Факторы профессионального саморазвития юриста в условиях постдипломного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (86) март-2 2015 г.

Дата публикации: 14.03.2015

Статья просмотрена: 1049 раз

Библиографическое описание:

Назарова, А. С. Факторы профессионального саморазвития юриста в условиях постдипломного образования / А. С. Назарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 6 (86). — С. 662-666. — URL: https://moluch.ru/archive/86/16223/ (дата обращения: 16.11.2024).

В статье рассматриваются основные факторы профессионального саморазвития юриста в условиях постдипломного образования, автор раскрывает понятие данных факторов и приводит их классификацию: личностно-наследственные, культурные, социально-экономические, определяя их роль для профессионального саморазвития юриста в условиях постдипломного образования.

Ключевые слова: профессиональное саморазвитие, постдипломное образование, юрист, фактор профессионального саморазвития юристов в условиях постдипломного образования.

 

В современном обществе к профессии юриста, также как и к любой другой профессии предъявляется ряд определенных требований, как квалификационного так и личностного характера. Одним из требований личностного характера, которое в настоящее время приобретает все большее значение в условиях изменчивости современного законодательства, а следовательно, и запросов общества, становится способность к профессиональному саморазвитию. В связи с этим, актуальным является исследование вопроса особенностей профессионального саморазвития юриста, факторов, влияющих на данный процесс.

Следует подчеркнуть, что особенно актуальным становится изучение факторов профессионального саморазвития не в условиях получения высшего профессионального образования, когда профессиональные умения и навыки находятся только в процессе формирования, а на уровне постдипломного образования, когда процессе профессионального саморазвития переходит на несколько иную стадию, профессиональное саморазвитие с определенными качествами уже сформировано, специалист в области права уже осуществляет юридическую деятельность, поэтому гораздо сложнее отследить процесс саморазвития, а уж тем более осуществить в необходимых случаях его корректировку.

Многовековые исследования человеческого развития дали возможность установить закономерность, согласно которой на саморазвитие личности влияют как внутренние условия, такие как — физиологические и психические свойства организма, и внешние условия — в самом общем смысле среда, в которой данный организм живет и развивается.

В рамках условий, действуют определенные факторы, влияющие на процесс саморазвития личности.

Актуальность проблемы, ее недостаточная разработанность в отечественной педагогической литературе, определила одну из задач исследования — определение факторов, влияющих на профессиональное саморазвитие юриста в условиях постдипломного образования.

На данном этапе становится актуальным изучение факторов, влияющих на процесс саморазвития юриста в условиях постдипломного образования.

Прежде всего, обратимся к тем научным и энциклопедическим источникам, где раскрывает смысл понятия «фактор». В «Большом толковом словаре русского языка» Д. Н. Ушакова «фактор» (лат. factor — делать, творец чего-нибудь), определяется как движущая сила, причина какого-нибудь процесса, обуславливающая его или определяющая его характер [8].

«Толковый словарь» С. И. Ожегова определяет «фактор» как момент, существенное обстоятельство в каком-нибудь процессе, явлении [7].

Аналогическое определение дает Большой энциклопедический словарь, (от лат. factor — делающий — производящий), причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты [1].

Под факторами, влияющим на профессиональное саморазвитие мы понимаем, движущие силы профессионального саморазвития, определяющие его характер.

Анализ научных трудов, посвященных профессиональному саморазвитию, и в частности фактором профессионального саморазвития, позволяет сделать вывод о том, что факторы влияющие на профессиональное саморазвитие юриста в условиях постдипломного образования не разработаны, большинство работ посвящено либо факторам профессионального саморазвития в рамках ВУЗа, такие как «Факторы профессионально-творческого саморазвития личности в процессе вузовского образования» Щуров Е.А [10], «Мотивационно-смысловые факторы личностно-профессионального саморазвития специалистов» Гаранина Ж. Г. [4], «Информационно-образовательная среда ВУЗа как фактор профессионально-личностного саморазвития будущего специалиста» Остроумова Е.Н [6] и др.

