В статье представлены результаты психолого-педагогического анализа студента вуза, касающиеся особенностей его личностного развития.
Ключевые слова: будущее, идентичность, кризис, личность, молодежь, молодость, ранняя зрелость, ранняя взрослость, самоопределение, студент, юность, ювенология.
В качестве методологических основ психолого-педагогического анализа студента вуза избраны: ювенология, возрастная психология, психология развития, психология юности и молодости, психология личности.
Ювенология (лат. juvenalis, juvenilis — юный; в Древнем Риме проводились ювеналии — празднества в честь богини Ювенты — покровительницы юности, молодежи; греч. logos — учение, знание; букв. «учение о юношестве, молодежи») — наука о юности; изучает развитие человека в юношеском возрасте в процессе личностного самоопределения и формирования его социально ориентированного мышления [1, с. 40–41]; интегративная наука о молодежи (Павловский В. В.); междисциплинарная область знаний, связанная с изучением молодежи как социально-возрастной группы и объединяющая социологический, психологический, политологический, культурологический, сексологический и другие подходы [4]; комплексное междисциплинарное знание о становлении молодого поколения в диалектическом единстве социального, духовного и биологического начал (Слуцкий Е. Г.) [9]. Ювенология аккумулирует и синтезирует знания о молодом поколении, процессах формирования зрелой личности, накопленные и обобщенные многими отечественными и зарубежными школами.
Характеристики возраста. Современные студенты (лат. studiosus; scholaris; scholasticus; studens — «усердно работающий, занимающийся», т. е. овладевающий знаниями) — это, прежде всего, молодые люди в возрасте 17–25 лет. В соответствии с классификациями периодов жизни этот возраст можно определить как позднюю юность или раннюю зрелость, раннюю взрослость (молодость).
Юность. Социологические теории юности рассматривают ее как определенный этап социализации, как переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной деятельности взрослого при решающей детерминации со стороны общества.
В российской психологии юность — возрастной период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к периоду самостоятельной взрослой жизни (зрелости). Наиболее часто исследователи выделяют раннюю юность (от 15 до 18 лет), т. е. старший школьный возраст, и позднюю юность (от 18 до 23 лет) [2, с. 230].
Ранняя юность — переход от физиологической к социальной зрелости. Ее главное содержание — вхождение во взрослую жизнь, усвоение норм и правил, существующих во «взрослом» обществе. Жизнедеятельность в юности усложняется: расширяется диапазон социальных ролей и интересов, появляется все больше взрослых ролей с соответствующей им мерой самостоятельности и ответственности. Принципиально важное изменение в этот период происходит в размышлениях о будущем. Предметом обдумывания становится не только конечный результат, но также способы и пути его достижения [2, с. 230].
Ранняя зрелость: 21–25 лет (Бромлей Д. Б.); 18–25 лет (Ананьев Б. Г.); 17–25 лет (Биррен Д.); 20–40 лет (Годфруа Ж.); 20–35 лет (Векслер Д.); 20–28 лет (Карандашев Ю. Н.); 20–40 лет (Крайг Г.); 17–45 лет (Левинсон Д.). Ранняя зрелость — это этап вступления во взрослость, который характеризуется достижением пика биологического созревания организма, оптимизмом молодых людей, планированием ими своего личного и профессионального будущего, достижением возраста гражданской зрелости, изменением социальных ролей, часто разлукой с родительским домом (Ильин Е. П.) [6, с. 13–14].
Ранняя взрослость: второе и третье десятилетие. В науке существуют разногласия по поводу начала периода взрослости и его окончания. Так, нижнюю границу взрослости антропологи и физиологи связывают с возрастом 21 год (Д. Б. Бромлей), 21 год для женщин и 22 года для мужчин (по возрастной периодизации, принятой Международным симпозиумом в Москве в 1965 г.), 17 лет (Дж. Биррен), 17–22 (Д. Левинсон) и т. д. [2, с. 251].
Развитие личности в период юности.
Самоопределение. Важнейшим фактором развития личности в ранней юности является стремление строить жизненные планы, осмысливать построение жизненной перспективы. Поэтому центральным новообразованием этого возрастного периода является профессиональное и личностное самоопределение [2, с. 237].
В словаре русского языка [10] самоопределение понимается как действие от глагола самоопределяться, что означает осознать себя, свои классовые, общественные интересы, определить свое собственное существование, свое место в жизни, в обществе, начать существовать самостоятельно.
Самоопределение личности — это: центральный механизм становления личностной зрелости, состоящий в осознанном выборе человека в системе социальных отношений. Появление потребности в самоопределении свидетельствует о достижении личностью довольно высокого уровня развития, для которого характерно стремление занять собственную, достаточно независимую позицию в структуре эмоциональных, информационных, профессиональных и прочих связей с другими людьми» [8, с. 252]; самостоятельный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, будущей профессии и условий жизни; осознание человеком своего места в жизни, в обществе [7, с. 364]. Со всей остротой проблема выбора на практике встает именно в юности, которую можно считать сензитивным периодом для такого выбора. Самостоятельность в юности заключается прежде всего в выборе профессии и связанного с ней основного направления жизненного пути [5, с. 77–78].
