Авторы статьи теоретически обосновали развитие высшей школы Республики Казахстан на основе внедрения КТО (кредитной системы обучения) в Жетысуском государственном университете им. И.Жансугурова. Выявили проблемы, противоречия и перспективы развития высшей школы РК в дальнейшей реализации кредитной системы обучения на основе имеющегося педагогического опыта и образовательной практики.
Ключевые слова: Болонская декларация, Болонский процесс, кредитная система обучения, противоречия образовательного процесса, компетенции, результаты обучения, модули, Европейская система перевода и накопления кредитов ESTS.
Казахстанская система образования за все годы независимости подвергалась кардинальным изменениям, результатом которых явилась модификация парадигмы образовательной сферы. Это послужило тому, что система образования приобрела гибкость. Гибкая система образования расширила границы образовательной сферы, отвечающей новым требованиям в условиях глобальной конкуренции. Важной задачей стало качество подготовки профессиональных кадров, сопоставимость уровневых квалификаций разных стран, что способствует повышению эффективной мобильности человеческого капитала.
На сегодняшний день перед системой педагогического образования Казахстана стоят такие важные задачи, как повышение качества подготовки педагогических кадров, выпуск педагогов нового поколения, востребованных на рынке труда.
Будущее, к которому мы стремимся — это вхождение в единое европейское образовательное пространство и международное признание образовательных программ по педагогическим специальностям.
С подписанием Казахстаном Болонской декларации в 2010 году, одной из стратегических целей государственной политики в области высшего образования стало эффективное функционирование высших учебных заведений в соответствии с основными параметрами Болонского процесса [1].
Особую важность обретает присоединение к Болонской декларации и в свете Послания Президента Н. А. Назарбаева «Новое десятилетие — новый экономический подъем — новые возможности Казахстана». В нем прописана конкретная задача: «Качество высшего образования должно отвечать самым высоким международным требованиям. Вузы страны должны стремиться войти в рейтинги ведущих университетов мира» [2, с. 22].
Цели принятых образовательных реформ нашли свое отражение в Государственной программе развития образования на 2011–2010 годы, Государственной программе по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010–2014 годы, а также в Послании главы государства Н. А. Назарбаева народу Казахстана от 14 декабря 2012 года.
За последние годы в рамках реализации обязательных параметров Болонского процесса в казахстанских вузах была введена трехуровневая система высшего образования (бакалавриат — магистратура — докторантура), определены правила использования Европейской системы перевода и накопления кредитов, разработаны механизмы реализации академической мобильности студентов, преподавателей и административного персонала.
В настоящее время утверждена Национальная рамка квалификаций Республики Казахстан, которая содержит восемь квалификационных уровней, что соответствует Европейской рамке квалификаций, а так же уровням образования, определенным Законом Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» [2,3].
Национальная рамка квалификаций устанавливает единую шкалу квалификационных уровней для разработки отраслевых рамок квалификаций профессиональных стандартов. Это обеспечивает межотраслевую сопоставимость квалификаций, и является основой для системы подтверждения соответствия и присвоения квалификаций специалистам.
Высшая школа Казахстана сегодня объединяет множество ученых, специалистов которые занимаются развитием и распространением мирового интеллектуального наследия. Сейчас, на наш взгляд, важно на уровне магистратуры, докторантуры PhD поднять всплеск интереса, вызывающий приток исследователей со свежими взглядами, которые начали бы заниматься изучением высшего образования, ибо вся деятельность высшей школы, ее задачи, планы, программы исходят из будущего, завтрашнего дня профессиональной деятельности специалистов.
Перед нашей исследовательской группой стала задача выявления проблем, противоречий и перспектив высшей школы РК в дальнейшей реализации кредитной системы обучения на основе имеющегося педагогического опыта, который должен быть свободен от эмпиризма, рецептурности и позволил бы оценивать многие педагогические явления, факты, их состояние существенно взаимосвязанным путем, чтобы выработать новые знания для образовательной практики.
Высшая школа представляет собой сложный процесс комплексного внедрения кредитной системы обучения с учетом мировой практики, дополненными и обоснованными материалами, выражающими закономерности учебного процесса, с достаточной четкостью и определенностью изложения связей и взаимообусловленностей педагогических явлений и фактов учебной и обучающей деятельности, а ее успешность определяется приростом таких трендов Болонского процесса как:
- международная аттестация и аккредитация;
- подготовка и преподготовка магистрантов для различных сфер профессональной деятельности.
То есть существует понимание того, что надо разобраться с тем, что уже существует и как оно влияет на будущее других, которые не менее рациональны, чем это поколение педагогов.
Одним из главных принципов Болонского процесса является кредитная система обучения, позволяющая образовательным программам получить международное признание и обеспечить преемственность на всех уровнях обучения. Кредитная система обучения формирует иную среду взаимотношений между обучающимися и педагогами — совместный ответ за конечный результат. Студент ответственен за освоение знаний и навыков, а преподаватель за качество образовательного результата.
Есть основание считать, что ESTS это ключевое звено единой европейской системы образования, поскольку она всерьез зарекомендовала себя как инструмент, обеспечивающий прозрачность, сравнимость объема изученного студентами материала, а также возможность академического признания квалификаций и компетенций.