Либо конкретным специалистам, такие как «Факторы профессионально-творческого саморазвития преподавателя ВУЗа» Вековцева Т.А [2], «Приоритеты, подходы и факторы концепции профессионального саморазвития курсантов в процессе обучения в ВУЗе МВД России» Щуров Е. А. [11], «Условия и факторы профессионального саморазвития будущего социального работника» Верховод Ф. С. [3], «Инновационная деятельность педагогов как важный фактор их профессионально-личностного саморазвития» Кайдан И. Г., «Внешние и внутренние факторы концепции профессионального саморазвития курсантов в процессе практико-ориентированной подготовки в ВУЗе МВД России» [5] и многие другие.

В исследовании факторов влияющих на профессиональное саморазвитие личности в условиях постдипломного образования принимали участие специалисты в области права, работающие в нескольких судах г. Волгограда, в возрасте 23–40 лет, с базовым высшим образованием по специальности «Юриспруденция». Объем выборки составил 70 человек.

Для определения факторов профессионального саморазвития была проведена диагностика уровней профессионального саморазвития юристов на основе авторского теста «Факторы саморазвития».

Для обработки полученных эмпирических данных использовался кластерный анализ.

В результате проведенного исследования были выделены следующие факторы: личностно-наследственные, культурные, социально- экономические.

Среди личностно-наследственных факторов влияющих на процесс профессионального саморазвития юриста в условиях постдипломного образования нами были выделены следующие: биологический (наследственный фактор), деятельностный (собственная деятельность самой личности).

Биологический (наследственный фактор) — предполагает совокупность природных свойств организма, переходящих к субъекту саморазвития от родителей и предполагающих процесс саморазвития на различных уровнях, в том числе и в процессе постдипломного образования. Сюда можно отнести особенности нервной системы личности — стрессоустойчивость, целеустремленность, усидчивость, выносливость или напротив определенные заболевания, которые могут влиять на процессы как личностного так и профессионального саморазвития.

Кроме этого, в рамках биологического фактора можно выделить педагогический аспект, так как в процессе воспитания, родители оказывают определенное влияние на детей, что предполагает их деятельность. Как показали результаты кластерного анализа, у 15 % респондентов родители и/или близкие родственники профессиональные юристы в различных сферах правой деятельности.

Деятельностный (собственная деятельность самой личности) предполагает, определенный алгоритм действий субъекта профессиональной деятельности. Этот фактор как может определятся особенностями воспитания и наследственности, так и характером самой личности. Так, нами было выявлено, что 99 % респондентов отмечают у себя такие качества, как — целеустремленность, стрессоустойчивость, стремление к саморазвитию и самообразованию, интерес к инновациям в профессиональной деятельности, активность, коммуникабельность.

К основным культурным фактором можно отнести следующие: воспитательный (педагогический), парадигмальный, мировоззренческий.

Воспитательный фактор на наш взгляд особенное влияние оказывает на процесс саморазвития личности как субъекта профессиональной деятельности в области права в условиях постдипломного образования. В отличие от педагогического аспекта в рамках биологического фактора, здесь мы отмечаем влияние внешнего воспитательного воздействия, т. е. не в рамках семьи, а в рамках общества. Здесь внешнее воспитательное воздействие оказывают различные социальные институты, которые условно нами были разделены на дальние: это СМИ, социально-культурные условия региона, образовательные учреждения постдипломного образования, и ближние, такие как — семья, друзья, коллеги по работе. Данный фактор один из самых ведущих, так как 70 % респондентов отмечают, что на их профессиональную деятельность, оказывают влияние коллеги по работе, семья, друзья.

Парадигмальный фактор предполагает наличие определенных фундаментальных научных установок, представлений и терминов, принятых в современном отечественном правовом сообществе. Здесь мы имеем ввиду именно правовую парадигму, т. е. определенную систему взглядов в рамках правовой системы, сложившуюся судебную практику и научные взгляды. Данный фактор заслуженно можно назвать ведущим фактором влияющим на профессиональное саморазвитие, так как 100 % респондентов отмечают, что поддерживают сложившуюся современную систему взглядов в рамках правовой системы и судебную практику.

