Авторы статьи описали собственный опыт подготовки выпускника специальности «Физическая культура и спорт» на основе ключевых трендов Болонского процесса. Определены цели дальнейшей работы авторов согласно Бухарестскому коммюнике.
Ключевые слова:. параметры Болонского процесса, концепция интегрированного образовательного пространства, академические рейтинги, рекомендательные параметры Болонского процесса.
Развитие высшего профессионального образования в Казахстане осуществляется в сооответствии с ключевыми трендами Болонского процесса, полноправным участником которого Казахстан стал 12 марта 2010 года. Болонские реформы кардинально изменили облик высшего образования. Структуры университетов в европейской зоне высшего образования стали более совместимыми и сопостаявляемыми. Системы обеспечения качества способствуют укреплению доверия, квалификации высшего образования становятся признаваемыми повсеместно и участие в системе высшего образования расширилось, благодаря приверженности вузов, преподавателей и студентов. Студенты сегодня получают пользу от более широкого круга образовательных возможностей и становятся все более мобильными.
Концепция интегрированного пространства высшего образования полномасштабно реализуется на кафедре физической культуры и спорта Жетысуского государственного университета им. И.Жансугурова. В той или иной мере внедрены все основные параметры Болонского процесса как обязательные, так и факультативные и рекомендательные.
Наша кафедра, используя факультативные параметры Болонского процесса внедрила модульную систему; нелинейные траектории обучения студентов, курсы по выбору; дистанционное обучение, электронные курсы; академические рейтинги студентов и преподавателей. Они имеют большое значение в планировании и организации учебного процесса с учетом интересов работодателей и запросов общества.
Для реализации п.6 Типовых правил организации учебного процесса КТО (от 20 апреля 2011 года № 152) кафедрой разработаны модульные образовательные программы по специальности бакалавриата и магистратуры «Физическая культура и спорт». Модульная образовательная программа по данной специальности объединяет дисциплины в модули: — общие обязательные модули; — обязательные модули по специальности; модули по выбору для СПС; — модули по выбору, выходящие за рамки квалификации.
Каждый модуль формирует необходимые компетенции в соответствии с Дублинскими дескрипторами по уровням образования. Продолжительность модуля не более одного академического периода.
На этапе модульных оюбразовательных программ (МОП) в разработке учебных планов, рабочих программ, каталога элективных дисциплин принимают участие работодатели. Тем самым формируется нелинейная траектория подготовки специалиста, которая соответствует требованиям работодателя. Взаимодействие кафедры с работодателями осуществляется по нескольким направлениям:
Рис.1.
Образовательные программы и рабочий учебный план специальности отвечает обязательным параметрам Болонского процесса и содержит выражение трудоемкости дисциплин и модулей в казахстанских кредитах и академических кредитах ESTS, что было отмечено в отчете специализированной аккредитации специальности в 2014 году.
Основная проблема проектирования модульной образовательной программы по специальности «Физическая культура и спорт» — это проблема соотношения Дублинских дескрипторов, компетенций и структуры модуля образовательной программы, проблема определения результатов обучения по модулю и учебной дисциплины, а также соотношение между теоретическими и практико-ориентированными модулями.
Для разработки практико-ориентированных модульных образовательных программ по специальности «ФКиС» нужны устойчивые связи предприятий региона с наукой и высшей школой. А это на данном этапе работы нашей кафедры остается пока открытым вопросом на ближайшее время. Однако следует отметить, что в этом направлении кафедрой в 2014–2015 учебном году началась подготовительная работа.
Обязательным условием формирования образовательных программ является каталог элективных дисциплин (КЭД), который разрабатывается на каждый год приема студентов на специальность. КЭД позволил нам организовать нелинейную траекторию обучения студентов, что соответствует рекомендательным параметрам Болонского процесса. Количество кредитов каталога элективных дисциплин составляет 45 % от общего количества кредитов образовательной программы.
В 2014–2015 учебный год в каталог элективных дисциплин включен 21 курс по запросу работодателей.
Отдельным модулем в базовом рабочем учебном плане сформированы дополнительные виды обучения, все виды практик и итоговой аттестации.
Образовательная деятельность нашего вуза характеризуется широким внедрением электронных технологий обучения, включающих использование сети Интернет, учебно-методических мультимедиа-материалов, удаленных лабораторных практикумов и других электронных ресурсов учебного назначения. Наша кафедра получила возможность строить свою деятельность по организации учебного процесса с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ), целью использования которых является предоставление обучающимся и слушателям возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающихся, работы без отрыва от производства. Данная система предусматривает 2 режима работы со студентами, обучающимися по ДОТ: off-line и on-lien.
Академические рейтинги на нашей кафедре составляются с использованием современных технологий. Использование базы данных «Студент», автоматизация рабочих мест преподавателей позволили нам вести текущий учет успеваемости студентов в электронном виде, что дает возможность студенту видеть собственные достижения через личный кабинет образовательного портала.
