Статья посвящена проблеме использования преподавателями социальных сетей в учебном процессе в российских ВУЗах. Проанализированы возможности соцсетей на предмет их использования при обучения студентов в высших учебных заведениях Выявлены достижения и перспективы применения российскими преподавателями возможностей социальных сетей в учебном процессе.
Ключевые слова: социальные сети, высшее профессиональное образование, использование, технологии
Как известно, в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года» прописано, что «в основу развития системы образования должны быть положены такие принципы проектной деятельности, реализованные в приоритетном национальном проекте «Образование», как открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений [5, с. 41]. В этих условиях особо важное значение в процессе фундаментализации на современном этапе развития образования играет его информатизация, которая создает возможность быстрой переработки информации и создания на ее основе новой качественной информации. Это, в свою очередь, служит основой для повышения качества интеллектуальной деятельности [7, c. 50]. Кроме того, важным принципом в современном российском высшем профессиональном образовании является принцип доступности любой ступени и формы образования каждому индивиду независимо от пола, социального положения, национальности, физического состояния, разнообразие образовательных услуг, предлагаемых системой, интеграцию формальных и неформальных видов образования и т. д. [10, c. 49–50]. Как следствие, представляется возможным использовать в учебном процессе в ВУЗах и такой технологии, как социальные сети.
Прежде чем непосредственно перейти к освещению тематики, связанной с возможностями использования социальных сетей в образовательном процессе, следует указать, что с точки зрения современных исследователей применительно к социальным сетям, существующим в Интернете, следует вести речь о виртуальных социальных сетях, под которыми понимается «социальная структура Интернет-среды, узлы которой составляют организации или отдельные люди, а связи обозначают установленные взаимодействия» [17, c. 208]. В сегодняшних реалиях распространение доступного и высокоскоростного Интернета в России, а также популярность мобильных устройств с выходом в Интернет делают общение посредством социальных сетей необходимым «как воздух». Каждый пятый пользователь от 18 до 34 лет проводит в социальных сетях 6 часов в день и больше [4, c. 796].
Как показывают результаты опросов, наибольшее количество студентов ФОО пользуются социальной сетью «ВКонтакте». На втором и третьем месте по популярности сайты «Мой мир» и «Одноклассники» [11, c. 367]. В последние 2 года увеличивается популярность (особенно среди студентов ВУЗов с традициями) всемирной сети «Фейсбук».
Вместе с тем, многие представители поколения 40+ (в том числе и вузовские преподаватели) склонны относиться к социальным сетям скептически, как к бесполезно потраченному времени (мало того, многие вузовские преподаватели продолжают воспринимать социальную сеть скорее как «врага» [4, c. 796]). Особенно это касается самого популярного в современной России ресурса «ВКонтакте». Последний в сравнении с «Фейсбуком» и «Живым журналом» считается куда как менее престижной и воспринимается как место, где не обремененные интеллектом подростки проводят время в потреблении музыкальной, визуальной и словесной «жвачки» [2, c. 132].
Пытаясь использовать социальные сети в своей деятельности, преподаватель должен отдавать себе отчёт в следующем крайне важном обстоятельстве — в социальных сетях все равны, нет заранее известных «правильных» образцов творчества, мыслей [4, c. 796]. Как следствие, появляется возможность если не для совершенно недопустимого в преподавательской деятельности панибратства, то, как минимум, для отдельных проявлений субъективности, связанной с наличием (или же, наоборот, отсутствием) в друзьях в социальной сети тех или иных своих студентов. Важно иной раз даже подчеркнуть в ходе учебного процесса, что оценка на зачёте и экзамене будут выставляться вне зависимости от наличия дружеского статуса в социальной сети. При этом нельзя также не признать, что сам принцип функционирования соцсетей вполне отвечает духу гуманистической парадигмы обучения, для которой характерны принципы равенства и диалогизма [15, c. 21].
Опыт западных стран в целом демонстрирует благотворное влияние использование социальных сетей на учебный процесс. Так, например, в ходе исследования Дж. Мазера, Р. Мерфи и Ч. Симмондса в США изучалась взаимосвязь присутствия преподавателя в социальной сети «Facebook» и «климатом» классной комнаты. В ходе исследования были выдвинуты несколько гипотез: 1) о взаимосвязи уровня самораскрытия преподавателя через социальную сеть с уровнем мотивации студентов; 2) о связи оценок учеников с уровнем «раскрытия» преподавателя через Facebook; 3) о связи оценок учеников с уровнем их эмоционального состояния. В итоге были подтверждены три гипотезы: уровень мотивации повышался в зависимости от уровня самораскрытия; чем выше студенты оценивали уровень самораскрытия преподавателя через сеть, тем лучше было их эмоциональное состояние; само наличие преподавателя в сети повышало эмоциональное состояние класса [3, c. 59].
