Влияние Юго-Восточной железной дороги на экологию Воронежской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экология

Опубликовано в Молодой учёный №6 (86) март-2 2015 г.

Дата публикации: 11.03.2015

Статья просмотрена: 1092 раза

Библиографическое описание:

Чертков, П. В. Влияние Юго-Восточной железной дороги на экологию Воронежской области / П. В. Чертков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 6 (86). — С. 333-336. — URL: https://moluch.ru/archive/86/16211/ (дата обращения: 16.11.2024).

Железнодорожный транспорт по сравнению с прочими видами транспорта не является самым активным источником загрязнения биосферы, но в совокупности с объектами-загрязнителями других отраслей промышленности создает серьезную угрозу для окружающей среды.

Воздействие объектов железнодорожного транспорта на окружающую среду осуществляется при строительстве и реконструкции железных дорог, станционных и дополнительных путей, предприятий железнодорожного транспорта, зданий и сооружений, контактной сети, СЦБ и связи, подземных коммуникаций, объектов непроизводственного назначения; эксплуатации железных дорог и подвижного состава; производственно-хозяйственной деятельности железнодорожных предприятий [3].

При строительстве железных дорог осуществляется отвод земель под железнодорожное полотно, линейные устройства, мосты, водопропускные трубы, виадуки и пр., станционные площадки, ЛЭП, здания и сооружения, который составляет на перегонах от 3 до 20 га на 1 км пути, а на станциях может достигать 50–80 га. На 1 км высоковольтной линии уничтожается более 5 га ценных земельных угодий, леса. Значительную площадь занимают отработанные притрассовые карьеры, отвалы, резервы. Площадь земель, нарушаемая при их вскрытии и разработке, составляет до 85 % нарушаемых территорий. Кроме того, при разработке карьеров, буровзрывных работах, гидромеханизации, сооружении мостов и труб происходит существенное изменение ландшафта, водная и ветровая эрозия, заболачивание и затопление ценных пахотных земель, дефляция грунта, уничтожение плодородного слоя почвы, изменение гидрологических условий, высыхание малых рек и ручьев, вырубка лесных массивов, гибель ценных видов флоры и фауны.

Значительный ущерб окружающей среде наносят передвижные источники загрязнения. Ежегодно пробег тепловозов по сети железных дорог РФ составляет более 800 млн. локомотиво-км, дизель-поездов, — более 900 млн. локомотиво-км. Учитывая, что выбросы окиси углерода составляют в среднем 10–50 кг/час, окислов азота 20–60 кг/час, окислов серы, углеводородов — 1–5 кг/час, сажи — 0,5 кг/час, можно оценить, в какой мере происходит загрязнение атмосферного воздуха [2, 3].

По сети железных дорог России перемещается более 180 тыс. вагонов в сутки с пылящими грузами, при этом с подвижного состава теряется до 3,5 млн. т угля, 1,5 млн. т руды, 0,36 млн. т минеральных удобрений, 0,15 млн. т солей ежегодно. Все это оседает в почвообразующих слоях, попадает в природные водоемы, содержится в виде аэрозолей в атмосферном воздухе.

Кроме того, на основных магистральных направлениях на 1 км пути выливается до 200 м3 фекальных стоков и выбрасывается более 10 т мусора с пассажирских вагонов, при этом 65 % загрязнений приходится на перегоны, а 35 %) — на станционные площадки [2].

Болезненным вопросом для городов, в которых расположены парки отстоя пассажирских поездов, является использование печного отопления (на угле) для подогрева вагонов на стоянках. При этом в атмосферу выделяются вещества рефлекторного действия (в первую очередь, окислы серы), что негативно сказывается на состоянии здоровья населения.

Стационарные источники загрязнения — предприятия железнодорожного транспорта являются не менее опасными. Среди них следует отметить шпалопропиточные, щебеночные, ремонтные заводы, депо, промывочно-пропарочные, дезинфекционно-промывочные станции, котельные.

С данных предприятий ежегодно выбрасывается в атмосферу более 80–150 тыс. т твердых частиц (пыль, сажа), 90 тыс. т окиси углерода, 20 тыс. т окислов азота, 70 тыс. т окислов серы, 10 тыс. т лакокрасочных веществ (бензол, ксилол, толуол, этилацетат, бутиловый и этиловый спирты и т. д.), 90 т пятиокиси ванадия, а также десятки тонн таких опасных ингредиентов как свинец, кислоты, щелочи, соли тяжелых металлов, фенолы, трихлорэтилен и пр.

Со стационарных источников загрязнения только с производственными стоками в водоисточники ежегодно попадает более 60 тыс. т минеральных, 6,5 тыс. т взвешенных и около 6 тыс. т органических веществ, 3 тыс. т нефтепродуктов, 4 т фенолов, а также значительное количество тяжелых металлов (свинца, хрома, никеля, меди), поверхностно-активных веществ и т. д. [7].