Как известно, Болонские реформы в ЕВПО нацелены на:
- обеспечение доступа к качественному высшему образованию для всех;
- расширение возможностей трудоустройства для выпускников;
- повышение академической мобильности ППС и студентов;
- интернационализацию высшего образования;
- обеспечение прозрачности признания профессиональных квалификаций и академических степеней.
В этой связи обновленная структура и содержание образовательных программ отразило инновационный подход обучения студентов, а именно студентно-ориентированное обучение. Оно предполагает применение таких категорий как компетенции, результаты обучения, модули, Европейская система перевода и накопления кредитов ESTS. Именно эта система ставит в центр обучения самого студента, позволяя ему самому формировать траекторию своего образования с учетом своих интересов, индивидуального стиля обучения и опыта.
ESTSсодействует реализации следующих задач: рис.1
Рис. 1.
Таким образом, в рамках реализации поставленных задач, образовательной программы, основанные на результатах обучения и Европейской системе перевода и накопления кредитов ESTS, должны ставить обучающегося в центр образовательного процесса. При этом результаты обучения используются для описания квалификационных компетенций, а ESTS для измерения трудоемкости освоения студентами образовательных программ.
В условиях профессиональной и академической мобильности образовательные программы, разработанные на основе ESTS и планируемых результатов обучения, оказывают огромное влияние на развитие прозрачности признания профессиональных квалификаций и академических степеней.
Внедрение кредитной технологии обучения по образовательной программе «Педагогика и психология» в Жетысуском государственном университете им. И.Жансугурова позволило нам определить наши действия для ее эффективной реализации, смоделировать ее, регулировать путем определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приводить их в систему, способную действовать в направлении удовлетворения общественной потребности.
Анализ эффективности образовательного процесса в условиях реализации образовательной программы «Педагогика и психология» направленного на дальнейшее развитие системы образования в целом, привело нас к пониманию того, что существует ряд противоречий, не позволяющих на данный момент эффективно внедрять кредитную технологию обучения:
- между ведущей ролью высшей школы в национальной образовательной системе, повышением требований к профессиональному образованию как гаранту конкурентноспособности и недостаточно высоким качеством высшего образования применительно к условиям инновационного общества, его массовизацией, распространением дипломоцентристских тенденций среди студентов и отсутствием мотивированности на профессиональную деятельность, соответствующую получаемому образованию;
- между ориентацией при построении внутривузовских систем менджмента качества на версии стандарта ИСО 9001–2000 и принципами всеобщего управления качеством и недастаточно полным использованием потенциала профессорско-преподавательского состова в реализации кредитной системы обучения в образователной практике.
Существенное пояснение к этому противоречию, на наш взгляд, заключается в двух аспектах:
- требования стандарта ИСО 9001–2000 не относятся к содержанию деятельности преподавателей высшего учебного заведения, они лишь упорядочивают процессы их деятельности;
- сертификация системы менеджмента качества на соответствие ИСО 9001–2000 сама по себе не может обеспечить повышения качества работы высшей школы, в части реализации образовательного процесса (процессуальный аспект), профессиональной направленности студентов оно лишь показывает партнерам во внешней среде, что вуз эффективно функционирует;
- между декларацией принципа вовлеченности профессорско-преподавательского состава, как одного из базовых в менеджменте качества и неразработанностью реальных механизмов мотивации преподавателей, недостаточным пониманием и принятием философии качества сотрудниками вуза.
Таким образом, мы пришли к выводу, что для реализации любого противоречия, нам необходимо создать условия построения теории обучения в высшей школе, которая предполагает взаимозвязь трех формирующих начал: Рис 2.
Рис. 2.
В науке известно, что существенным показателем развития учебно-воспитательного процесса является возникнование новых, прогрессивных идей и тенденций совершенствования содержания, форм, средств и методов обучения, на основе которых возникают новые теоретические положения, дающие обоснование и направление для оптимальных педагогических действий, ведь любая научная теория, в том числе и теория обучения, развивается не по признакам простой линейной преемственности.
В условиях реализации кредитной системы обучения высшая школа характеризуется многосторонними и многообразными направлениями, имеющими дастаточно прочные теоретические положения возникают новые, укрепляющие и дополняющие старые знания новым содержанием.
Из этого вытекает, что теория обучения в высшей школе, возникающая из требований учебного процесса в условиях реализации кредитной системы обучения, формируется и развивается в виде определенной закономерной системы и в свою очередь все большее воздействие оказывает на педагогическую практику вузовской подготовки специалистов.
Новые задачи, новое содержание, новый характер построения и функционирования системы обучения вносят в учебный процесс существенные изменения, главным образом в области определения содержания, использования средств и методов, организации и управления. А это, в свою очередь повышает роль и значение ее закономерной, внеэмпирической сущности системы учебного процесса, то есть повышает роль теории обучения и требует совершенствования ее содержания.
Литература:
1. Указ Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922 «О стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года» (с изменениями от 27.08.2012).
2. Послание Главы государства Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь -2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» — Астана, 17 января 2014 г.
3. Указ Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 958 «О государственной программе по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010–2014 годы».
4. Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 28 июля 2007 года № 319-III.