшения вентиляции легких после бега применяем специальные упражнения: после гибкого вдоха, выдох выполняется с произношением звуков, где каждый звук очищает внутренние органы от углекислого газа:
- А — гортань;
- О — бронхи;
- И — сердце;
- У — желудок;
- Ш — печень;
- М — кишечник.
Хождение босиком — используем как метод, для укрепления сводов стопы и ее связок. Для повышения выносливости в теплое время года с детьми занимаемся оздоровительным бегом. С детьми старшей группы — 1, 5–2 минуты, подготовительной группы- 2–2, 5 минуты.
Самомассаж. Массаж — повысить защитные средства слизистых и т. д. Во время утренних процедур самомассаж ушных раковин, пальцев. Во время дыхательной гимнастики.
Массаж — это совокупность приемов механического дозированного воздействия на тело человека с помощью различных приёмов и манипуляций, проводимых руками или с помощью специальных аппаратов с лечебной или профилактической целью. Органы и системы организма не остаются безразличными к этому воздействию, они реагируют на него различными функциональными изменениями.
Массаж становится неотъемлемой частью комплексной профилактики и лечения разных недугов. Проводить лечебный массаж полезно не менее одного раза в день.
Тренинг — элемент психической дисциплины, которому можно и нужно научить дошкольников, способность преувеличивать положительное и растворять, распылять отрицательное.
При выполнении тренингов важным является умении детей вообразить описываемую ситуацию, что в свою очередь дает им возможность успокоиться, снять излишнее напряжение и повысить своё настроение.
Релаксация — это один из путей преодоления внутреннего напряжения, основанный на более или менее сознательном расслабление мышц. Даже дошкольники, живущие в современном цивилизованном мире, испытывают на себе повышенные психические и физические нагрузки; постоянная спешка, беспокойство, поток негативной информации с телеэкрана, частые инфекционные заболевания, усталость, приводящие в дальнейшем к перенапряжению. Обучая детей методом релаксации, мы помогаем им снять внутреннее мышечное напряжение, успокоиться, тем самым привести нервную систему и психику в нормальное состояния покоя. Умение детей управлять своими чувствами и эмоциями — ещё один шаг к воспитанию у них уверенности в себе.
Для получения наибольшего оздоровительного эффекта необходимо соблюдать следующие правила при подборе упражнений и их выполнение. Упражнения на релаксацию выполняются в тихой, спокойной обстановке. Расслабляться лучше с закрытыми глазами.
В зависимости от условий применения данных упражнений используются различные позы.
Во время выполнения. Учить детей распознать ощущения напряженности и расслабленности.
Не спешить заканчивать релаксацию. Дети могут полежать, если им хочется.
Выходить из этого состояния нужно медленно и спокойно: сначала потянуться, словно после пробуждения ото сна, затем открыть глаза и потихоньку сесть. При использовании упражнений на релаксацию отдельных частей тела учитывается предыдущий вид деятельности детей (так, если было рисовано или аппликация, то целесообразно выполнять упражнения на расслабление мышц рук, спины, шеи). Желательно при выполнении релаксации использовать спокойную музыку.
Музыкотерапия — это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменять душевное и физическое состояние человека, знали еще в Древней Греции, в других странах. В конце прошлого века русский физиолог И. Р. Тарханов своими оригинальными исследованиями доказал, что мелодии доставляющие человеку радость, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов и нормализации артериального давления, а раздражающая музыка даёт прямо противоположный эффект.
В детском саду хорошо поставлена работа с родителями. Особенно интересно проходят Дни открытых дверей, открытые занятия по физической культуре, утренней гимнастике, праздники. В группах есть «Уголки физического развития детей», где есть необходимые консультации, памятки, буклеты для родителей, на которых демонстрируется необходимый материал для работы по физическому воспитанию и оздоровлению детей в семье. Родители активно участвуют в совместных физкультурных мероприятиях. Работники дошкольных учреждений — люди творческие и мы не исключение. Наши дети в зимний период носят дольку чеснока в футляре из — под шоколадного яйца, которые ребята сами украсили аппликациями.
Используя нетрадиционные методы в физической подготовленности детей, можно достигнуть наивысшей двигательной активности, эмоционального подъёма, снижения заболеваемости, подарить детям радость в движении. Не нужно навязывать своё мнение, свою форму ведения занятия. Я всегда перед проведением занятия смотрю на настроение ребят, на их реакцию на мои слова. Если я предлагаю классические упражнения и радости в глазах детей не вижу, я тут же перестраиваюсь. Здесь как палочка-выручалочка помогают нетрадиционные методы и приёмы. У инструктора по физической культуре есть большие возможности преподнести свой материал в ненавязчивой форме.
Литература:
1. Бабенкова Е. Л., Федоровская О. М., Игры, которые лечат. — Москва 2008.
2. Борисова Е. Н., Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.-Москва 2009..
3. Гришин В. Г., Осипов Н.Ф,. Малыши открывают спорт..- Москва 1975.
4. Кельман А. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возрараста.- Москва 1975.
5. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления.- Москва 2000.
6. Моргунова О. Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ.- Воронеж 2005.
7. Никанорова Т. С., Сергиенко Е. М. Здоровячок. –Воронеж 2007.
8. Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду. Москва- 2000.