Подвижные игры составляют весомый раздел учебной программы по физической культуре для начальной школы.
К сожалению, крайне редко используются подвижные игры на уроках со школьниками средних и старших классов. Cредствами подвижных игр можно решить многие поставленные задачи урока в соответствии с требованиями программного материала. Известно, что только путь многократных повторений упражнений является залогом создания прочных навыков, закрепления технического мастерства. Даже у самых сознательных и трудолюбивых ребят многократные повторения определенных заданий вызывает утомление и потерю интереса. Такой монотонности можно искусно избежать, если предложить ученикам выполнять подобные задания в игровой форме. Под влиянием игрового азарта и эмоционального подъёма учащиеся бегают, прыгают, работают с мячами гораздо увлечённее, быстрее, дальше, и сильнее обычного. Играющие школьники изобретательны, неутомимы. Увлекая игрой, они отдаются ей всей душой, забывая о своих недостатках, слабостях, и буквально превосходят сами себя, демонстрируя результаты, нередко невозможные в условиях обычной деятельности. Популярной организационно-методической формой проведения урока является круговая тренировка, в которой можно не только заниматься развитием основных физических качеств и отработкой определенных технических элементов, но и активно использовать подвижные игры. При таком способе организации работы учащихся на уроке с использованием подвижных игр осуществляются также индивидуализация нагрузки и формирование навыков самостоятельной работы.
При использовании на уроке метода круговой тренировки обычно подбирают 3–4 подвижные игры. Они должны быть рассчитаны на небольшое число учеников, отличаться простотой организации, несложностью правил и обязательно быть хорошо знакомы учащимся.
Класс делится на несколько отделений (исходя из уровня подготовленности и медицинских показателей учеников), которые располагаются в специально отведенных местах — станциях.
На каждой станции находятся назначенные учителем помощники из числа учащихся (например, освобожденные от физической нагрузки на данном уроке). Помощники учителя проводят игры, подсчитывают полученные игроками очки и следят за соблюдением правил игры. По сигналу учителя каждая команда начинает свою игру. По следующему сигналу учителя команды прекращают игровую деятельность и в течение специально отведенного времени переходят к следующей станции. Помощники учителя при этом остаются на своей станции, принимая на ней новую команду.
Так команды последовательно переходят от одной станции — игры к другой, пока не побывают на всех станциях. Во время перехода от станции к станции и приготовления к новой игре учащиеся отдыхают 1–2 минуты. Игры проводятся в течение определенного времени или на выполнение установленного числа основных игровых действий.
Таким образом создаются условия для относительно точной регламентации нагрузки соответственно возрасту и уровню подготовленности учащихся. В среднем за 20–25 минут они успеют провести на разных станциях по 3–4 игры.
Урок с применением игровых технологий позволяет учителю:
а) повысить интерес обучающихся к предмету,
б) повысить плотность урока,
в) регулировать нагрузку для учеников с различным уровнем.
Примерный конспект урока физической культуры (баскетбол) игровой направленности для учащихся 5 класса с использованием метода круговой тренировки.
Основные задачи урока:
1. Совершенствовать технику ловли и передач мяча.
2. Совершенствовать технику ведения мяча.
3. Развивать скоростно-силовые качества и координацию движений.
4. Воспитывать у учащихся коллективизм, толерантность, взаимовыручку, сообразительность и игровое мышление.
Необходимый инвентарь:
1.Баскетбольные мячи — 30 штук.
Подготовительная часть.
Построение, сообщение задач урока.
ОФП ОРУ с баскетбольными мячами.
Основная часть.
Деление учащихся на группы — команды, назначение руководителей (из числа освобожденных) на каждую станцию.
1 станция.
«Перехвати мяч» (развивает быстроту реакции, умение оценивать игровую ситуацию, ловкость, совершенствует технику передач мяча.)
Игроки располагаются по кругу лицом в центр. Водящий стоит в центре круга. Игроки выполняют передачи мяча от груди двумя руками (или ту передачу, которую определяет преподаватель), водящий должен перехватить летящий мяч. Перехватив мяч, водящий меняется, и игра продолжается. В игре побеждает тот ученик, который не станет водящим.
2 станция.
«Пятнашки с ведением мяча» (развивает выносливость, ловкость, совершенствует технику ведения мяча, быстроту реагирования).