Значительные количества воды теряются при утечках, испарениях, при неэкономном использовании, а средний процент использования водооборота на предприятиях железнодорожного транспорта достигает не более 43 %.

Учет и контроль за сбросами загрязненных поверхностных снеговых и дождевых стоков на железнодорожном транспорте практически не производится, несмотря на то, что с территорий депо при существенных осадках и интенсивном снеготаянии может сбрасываться более 100 м3 /час, а со станционных площадок — более 1000 м3/час сточных вод, загрязненных взвешенными, органическими веществами, нефтепродуктами и металлами.

Особо опасной проблемой на железнодорожном транспорте являются утечка нефтепродуктов. На ряде станций вследствие утечек под путями сформировались нефтяные линзы, плавающие на грунтовых водах. Подъем последних приводит к появлению нефтепродуктов в подвальных помещениях зданий, что вызывает взрывы и пожары.

Одной из глобальных экологических проблем в настоящее время является защита окружающей среды и населения от воздействия диоксинов и диоксиноподобных токсикантов (класс соединений, включающий в себя полихлориро-ванные дибензо-п-диоксины, полихлорированные дибензофураны, бифенилы, другие полиароматические хлорсодержащие вещества). Поэтому железнодорожный транспорт также вносит существенный вклад в дело загрязнения окружающей среды этими соединениями. Диоксины относятся к высокотоксичным веществам, оказывающим вредное воздействие на здоровье людей и экологические системы. Структура площади загрязненности от объектов ЖДТС показана в таблице 1.

Таблица 1

Площади загрязненных территорий железнодорожных предприятий

Наименование предприятия

Средняя площадь общая предприятия, га

Площадь загрязнённой территории, %

общая

загрязненная

Депо:

 

 

 

Локомотивные

5

1

20

вагонные

4.5

0.9

20

рефрижераторные

3

0.3

10

Промывочно-пропарочные станции

12

3

25

Шпалопропиточные заводы

10

2.4

24

Станции и пункты обслуживания вагонов

50

5

10

Пункты подготовки вагонов:

2

0.06

3

пассажирских

 

 

 

грузовых

2

0.15

5

 

Среди объектов ЖДТС самую большую площадь загрязнения имеют промывочно-пропарочные станции, шпалопропиточные заводы и депо.

ЖДТС отличается значительным уровнем водопотребления. Основные показатели сточных вод показаны в таблице 2.

Таблица 2

Средние расходы воды и характеристика сточных вод основных технологических процессов на железнодорожном транспорте [3,1]

Наименование процесса

Средний расход воды, м3/сут.

Качество сточной воды

Количество нефтепродуктов, мг/дм3

Количество взвешенных веществ, мг/дм3

РН

Окисляемость (по КМп04), мг 02/дм3

Щёлочность, мг-экв/л

Промывка и пропарка цистерн

500–2000

200–500

1000–3000

6–8

-

6–6,5

Промывка грузовых вагонов

50–500

100–600

100–20000

7–9

20–300

3–12

Обмывка пассажирских вагонов

200–1000

10–300

30–2000

7–8

10–800

3–6

Промывка деталей и моечных машин

3–10

3000–25000

6000–13000

12–13

-

200–700 j

Нанесение защитных покрытий в гальваноцехах

1,5–2,0

-

5–200

1,5–3

-

-

Зарядка аккумуляторных батарей

1,0–1,5

-

100–1000

1–14

-

дс-5000

Пропитка древесины

50–200

140–2100

60–960

6–7,5

300–1400

-

Охлаждение компрессоров и др. аппаратов

100–300

Условно чистая

 

Геохимическое влияние на окружающую среду оказывают подвижной состав, в основном дизельные двигатели тепловозов. Структура их влияния показана в таблице 3.

Таблица 3

Выбросы вредных веществ дизельными двигателями тепловозов [3, 1]

Наименование вещества

Выбросы вредных веществ, мг/м

Холостой ход

Максимальная нагрузка

Оксиды азота

121–208

291–421

Оксид углерода

56–114

71–318

Сернистый ангидрид

1,7–3,5

2,6–82

Формальдегид

1,15

1,94

Ацетальдегид

1,0

0,92

Акролеин

1,73

3,41

Ароматические углеводороды

8,33

12,50

Сажа

120

84


 

Наибольшие показатели в структуре выбросов имеют оксиды азота и углерода.

Наряду с геохимическим воздействием следует отметить, что интенсивное воздействие железнодорожного шума вызывает существенные изменения функционального состояния центральной нервной и сердечно-сосудистой систем, слуховой чувствительности и другие нарушения в организме людей, проживающих вблизи железнодорожных линий, грузовых и сортировочных станций [5].