В России социальные сети в образовательном процессе используются сравнительно слабо, причиной чему является упомянутое уже нами выше скептическое отношение профессорско-преподавательского состава к соцсетям. Вместе с тем, исследователи в области образования считают перспективным направлением использование социальных сетей для повышения качества образования. По их мнению, эти технологии имеют серьезный педагогический потенциал, который должен быть осмыслен профессиональным сообществом и внедрен в практическую деятельность. В современных условиях основными функциями социальных сетей в обучении являются следующие:
- соцсеть как мессенджер, т. е. программа для быстрого обмена текстовыми сообщениями. Учитывая широкое распространение мобильных устройств, имеющих выход в Интернет, эта функция становится очень удобной и общедоступной. Идеально подходит для онлайн-консультаций и организации текущего взаимодействия преподавателя и студентов;
- соцсеть как доска объявлений. Может использоваться структурными подразделениями вузов для официальных сообщений и анонсов предстоящих событий;
- соцсеть как каталог библиотечных ресурсов. Существуют многочисленные профильные группы или сообщества, где концентрируются книги по различным научным дисциплинам. В подобных интернет-библиотеках с ростом пропускной способности Интернета все чаще появляются полнотекстовые копии книг, позволяющие ссылаться на них с соблюдением всех правил научного цитирования;
- соцсеть как заменитель бумажных периодических изданий. Почти все современные газеты и многие журналы, пишущие на экономические и управленческие темы, имеют группы в социальных сетях, где анонсируют или полностью публикуют свои материалы [12, c. 39].
Российская исследовательница Е. Н. Павличева писала, что внедрение профессиональных социальных сетей в педагогическую деятельность позволит достичь следующих результатов:
- формирование единого информационного пространства системы образования;
- создание высококачественных, открытых и доступных порталов образовательных ресурсов;
- объединение кадрового потенциала педагогов, повышение их квалификации, знакомство с новыми методиками, мотивация к творчеству и профессиональному развитию;
- организация системы постоянной консультационной и информационной поддержки всех участников образовательного процесса;
- формирование новой культуры мышления участников образовательного процесса, переход от знаниевой парадигмы к компетентностной, повышение информационной грамотности.
Можно также выделить следующие преимущества использования социальной сети перед другими видами сетевых технологий:
- привычная среда для учащихся. Интерфейс, способы коммуникации и публикации контента в этой среде пользователями изучены досконально;
- разнообразие форм коммуникации. Вики-страницы, форумы, опросы, голосования, комментарии, подписки, отправка персональных сообщений и другое обеспечивают широкие возможности совместной работы [8, c. 212].
Эти обстоятельства закономерно приводят к тому, что благодаря социальным сетям студентам предоставляется возможность обращаться к своим преподавателям с вопросами и комментариями непосредственно в ходе подготовки к практическим занятиями и т. п.. Впрочем, пока ещё опыт показывает, что учащиеся предпочитают задавать вопросы при личном общении с преподавателем, а не через социальные сети, хотя имеется уже немало и примеров обратного. Впрочем, на данный момент содержательные интернет-диалоги между российскими студентами и преподавателями возникают редко [13, c. 38].
Возможности соцсетей позволяют, например, выкладывать учебные видеоролики, рисунки, фотографии, аудиозаписи и документы. Форумы, голосования, опросы, комментарии дают большие возможности совместной работы [8, c. 212]. Кроме того, нередко педагоги размещают на своих страницах или же на специально созданных аккаунтах образовательного свойства обязательные для изучения или дополнительные материалы для самостоятельной работы учащихся [14, c. 234].
Следует также отметить, что в современных условиях большое количество часов при изучении большинства курсов отводится на самостоятельную работу студентов. Как следствие, именно использование социальных сетей может способствовать превращению самостоятельной работы студентов в реальность, а не некую фикцию, как это зачастую бывает на практике. Действительно, недостаточное количество часов (особенно у обучающихся по программе бакалавриата), определенных на изучение данной дисциплины, создаёт ситуацию ощущения неполного уровня знаний, полученных на лекциях. Студентов с мотивацией к учебному процессу это обстоятельство может побудить к самостоятельной работе с учебниками и дополнительной литературой. В то же самое время студенты слабые и даже многие «середняки» будут стремиться пойти по пути наименьшего сопротивления, то есть получить необходимую оценку «зачтено» при минимальных временных и интеллектуальных затратах со своей стороны [6, c. 239]. Преподаватель же с помощью социальных сетей может не только дополнительно побуждать студентов к самостоятельной работе, но даже и контролировать выполнение таковой.