Для самоопределения характерен вопрос «Кем я могу и должен стать, каковы мои возможности и перспективы?» [2, с. 242]. Самоопределение связано с выработкой жизненного плана, определения смысла жизни [2, с. 237]. Чтобы построить жизненный план, юноша должен более или менее четко поставить перед собой как минимум следующие вопросы: в каких сферах жизни сконцентрировать усилия для достижения успеха?; что именно и в какой период жизни должно быть достигнуто?; какими средствами и в какие конкретные сроки могут быть реализованы поставленные цели? О жизненных планах в точном смысле слова можно говорить лишь тогда, когда в них включены не только цели, но и способы их достижения, путь, по которому намерен следовать молодой человек, и те субъективные и объективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся. В отличие от мечты, жизненный план — это план деятельности [2, с. 237–238].
В зарубежной психологии процесс самоопределения обозначается как процесс формирования идентичности, введенный в научный оборот Э. Эриксоном. Главной задачей, которая встает перед индивидом в ранней юности, по Эриксону, является формирование чувства идентичности в противовес ролевой неопределенности личностного «Я». Юноша должен ответить на вопросы: «Кто я?» и «Каков мой дальнейший путь?». В поисках личной идентичности человек решает, какие действия являются для него важными, и вырабатывает определенные нормы для оценки своего поведения и поведения других людей. Идентичность необходима юноше для того, чтобы принимать взрослые решения, чтобы сближаться с друзьями, а в дальнейшем с супругой(ом) [2, с. 239]. От того, насколько глубоко юноша познает себя, во многом зависит правильность выбора жизненного пути. Если в юности человек не приобрел навыков самоанализа, то впоследствии это маловероятно. У него не сложится верная картина мира и правильное представление о своей личности и своих взаимоотношениях с миром [2, с. 243].
Ориентация на будущее. Юность ориентирована в значительной степени на будущее [5, с. 88]. Направленность на будущее (устремленность в будущее, трансгрессивность сознания) является характерной чертой юношеского возраста (В. Г. Асеев, Л. И. Божович, В. В. Богословский, И. С. Кон, Н. С. Лейтес). В юности на первый план выдвигаются мотивы, связанные с дальней перспективой, построением жизненных планов [3, с. 3], определением дальнейшего жизненного пути. Юноша смотрит на настоящее с позиции будущего, которое является для него главным измерением и переживается как проблема [3, с. 7]. Будущее — часть психологического времени личности [3, с. 8]; причина, побуждающая ее к активности и развитию (Л. А. Регуш, 1985) [3, с. 10]. Переживания, связанные с будущим, играют немаловажную роль в процессе самоопределения молодых людей. Насыщение будущего значимыми целями является предпосылкой насыщения настоящего деятельностью. Представления о будущем являются неотъемлемой частью жизненного пути человека, поскольку образуют субъективный образ его развития (А. Н. Демин, 1991) [3, с. 13]. Процесс прогнозирования будущего студентом в настоящее время происходит на фоне неблагоприятных социально-экономических условий, определяющих объективные возможности для реализации субъективно значимых событий в будущем [3, с. 8].
Ведущая деятельность. В психологических периодизациях Д. Б. Эльконина и А. Н. Леонтьева ведущей деятельностью в юности признается учебно-профессиональная деятельность — основа выбора будущего. Учебная деятельность имеет направленность и содержание, ориентированное на будущее. Учебный процесс оценивается с точки зрения его полезности для будущего. Д. И. Фельдштейн считает, что в юношеском возрасте характер развития определяют труд и учение как основные виды деятельности, другие психологи делают акцент на профессиональном самоопределении [2, с. 232].
Социальная ситуация развития — «порог» самостоятельной жизни.
Особенности общения. В юношеском возрасте усиливается потребность в общении со сверстниками, увеличивается время на общение и расширение его круга. Параллельно с расширением сферы общения происходит и углубление общения. Юношеская дружба интимнее и стабильнее, чем подростковая, характеризуется верностью, близостью и устойчивостью. С лучшим другом (подругой) обсуждаются случаи наибольших разочарований, переживаемых в настоящее время, отношения с противоположным полом. Общение основано на отношении к другому, как к самому себе, в нем раскрывается собственное реальное «Я». Психологическая ценность юношеской дружбы в том, что она является школой самораскрытия и понимания другого человека [2, с. 233–234].
Ценностно-смысловая сфера. В юности интенсивно формируется система ценностных ориентаций, оказывающая влияние на становление характера и личности в целом. Именно ценностные ориентации, сформированные в юношеском возрасте, определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и тем самым позволяют выйти на проблему смысла человеческой жизни [2, с. 243].