Огромный урон окружающей среде наносится авариями на железных дорогах, особенно дорожно-транспортными происшествиями, которых в среднем за год может быть более 25 и 2–3 крупные аварии, связанные со сходом цистерн и гибелью людей.

Итак, антропогенное воздействие железнодорожного транспорта на окружающую среду можно классифицировать по следующим признакам:

-          механическое (загрязнение земель, водных ресурсов механическими примесями и твердыми отходами, не оказывающими физического воздействия на окружающую среду и человека и не вступающими в химические реакции; изменение морфологического и структурного состояния почв, их нарушение при работе строительной техники, выработке карьеров и т. д.);

-          химическое (изменение химических свойств природной среды, загрязнение атмосферы, почвы и воды химическими веществами);

-          физическое (изменение физических параметров окружающей среды: температуры, влажности, уровня шума, вибраций, электромагнитного и радиоактивного излучения);

-          биологическое (загрязнения микроорганизмами, бактериями и вирусами).

В зоне влияния ЖДТС происходит быстрая изменчивость ландшафтной структуры, что приводит к изменению горизонтальных вертикальных связей, увеличивая или уменьшая поступление вещества из одних ландшафтов в другие. Происходит вторичное засоление, эрозия, заиливание, изменение уровня грунтовых вод, изменение биотического потенциала.

Таким образом, влияние ЖДТС многофакторно и на многих участках интенсивного ее функционирования еще не достаточно изучено.

 

Литература:

 

1.         Доклад о состоянии окружающей природной среды Воронежской области в 2005 году. — Воронеж: ВГУ, 2006. — 143 с.

2.         Казанский Н. Н. Экономическая география транспорта / Н. Н. Казанский, В.С Вампи-лов, В. Г. Галабурда. — М.: Проспект, 1991. -322 с.

3.         Маслов Н. Н. Охрана окружающей среды на железнодорожном транспорте / Н. Н. Маслов. — Л.: ЛИИЖТ, 1990. — 54 с.

4.         Михин Ф. И. Железнодорожный транспорт ЦЧР и пути его развития // Научные записки Воронежского отдела Географического общества СССР.-1963.

5.         Новиков, Вячеслав Михайлович. Основы транспортного права: Железнодорожный транспорт): Учеб. для студ.вузов для спец. ж.-д. транспорта / Ред.Т. И. Якушкина.- М.: Транспорт, 1995–190 с.

6.         Орданский, Марк Семенович. Право оперативного управления предприятий железнодорожного транспорта: Учебное пособие 'М. С. Орданский. — Уфа: Изд-во Башкир, ун-та.1980.-70 с.

7.         Чертков П. В. Критерии геоэкологических оценок воздействия ЮВЖД на окружающую среду Воронежской области. Вестник Воронежского отдела Русского Географического общества; том 6.-Воронеж:ВГПУ, 2006.-103 с.

Основные термины (генерируются автоматически): железнодорожный транспорт, окружающая среда, вещество, окисел серы, подвижной состав, атмосферный воздух, дизельный двигатель тепловозов, км пути, окисел азота, стационарный источник загрязнения.


Похожие статьи

Влияние экологической ситуации на демографические показатели Кемеровской области

Современное состояние лесопромышленного комплекса Вологодской области

Влияние интернет-технологий на развитие России в целом

Влияние западных санкций на развитие РЖД

Роль предпринимательства в социально-экономическом развитии Белгородской области

Современное состояние и перспективы развития транспортно-логистической инфраструктуры Новосибирской области

Влияние конкурентной среды на производство в молочной промышленности Московского региона

Территориально-структурные особенности лесопромышленного цикла в Курганской области

Интермодальные перевозки в Южном регионе Российской Федерации. Проблемы и пути их решения

Загрязнение окружающей среды и состояние здоровья населения Кызылординской области (обзор литературы)

Похожие статьи

Влияние экологической ситуации на демографические показатели Кемеровской области

Современное состояние лесопромышленного комплекса Вологодской области

Влияние интернет-технологий на развитие России в целом

Влияние западных санкций на развитие РЖД

Роль предпринимательства в социально-экономическом развитии Белгородской области

Современное состояние и перспективы развития транспортно-логистической инфраструктуры Новосибирской области

Влияние конкурентной среды на производство в молочной промышленности Московского региона

Территориально-структурные особенности лесопромышленного цикла в Курганской области

Интермодальные перевозки в Южном регионе Российской Федерации. Проблемы и пути их решения

Загрязнение окружающей среды и состояние здоровья населения Кызылординской области (обзор литературы)

Задать вопрос