Актуальным следует признать также об использовании социальных сетей при проведении педагогической практики. Особенно это касается применяемого в ряде вузов проекта «ассистент педагога», в рамках которого студенты старших курсов не только могут приобщиться к образовательному процессу, но и по-новому осмыслить уже хорошо знакомый им материал [9, c. 225].
В целом следует сделать следующие выводы.
Во-первых, наиболее перспективным можно считать системно-генетический подход, в котором сама педагогическая деятельность просматривается как развивающаяся система [16, c. 67]. Использование же социальных сетей в учебном процессе как раз и представляет собой один из вариантов развития педагогической деятельности как системы.
Во-вторых, согласимся с мнением российских исследователей феномена социальных сетей Е. Г. Ефимовым и Н. В. Дулиной, что на сегодняшний день существует множество форм и методов использования социальных сетей в учебном процессе в отечественных ВУЗах [3, c. 60].
В-третьих, укажем, что ежу наличествуют положительные примеры использования соцсетей в образовании. Так, например, исследователь Р. Лейбанов обращает свое внимание на то, что школьник или студент, вступив в группы, которые изучают иностранные языки и выкладывают аудио и видео на иностранном, существенно увеличит словарный запас и в скором времени, возможно, без акцента заговорит на «чужом языке» [1, c. 170]
В-четвёртых, благодаря использованию социальных сетей более тесным становится взаимодействие студентов и преподавателей в учебном и воспитательном процессах.
В-пятых, использование социальных сетей позволяет наладить построение образовательного процесса (содержания, формы и технологии) с ориентацией на человека, его неповторимую индивидуальность и базовые потребности, созданием условий для раскрытия всех его потенциальных возможностей, для его самореализации и самосовершенствования.
Литература:
1. Гостева Л. З., Плиева М. С. Интернет зависимость у современных детей как актуальная проблема XXI века (обзор литературы) // Основные парадигмы современного социально-гуманитарного знания. Материалы заочной межрегиональной научно-практической конференции. ответственный редактор Т. С. Еремеева. Благовещенск, 2013. С. 167–172.
2. Довгий О. Л. Использование социальной сети Вконтакте в учебном процессе // Новый филологический вестник. 2014. № 1 (28). С. 132–135.
3. Ефимов Е. Г., Дулина Н. В. Использование социальных сетей в организации учебного процесса в рамках реализации ФГОС (обзор зарубежных исследований) // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2013. Т. 10. № 13 (116). С. 58–61.
4. Коваленко Г. А., Хаердинова Г. А. Социальная сеть всемирной паутины интернет как потенциальная модель обучения (на примере социальной сети «Вконтакте») // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. С. 796.
5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года // Электронный доступ: www.ifap.ru
6. Лазутина А.Л, Мухорина Л. В., Фоменков А. А., Чадаева С. В. О проблемах преподаваний курса «Политология» студентам неполитологических специальностей // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. № 1. С. 237–240.
7. Леушкин Д. В., Марголис Н. Ю., Симонов А. Л., Фоменков А. А. Использование электронных научных библиотек в современном образовательном процессе в вузах // Вестник НГТУ им. Р. Е. Алексеева. Серия: Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии. 2014. № 1. С. 49–53.
8. Лыскова В. Ю., Вебер К. С. Социальные сети: применение в образовании, формирование имиджа университета // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2014. № 2 (24). С. 211–213.
9. Пахомова Е.А, Семеннова А. С., Редозубова О. А. Патриотическое воспитание в транспортном ВУЗе // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. 2013. № 36. С. 223–225.
10. Платонов Д. Н., Черкашин И. А. Методические подходы к организации профессионального образования в современных условиях // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 12. С. 42–50.
11. Саттарова О. Е., Ярыгина Т. И., Перевозчикова Г. Г. Использование социальной сети в учебном процессе фармацевтического ВУЗа // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3. С. 367.
12. Слатов Д. Г. К вопросу об использовании социальных сетей в преподавании в высшей школе. Эволюция преподавательских предпочтений // Основы экономики, управления и права. 2014. № 1 (13). С. 37–40.
13. Соломин В. П., Андреев В. П. Использование социальных сетей интернета в преподавании естественнонаучных дисциплин // Universum: Вестник Герценовского университета. 2009. № 7. С. 36–39.
14. Стародубцев В. А., Горохова Л. А., Киселёва А. А. Блоги в учебном процессе // Народное образование. 2011. № 4. С. 232–240.
15. Усова Е. С. Психологические основания экспертизы и аттестации в системе образования. Дис.... канд. пс. наук: 19.00.07. М., 2000.
16. Шадрина В. А. Системно-генетический подход к анализу деятельности педагога в процессе его аттестации // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2007. № 42. С. 66–69.
17. Юринова Е. А. Неспециализированные виртуальные социальные сети в обучении иностранному языку // Интернет-журнал Науковедение. 2013. № 6 (19). С. 208.