Одежда более всех других элементов материальной культуры отражает национальный характер народа и относится к числу устойчивых этнических признаков. В ней отражаются традиции, коренящиеся в этнической истории, социальные отношения и некоторые элементы идеологии, верование, эстетические идеалы. Раньше золотошвейные изделия носили только эмир Бухары, члены его семьи и некоторые из его высокопоставленных придворных. Обычный народ не имел права носить золотошвейную одежду. С изменениями в жизни общества, его экономики и политики развивались и формы одежды. Она отражала материальное благосостояние людей, их вкусы, специфику хозяйства и некоторые стороны семейного быта.
В настоящее время золотошвейные мужские, женские и детские изделия имеются в каждой узбекской семье. Более того, они стали неотъемлемой частью гардероба жениха и невесты. Традиционные мужские и женские золотошвейные халаты, а также тюбетейки в последние годы получили ещё одно своё новое назначение- они дарятся юбилярам и дорогим гостям в качестве подарка. Помимо этого, в период роста интереса к культуре нашей страны и развития международного туризма, спрос на золотошвейные изделия значительно возрос.
Если раньше золотошвейным ремеслом занимались только в Бухаре, то на сегодняшний день это ремесло распространилось во многие города Узбекистана: Самарканд, Навои, Карши, Андижан, и другие.
Хотя данное ремесло очень популярно и весьма прибыльно, технология его производства является очень сложным и трудоёмким процессом, требующим много времени и кропотливого ручного труда. Поэтому, целью нашего исследования явилось изучение технологического процесса изготовления золотошвейных изделий и разработка рекомендаций по его совершенствованию.
Объектом исследования выбран национальный золотошвейный мужской халат (чапан), который имеет большой спрос среди населения.
Исследования проводились путем изучений работы мастеров, собеседований по теме исследования и проведений видеосъемок процессов изготовления объектов исследования. В ходе исследований нами проведена систематизация процессов производства объектов исследования. Вместе с тем, в работе приведен наиболее полный перечень необходимого оборудования и сырья для производства золотошвейного мужского халата.
Рис. 1. Необходимые инструменты и сырьё для золотого шитья: а) Ножницы, с помощью которых вырезаются узоры; б) Пяльцы, на которые натягивается бязь; в) Нашивание детали изделия и трафарета узора на готовые пяльцы
Рис. 2. Процесс вышивания золотошвейных халатов на пяльцах
Технологический процесс изготовления золотошвейного халата
Необходимое оборудование:
- Специальные ножницы для вырезания трафарета узоров вышивки, пяльцы, мерная лента, трафареты узоров вышивок, обычные ножницы, иглы, наперсток, швейная машина, утюг и гладильная доска.
Необходимое сырье:
Специальный картон, клей, дикстр, бязь для натягивания на пяльцы- 2,0 метра, основная ткань (бархат)-2,6 метров, подкладочная ткань (ситец или шёлк) 2,6 метров, клеевая прокладка (дублерин) -3,5 метра шелковая нить, золотистая нить (зар) -160гр, кромочная лента (жияк).
Изготовление халата включает в себя пять основных этапов:
1. Раскрой деталей халата из основной и подкладочной тканей;
2. Подготовка трафаретов узоров: рисование узора, нанесение узора на картон, вырезание трафаретов узоров;
3. Подготовка пялец: натягивание и пришивание бязи на пяльцы;
4. Вышивание узоров:
- нашивание деталей халата из ткани верха на готовые пяльцы;
- нашивание узоров трафарета на детали халата;
- вышивание узоров;
- вырезание готовых вышитых деталей халата и очистка от производственного мусора;
5. Технологический процесс изготовления халата: обработка отдельных деталей халата, сборка деталей халата, влажно-тепловая обработка халата, настрачивание отделочной тесьмы на края горловины, бортов, низа халата и рукавов, окончательная отделка и упаковка изделия.
Рассмотрим каждый этап по отдельности.
Первый этап. Раскрой деталей халата:
Рис.3. Схема технологического процесса раскроя деталей халата
Второй этап. Подготовка трафарета узоров включает в себя следуюшие операции:
Рис. 4. Схема технологического процесса подготовка трафаретов узоров
Третий этап: Подготовка пялец
Рис. 5. Схема процесса подготовка пялец
Четвертый этап. Ручное вышивание узоров включает в себя следуюшие операции:
Рис. 6. Схема технологического процесса вышивания узоров халата
Пятый этап. Технологический процесс изготовления халата включает в себя следуюшие операции:
Рис. 7.Схема технологического процесса изготовления халата
Рис. 8. Мужские и женские золотошвейные халаты
Особый интерес из вышеуказанных этапов процесса изготовления национальных золотошвейных халатов представляет процесс вышивания золотошвейных узоров, т. к. элемент золотого шитья выделяет данный вид одежды из множества других видов национальной одежды. Кроме этого, процесс вышивания золотой нитью является очень сложным, кропотливым и трудоёмким процессом, т. к. к нему привлекается большое число мастеров и расходуется длительное время, поэтому, требует совершенствования.
Самым сложным в золотошвейном производстве является процесс рисования и вырезания узоров трафарета. Узор рисуется художником на белой бумаге или кальке. Затем контур рисунка по всему узору прокалывается иглой, затем путём нанесения керосина или угля рисунок переводится с бумаги на картон. Перенесённый таким способом узор вырезается специальными ножницами причудливой формы «кайчи-уштур гардан», напоминающими по форме «верблюжью шею». Хотя эти ножницы очень удобны в работе, но при вырезании в день по 150 и более узоров, руки вырезальщиков узоров- «гульбуров» покрываются мозолями. Поэтому, наличие проблемы в данной области очевидно. Автоматизация процесса рисования и вырезания узоров позволит облегчить труд художников-«гульбуров», сократить сроки производства, повысить производительность труда и улучшить качество золотошвейных изделий.
В результате проведённых исследований нами разработаны следующие предложения:
- организовать работу по систематизации процессов изготовления предметов народного творчества, в частности изготовления золотошвейных изделий, как наиболее трудоёмких и в тоже время пользующихся наибольшим спросом у местного населения и приезжих туристов;
- автоматизировать наиболее трудоёмкий процесс в золотошвейном производстве- процесс рисования и вырезания узоров;
- разработать обучающие материалы по технологии изготовления золотошвейных изделий, организовать учебные семинары, мастер- классы с привлечением ведущих мастеров-ремесленников Узбекистана.
Литература:
- Садыкова Н. С. Узбекская национальная одежда XIX-XX веков. Т., 2001.
- Давлатова С. Об истории одежды узбекского народа. Журнал «Искусство». № 3, 4/2006, стр.6.
- Гончарова П. А. Золотошвейное искусство Бухары. Taшкент, 1996, с.94–68.
- Пулатова С. У. и др. Композиция костюма. Т., 2006.