Мировоззренческий фактор тесно взаимосвязан со всеми факторами, как личностно-наследственными, культурными, так и социально экономическими. Как показывает проведенное исследование, мировоззренческий фактор имеет немаловажное значение, так мировоззрение юриста оказывает прямое влияние на профессиональную деятельность. Совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, которые определяют общее видение о праве как социальном институте в целом, предопределяют профессиональную деятельность юриста, в том числе профессиональное саморазвитие. Современное профессиональное мировоззрение юриста гласит: «Право и государство являются основным ведущим фактором общественного прогресса», как отмечают также все 100 % респондентов нашего исследования.

Таким образом, юристов можно определить как своеобразный профессиональный социальный класс, которому присуще свое профессиональное мировоззрение.

Среди социально-экономических факторов, влияющих на процесс саморазвития личности мы выделили следующие: духовно-нравственный, материальный, социальный.

Духовно-нравственный фактор предполагает сложившееся национальное сознание, менталитет, в рамках которого специалист в области права осуществляет свою профессиональную деятельность. Несомненно, национальное сознание в целом, и общественное сознание конкретной группы оказывает сильное влияние на процесс саморазвития юриста. Так коллективе, в котором инициатива наказуема, или по меньшей мере не приветствуется, профессиональное саморазвитие находится на «зачаточном уровне». И напротив, коллектив, в котором приветствуется инициатива, отслеживаются малейшие изменения в общественной жизни и в профессиональной деятельности, разрабатываются инновации, уровень развития профессионального саморазвития находится на самом высоком уровне. Более того, профессиональное саморазвитие становится основой успешной профессиональной деятельности.

Материальный фактор профессионального саморазвития предполагает, материальную сторону деятельности специалистов в области права, здесь можно выделить как внешний материальный фактор, так и внутренний материальный фактор.

Внешний фактор предполагает материальную базу деятельности юриста в рамках таких социальных институтов как образовательные учреждения постдипломного образования, а также организацию, в котором юрист осуществляет свою профессиональную деятельность, в данном конкретном исследовании это районные суды г. Волгограда. В данную материальную базу входят здания, сооружения, оргтехника, транспортные средства, вычислительная техника, производственный инвентарь (в нашем случае это как правило канцелярские принадлежности), и много другое. Здесь мы не случайно используем понятие базы, так как данный фактор создает некую основу, «фундамент» для работы юриста. Кроме этого, следует отметить, что даже высококвалифицированный юрист не сможет нормально осуществлять свою профессиональную деятельность в случае отсутствия материальной базы отвечающей стандартам. Напротив, если материальная база внутри образовательных учреждений постдипломного образования, а также учреждений где юрист осуществляет свою профессиональную деятельность находится на высоком уровне, отвечает не только всем стандартам качества, но и их превосходит, то уровень профессионального саморазвития резко возрастает. Современное оборудование и техника, несомненно благоприятствуют как профессиональной деятельности в целом, так и профессиональному саморазвитию в частности.

Внутренний материальный фактор предполагает материальную базу и материальное благосостояние самого специалиста в области права. Так около 50 % респондентов указывают, что им не хватает материальных средств на осуществление профессионального саморазвития. Несомненно, процесс саморазвития очень часто требует немалых затрат, например на посещение платных курсов, публикацию научных статей и участие в научных конференциях.

Социальный фактор предполагает принадлежность конкретного субъекта профессионального саморазвития к определенной социальной группе. Среди социальных факторов можно выделить: демографический, фактор половой принадлежности, возрастной, расовый.

Демографический фактор предполагает определенное семейное положение юриста, наличие детей, пожилых родителей и т. д. Так 15 % респондентов отметили, что им не хватает времени на профессиональное саморазвитие в том числе и из-за наличия несовершеннолетних детей или других родственников, за которыми они осуществляют уход.

Фактор половой принадлежности предполагает, как правило, наличие половой дикриминации в условиях карьерного роста, предпочтительное повышение представителей конкретного пола. В нашем исследовании данный фактор не получил своего отражения, вместе с тем считаем необходимым отметить его наличие, для возможности использования результатов нашего исследования в других научных работах.