Игроки свободно располагаются на игровой площадке с баскетбольными мячами в руках. По сигналу учителя все игроки начинают движение с ведением мяча, а водящий то же выполняя ведение, старается догнать игрока, и запятнать его свободной рукой, не прекращая ведение мяча. Когда водящий запятнает игрока, они меняются и игра продолжается. В игре побеждает тот ученик, которого ни разу не запятнают.
3 станция
«Пятнашки с выбиванием мяча» (развивает координацию движений, ловкость, быстроту, совершенствует навыки индивидуальной защиты)
Игроки свободно располагаются на спортивной площадке. Все игроки, кроме водящего, имеют по баскетбольному мячу. По сигналу учителя игроки начинают ведение мяча, а водящий старается забрать у любого игрока мяч. Когда водящий забрал мяч у игрока, то они меняются и игра продолжается. Побеждает тот ученик, который не был водящим.
4 станция
«Вызов по номерам» (развивает быстроту реакции, скоростно-силовые качества, внимание, выдержку) Игроки делятся на две команды. Рассчитываются по порядку номеров. На центре игрового поля лежат два набивных мяча, к одному по вызову помощника учителя выбегает с ведением баскетбольного мяча определенные игроки из двух команд. Кто первым и правильно добежал до своего мяча тот и побеждает. Помощник следит за правильностью выполнения задания, вызывает по номерам учеников и ведет счет. Побеждает та команда, которая наберет большее количество баллов.
Заключительная часть.
Построение, ходьба, игра на внимание, подведение итогов.
Литература:
1. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1991.
2. Куколевский Г. М. Физическое совершенствование. М.: «Медицина», 1977.
3. Тер-Ованесян А. А. Педагогические основы физического воспитания. — М.: «Физкультура и спорт», 1978.
4. Теория и методика физического воспитания: Учеб. пособие для студентов фак. физ. воспитания пед. ин-тов/Б. А. Ашмарин, М. Я. Виленский, К. Х. Грантынь и др.; под ред. Б. А. Ашмарина. — М.: Просвещение, 1979.
5. Физическая культура в семье./ Сост. А. А. Светов, Н. В. Школьникова. — М.: Физкультура и спорт, 1981.
6. Физическая работоспособность спортсменов и ее восстановление в процессе спортивного совершенствования: Сборник научных трудов. — Омск, 1979.
7. Физическое воспитание: Учебник/под ред. В. А. Головина, В. А. Маслякова, А. В. Коробкова и др. — М.: Высш. школа, 1983.
8. Дронов А. А. Общеоздоровительный урок физической культуры для 1–2 классов. — Начальная школа, 2005, № 8, с. 63–65.
9. Дронов А. А. Общеоздоровительный урок физической культуры для 3–4 классов. — Начальная школа, 2005, № 10, с. 71–74.
10. Крупицкая Л. И. Будь здоров. — Начальная школа, 2005, № 9, с. 41–43.
11. Матвеев А. П. Методика физического воспитания в начальной школе: Учеб. пособие для студентов ССУЗов.-М.:Владос-пресс,2003.-248с.
12. Найминова Э.Спортивные игры на уроках физкультуры. Книга для учителя. — Ростов н/Д:Феникс,2001–256с.
13. Настольная книга учителя физической культуры/Под ред..Л. Б. Кофмана-М.: Физкультура и спорт, 1998.-496с.
14. Портнов Ю. М. Баскетбол. Учебник для ВУЗов-М.:Астра-семь, 1997.-479с.
15. Психофизиология ребенка, Учебник для ВУЗов-М.: изд. ЦентрВладос,2000–144с.
16. Солодков А. С. Сологуб Е. Б. Физиология человека: Учебник. -М.:Терра-спорт,2001.-520с.
17. Физическая культура в начальной школе. Учебная программа для учащихся 1–4 классов. А. П. Матвеев М. В. Малыхина. — М.:Дрофа,2000. П.Янсон Ю. А. Физическая культура в школе. Книга для педагога. Ростов н/Д: Феникс,2004–624с.
18. Янсон Ю. А. Физическая культура в школе. Научно — педагогический аспект. Книга для педагога. — Ростов н/Д: «Феникс», 2004. — 624 с.