Эмоциональная сфера в юности становится значительно богаче по содержанию и тоньше по оттенкам переживаний, повышается эмоциональная восприимчивость и способность к сопереживанию. Активно развивается в юности сфера чувств. Направленность на будущее создает у юношей и девушек оптимистическое самочувствие и повышенный жизненный тонус. Для эмоциональной жизни юности характерно то, что в эти годы переживаются не только предметные чувства (направленные на определенные события, лица, явления), но и формируются обобщенные чувства (чувства прекрасного, чувство юмора). Эти чувства выражают уже более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности [2, с. 243–244].
В условиях западных культур вся юность, с точки зрения, Э. Шпрангера, является кризисным периодом; от 17 лет до 21 года на первый план выступает «кризис оригинальности» или «кризис оторванности», чувство одиночества, обусловленное поиском своей индивидуальности, боязнью быть похожим на большинство. Резкие смены настроений, эмоциональные перепады, переходы от надежд к разочарованиям и обратно — все это очень характерно для юности и связано не только с гормональным взрывом, но и с юношеским максимализмом. Перепады настроений в юношеском возрасте столь значительны, что подобные проявления у взрослых считались бы невротическими состояниями. Самооценка человека в этой фазе жизни также еще очень неустойчива и в значительной степени зависит от реакции окружающих на его действия и поведение. Для юноши характерны повышенная эмоциональная уязвимость и недостаточная сформированность собственных ориентиров [5, с. 73–75].
Как считает Э. Эриксон, юность протекает вокруг кризиса идентичности [11]. Его возникновение связано с тем, что взросление, значительные трансформации внешности, с одной стороны, изменяют представление юноши о самом себе, а с другой — меняются социальные ожидания, поскольку окружающие воспринимают его теперь иначе и ждут от него другого поведения. Осознание своей идентичности в юности способствует правильному выбору профессии и связанному с ней жизненному пути [5, с. 80].
К концу поздней юности человек переживает кризис «отрывания от родительских корней», связанный с уточнением жизненных планов и началом их осуществления; поиском себя, выработкой индивидуальности; окончательным осознанием себя как взрослого человека со своими правами и обязанностями, выбором супруга и созданием собственной семьи; специализацией и приобретением мастерства в профессиональной деятельности.
Для достижения истинной взрослости, по мнению Левинсона, необходимо решить четыре задачи развития: 1) увязать мечты о достижениях и жизненные реальности (только реалистичные мечтания гарантируют достижения, успех и формируют оптимистичную жизненную позицию); 2) найти наставника (наставник желателен как образец, с которого молодой человек станет «делать жизнь»); 3) начать строить карьеру (карьерный рост для молодого человека есть средство профессионального самоопределения); 4) установить близкие отношения (единственный, особенный партнер по интимным отношениям не менее прочих факторов способствует обретению уверенности и независимости) [2, с. 244].
Для адаптации в юности требуется совершить психологический прорыв от послушания к самостоятельности и инициативности [5, с. 75].
Молодежь выступает особым, наиболее перспективным, носителем человеческого капитала (профессиональных навыков, организационно-предпринимательских способностей, инновационного и культурно-нравственного потенциала, здоровья и т. д.). Его характеристики (высокая обучаемость, динамичность, гибкость, адаптивность, мобильность, повышенная восприимчивость к инновациям, возможность его использования в течение максимально длительного периода времени) предопределяют перспективы инновационного развития информационной экономики. Именно человеческий капитал молодежи будет силой, которая сможет вывести Россию на передовые рубежи мировой цивилизации после завершения формирования в стране рыночной экономики (А. М. Акулинина).
Однако, молодежь — наиболее уязвимая социально-демографическая группа населения, ее сущностной характеристикой является становящийся (маргинальный) характер. Особенности интеллектуального, социокультурного и профессионального становления и развития студенческой молодежи будут рассмотрены в следующей статье.
Литература:
1. Акмеология: учебник / Под общ. ред. А. А. Деркача. М., 2004.
2. Батюта, М.Б., Князева Т. Н. Возрастная психология: учеб. пособие. М., 2014.
3. Байтингер, О. Е. Психологические детерминанты переживания будущего как проблемы в юношеском возрасте: дис.... канд. психол. наук: 19.00.13. СПб., 1998.
4. Википедия — свободная энциклопедия. https://ru.wikipedia.org.
5. Волынская, Л. Б. Социокультурная и личностная адаптация человека на различных стадиях жизненного цикла: учеб. пособие. М., 2012.
6. Ильин, Е. П. Психология взрослости. СПб., 2012.
7. Крысько, В. Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. Мн., 2000.
8. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад; редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова [и др.]. М., 2002.
9. Слуцкий, Е. Г. Ювенология. http://www.russika.ru/ef.php?s=2018 (дата обращения: 17.03.2014 г.).
10. Словарь современного русского языка. Т. 13. М.-Л., 1972.
11. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.