Возрастной фактор предполагает влияние возраста юриста на профессиональное саморазвитие, данный фактор тесно взаимосвязан с демографическим фактором. Проследить влияние конкретного возраста на профессиональное саморазвития юриста достаточно сложно, так в одном случае в возрасте от 23–27 лет (как правило это процесс трудоустройства и адаптации) часть респондентов отмечает повышенный интерес к профессиональному саморазвитию, другая часть респондентов указывает на отсутствие времени для профессионального саморазвития в связи именно с процессом адаптации и недавним трудоустройством.

Такие же примерно результаты показывают респонденты в возрасте от 28–40 лет, так первая условная группа респондентов указывает на повышенный интерес к профессиональному саморазвитию в связи с карьерным ростом, стабильностью в семейной жизни. Вторая же группа напротив указывает на недостаточность времени для профессионального саморазвития в связи с переменами места работы (в данном исследовании имеется ввиду внутри одной организации), как правило это повышение конкретного специалиста, его карьерный рост, где субъект профессионального саморазвития проходит вторичную адаптацию, связанную с тем, что он сменил место работы, пусть и внутри конкретной организации, когда у специалиста возникают новые трудовые обязанности и несколько иной трудовой статус. Также респонденты этой группы указывают на наличие семейной жизни (зарегистрированный брак и дети), что является причиной недостатка времени для профессионального саморазвития.

Расовый фактор в нашем исследовании показал нулевой показатель, так 90 % респондентов относят себя к русской национальности, и лишь 10 % к другим национальностям. Данные 10 % не отмечают какой-либо дискриминации в отношении их национальной принадлежности, или напротив каких-либо привилегий. Вместе с тем полагаем необходимым отметить данный фактор, который, возможно в других исследованиях будет оказывать свое влияние на профессиональное саморазвитие.

По результатам проведенного исследования факторов влияющих на профессиональное саморазвитие юристов в рамках постдипломного образования можно сделать следующие выводы.

Профессиональное саморазвитие юриста в условиях постдипломного образования происходит на протяжении всей профессиональной деятельности, который зависит от ряда определенных факторов.

Под факторами профессионального саморазвития юристов в условиях постдипломного образования мы понимаем, движущие силы профессионального саморазвития, определяющие его характер. Среди данных факторов можно выделить следующие:личностно-наследственные, культурные, социально- экономические.

Результаты исследования показали, что все факторы практически одинаково воздействуют на профессиональное саморазвитие. Так 35 % приходится на социально-экономический фактор, 34 % на личностно-наследственный фактор и 32 % на культурный (рис 1).

Рис. 1. Факторы профессионального саморазвития юристов в условиях постдипломного образования

 

Из анализа воздействия данных факторов на профессиональное саморазвитие можно сделать вывод о том, что каждый из факторов может оказывать как положительное так и отрицательное воздействие на профессиональное саморазвитие юриста в условиях постдипломного образования. Таким образом, результат исследования показал, что факторы воздействуют на процесс саморазвития юристов хаотично, не взаимосвязано, оказывая как положительное так и отрицательное влияние, отсутствуют определенные механизмы, обеспечивающие контроль и руководство над факторами профессионального саморазвития. Это указывает на то, что необходимо создание методических рекомендаций по созданию благоприятных условий профессионального саморазвития юриста в условиях постдипломного образования. Данной проблеме и посвящена одна из задач нашего исследования.

 

Литература:

 

1.      Большой энциклопедический словарь/ онлайн версия/ http://slovari.299.ru/enc.php.

2.      Вековцева Т. А. «Факторы профессионально-творческого саморазвития преподавателя ВУЗа» /Московское научное обозрение/2012 № 9 (25) С. 29–32.

3.      Верховод Ф. С. «Условия и факторы профессионального саморазвития будущего социального работника»/ В сборнике: «Социология и социальная работа в системе профессионального образования»/ материалы международной научно-практической и методической конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов/ г. Белгород 2014 г. С. 285–295.