Экзаменационные оценки студентов регистрируются в единой базе, что обеспечивает автоматизированную подготовку рейтинговых, зачетно-экзаменационных, промежуточных, сводных ведомостей и других необходимых документов. Ежегодно на нашей кафедре определяется рейтинг профессорско-преподавательского состава, согласно положению о комплексной оценке деятельности преподавателя (СМК ЖГУ П/КОДП.08–2012).
Определение ежегодного рейтинга позволяет нам:
Рис. 2.
Рекомендательные параметры Болонского процесса хоть и являются рекомендательными, но весьма полезны в продвижении принципов Болонского процесса. Рекомендательные параметры отражают активную вовлеченность студентов; социальную поддержку малообеспеченных студентов; образование в течение всей жизни.
Активную вовлеченность студентов специальности «Физическая культура и спорт» обеспечивает Концепция воспитательной работы в ЖГУ, Стандарт ЖГУ «Управление воспитательным процессом» (СМК ЖГУ СТ 10/УВП.13–2012) и Положение о кураторе группы в ЖГУ (СМК ЖГУ П/КГ.13–2012)
Задачи, поставленные в Концепции воспитания, ориентированы на воспитание и развитие социально активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности.
Стандарт ЖГУ «Управление воспитательным процессом», реализуется через модульную систему, предполагает создание системы максимального охвата студентов и их активного массового участия в общественной жизни университета. Стандарт содержит требования к разработке соответствующих рабочих документов — планов мероприятий и планов работы.
На кафедре ведется работа по укреплению стабильности, согласия и сплоченности среди студентов различных национальностей. Придается большое значение работе со студенческой молодежью по формированию казахстанского патриотизма, распространению идей духовного единства и межнационального согласия, воспитанию активной жизненной и гражданской позиции в создании правового и демократического государства, изучению и сохранению историко-культурного наследия.
Социальная поддержка студентов специальности «Физическая культура и спорт» осуществляется согласно утвержденному Положению «Об оказании социальной поддержки для абитуриентов и обучающихся всех категорий РГКП «ЖГУ им. И. Жансугурова» (СМК ЖГУ П/ОСПАОКРГП ЖГУ 12- 2012). Особое внимание уделяется защите социально-уязвимой категории студентов, обучающейся на договорной основе. Постоянно проводится работа по оказанию содействия в предоставлении образовательных грантов, грантов ректора, акима области и города студентам-сиротам, студентам из малообеспеченных семей и их дальнейшему трудоустройству.
В соответствии с Положением «Об оказании социальной поддержки для абитуриентов и обучающихся всех категорий РГКП «ЖГУ им. И. Жансугурова» предусмотрены скидки студентам — инвалидам, студентам-сиротам и т. д. Студенты-сироты и студенты, оставшиеся без попечения родителей, обеспечены бесплатным питанием в студенческих столовых. Студенты, оставшиеся без попечения родителей и ставшие сиротами до 18 лет, имеют право на бесплатный проезд в общественном городском транспорте.
Таким образом, можно с уверенностью констатировать, что реализация параметров Болонского процесса на кафедре физической культуры и спорта Жетысуского государственного университета им. И.Жансугурова направлена на обеспечение того, ради чего осуществляются интегративные процессы — образование на протяжении всей жизни.
Согласно Бухарестскому коммюнике в 2015–2020 г мы будем реализовывать следующие цели: обеспечение качества высшего образования студентов специальности 5В010800 «Физическая культура и спорт» для увеличения трудоустройства выпускников; укрепление мобильности как способа для улучшения обучения.
Наши действия по достижению этих целей будут подкреплены постоянной работой по гармонизации национальных практик с целями и политикой Европейского пространства высшего образования.
Наша работа будет направлена на повышение трудоустройства в соответствии с запросами работодателей.
Наши выпускники должны объединить трансверсальные, междисциплинарные и инновационные навыки и компетенции с самыми современными предметными знаниями, чтобы быть востребованными в обществе и на рынке труда.
Мы будем стремиться к повышению занятости, персональному и профессиональному развитию в их карьере за счет укрепления сотрудничества между работодателями, студентами и вузами, особенно в разработке учебных программ, которые помогают увеличить инновационный, предпринимательский и исследовательский потенциал выпускников.
Укрепление мобильности для улучшения обучения имеет большое значение для обеспечения качества высшего образования, повышения занятости студентов и расширения трансграничного сотрудничества в рамках Европейского пространства высшего образования и за его пределами.
В свете последнего Послания президента страны Н. А. Назарбаева в настоящее время в ЖГУ им. И. Жансугурова стоит вопрос об автономии вуза. Автономия вуза и академическая свобода являются важнейшими трендами Болонского процесса..
У Жетысуского государственного университета им. И. Жансугурова, подписавшего документ о вхождении в Великую Хартию университетов (Magna Charta Obcervatory, Bologna, Italy), есть все возможности для реализации основных параметров Болонского процесса.
Литература:
1. Послание Главы государства Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь -2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» — Астана, 17 января 2014 г.
2. Болонский процесс: создание и подключение национальных, региональных и глобальных пространств высшего образования. Соглашение Третьего Форума политики Болонского процесса — Бухарест, 27 апреля 2012.