4.      Гаранина Ж. Г. «Мотивационно-смысловые факторы личностно-профессионального саморазвития специалистов» / в Сборнике: «Достижения и перспективы психологии и педагогики» / Сборник статей Международной научно-практической конференции/ Научный Центр «Аэтерна» г. Уфа РФ/2014 г. С. 7–9.

5.      Кайдан И. Г. «Инновационная деятельность педагогов как важный фактор их профессионально-личностного саморазвития» / В сборнике: Всероссийское педагогическое чтение «Педагогическое наследие Степана Павловича Титова»/ Сборник материалов/ Барнаул, 2010. С. 296–297.

6.      Остроумова Е. Н. «Информационно-образовательная среда ВУЗа как фактор профессионального-личностного саморазвития будущего специалиста»/ Фундаментальные исследования/2011 № 4, с. 37–40.

7.      Ожегов С. И. «Толковый словарь» /(онлайн версия) http://slovari.299.ru/oj.php.

8.      Ушаков Д. Н. «Большой толковый словарь современного русского языка» (онлайн версия) / http://classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ushakov-term-80311.htm.

9.      Щуров Е. А., Селин Б. Н. «Внешние и внутренние факторы концепции профессионального саморазвития курсантов в процессе практико-ориентированной подготовки в ВУЗе МВД России» / В сборнике: «Проблемы правоохранительной деятельности и образования, сборник научных трудов докторантов, адъюнктов, аспирантов»/ Белгородский юридический институт Министерства внутренних дел РФ/ Белгород 2013 г. С. 52–56.

10.  Щуров Е. А. «Факторы профессионального саморазвития личности в процессе вузовского образования»/ Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки 2014 № 1 с. 186–190.

11.  Щуров Е. А. «Приоритеты, подходы и факторы концепции профессионального саморазвития курсантов в процессе обучения в ВУЗе МВД России» / Гуманитарные социально-экономические и общественные науки 2013/№ 7–1 С. 181–184.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное саморазвитие, постдипломное образование, профессиональная деятельность, профессиональное саморазвитие юриста, профессиональное саморазвитие юристов, материальная база, карьерный рост, процесс саморазвития, процесс саморазвития личности, самая личность.


Ключевые слова

юрист, профессиональное саморазвитие, постдипломное образование, фактор профессионального саморазвития юристов в условиях постдипломного образования

Похожие статьи

Значение аксиологического подхода для профессионального саморазвитию юриста в условиях постдипломного образования

В статье рассматривается роль аксиологического подхода к профессиональному саморазвитию юриста в условиях постдипломного образования. Автор рассматривает аксиологический подход как средство к формированию и коррекции профессиональных ценностных ориен...

Психологическая поддержка профессионально-личностного развития педагога как условие эффективной инновационной деятельности в современных условиях

В данной статье рассмотрена психологическая поддержка профессионально-личностного развития педагога как условие эффективной инновационной деятельности в современных условиях. Автором статьи выделены основные компоненты и условия результативности псих...

Профессиональное саморазвитие как важнейшее условие эффективной деятельности юриста

В статье рассматривается роль профессионального саморазвития для успешной профессиональной деятельности юриста, определяются основные особенности постдипломного образования юриста. Автор рассматривает профессиональное саморазвитие как цель постдиплом...

Реализация нравственно-эстетического воспитания и обучения школьников в условиях иноязычного образования

В статье рассмотрена тема взаимосвязи нравственно-эстетического воспитания и обучения с иноязычным образованием. Автор раскрывает сущность понятия «нравственно-эстетическое образование и воспитание в условиях иноязычного образования школьников», опир...

Влияние ценностно-мотивационной сферы личности на достижение успеха в деловом общении

В статье рассмотрено понятие делового общения, проанализированы теории достижения успеха в деловом общении отечественных и зарубежных психологов. Выделены критерии успешного делового общения. Приведены результаты исследования влияния ценностно-мотива...

Профессиональная социализация будущих специалистов социальной сферы в вузе

В статье рассматривается проблема профессиональной социализации будущих специалистов социальной сферы в вузе. Автор подчёркивает важность формирования профессиональной культуры в процессе реализации институционального механизма социализации и приобще...

Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной образовательной организации как фактор раннего профессионального ориентирования дошкольников

Статья посвящена изучению развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации как фактора раннего профессионального ориентирования детей. Проведен анализ влияния социального, психодиагностического, пространственно-пр...

Проблема готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования

В статье рассмотрено инклюзивное образование, как инновация, входящая в систему современного образования; проблема готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования, основные подходы ученых к интерпретации готовности, а также компонен...

Формирование нравственно-ценностных ориентаций современных студентов в воспитательной системе уровневого психолого-педагогического образования

В статье раскрывается возможность использования инновационной модели воспитательной системы вуза в контексте психолого-педагогического образования; рассмотрены компоненты готовности преподавателя к деятельности куратора: мотивационно — потребностный,...

Формирование общекультурных компетенций в содержании программ дополнительного образования детей на основе интеграции культурологического и компетентностного подходов

В статье рассмотрены общие основания интеграции культурологического и компетентностного подходов. Описаны особенности формирования общекультурных компетенций в содержании общеобразовательных программ дополнительного образования детей. В качестве иллю...

Похожие статьи

Значение аксиологического подхода для профессионального саморазвитию юриста в условиях постдипломного образования

В статье рассматривается роль аксиологического подхода к профессиональному саморазвитию юриста в условиях постдипломного образования. Автор рассматривает аксиологический подход как средство к формированию и коррекции профессиональных ценностных ориен...

Психологическая поддержка профессионально-личностного развития педагога как условие эффективной инновационной деятельности в современных условиях

В данной статье рассмотрена психологическая поддержка профессионально-личностного развития педагога как условие эффективной инновационной деятельности в современных условиях. Автором статьи выделены основные компоненты и условия результативности псих...

Профессиональное саморазвитие как важнейшее условие эффективной деятельности юриста

В статье рассматривается роль профессионального саморазвития для успешной профессиональной деятельности юриста, определяются основные особенности постдипломного образования юриста. Автор рассматривает профессиональное саморазвитие как цель постдиплом...

Реализация нравственно-эстетического воспитания и обучения школьников в условиях иноязычного образования

В статье рассмотрена тема взаимосвязи нравственно-эстетического воспитания и обучения с иноязычным образованием. Автор раскрывает сущность понятия «нравственно-эстетическое образование и воспитание в условиях иноязычного образования школьников», опир...

Влияние ценностно-мотивационной сферы личности на достижение успеха в деловом общении

В статье рассмотрено понятие делового общения, проанализированы теории достижения успеха в деловом общении отечественных и зарубежных психологов. Выделены критерии успешного делового общения. Приведены результаты исследования влияния ценностно-мотива...

Профессиональная социализация будущих специалистов социальной сферы в вузе

В статье рассматривается проблема профессиональной социализации будущих специалистов социальной сферы в вузе. Автор подчёркивает важность формирования профессиональной культуры в процессе реализации институционального механизма социализации и приобще...

Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной образовательной организации как фактор раннего профессионального ориентирования дошкольников

Статья посвящена изучению развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации как фактора раннего профессионального ориентирования детей. Проведен анализ влияния социального, психодиагностического, пространственно-пр...

Проблема готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования

В статье рассмотрено инклюзивное образование, как инновация, входящая в систему современного образования; проблема готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования, основные подходы ученых к интерпретации готовности, а также компонен...

Формирование нравственно-ценностных ориентаций современных студентов в воспитательной системе уровневого психолого-педагогического образования

В статье раскрывается возможность использования инновационной модели воспитательной системы вуза в контексте психолого-педагогического образования; рассмотрены компоненты готовности преподавателя к деятельности куратора: мотивационно — потребностный,...

Формирование общекультурных компетенций в содержании программ дополнительного образования детей на основе интеграции культурологического и компетентностного подходов

В статье рассмотрены общие основания интеграции культурологического и компетентностного подходов. Описаны особенности формирования общекультурных компетенций в содержании общеобразовательных программ дополнительного образования детей. В качестве иллю...

Задать вопрос