В статье раскрывается возможность использования инновационной модели воспитательной системы вуза в контексте психолого-педагогического образования; рассмотрены компоненты готовности преподавателя к деятельности куратора: мотивационно — потребностный, когнитивный, деятельностно-практический; выявлены педагогические условия осуществления кураторской работы, способствующие повышению результативности воспитательной системы современного вуза в процессе профессиональной подготовки студентов.
Ключевые слова: нравственно-ценностные ориентации, студенты, уровневое психолого-педагогическое образование, компоненты и условия воспитательной системы вуза
The author proposes the innovative model of the educational system in the Higher Educational Institution within the psycho- pedagogical concept; the author analyses thoroughly the pedagogue's readiness to be the tutor: motivation, exigency, cognition, activity, practice; the pedagogical conditions of the tutor's work are underlined, which augments the expectation results in the Higher Educational Institution functioning to prepare the professionally qualified students.
Key words: moral value orientations, students, the levelled psycho-pedagogical education, components and conditions of the educational system.
К высшему образованию сегодня выдвигаются новые требования, в частности, уделяется большое внимание нравственному аспекту. Это во многом связано с развитием новых ценностей у современной молодежи, переосмысляющей ситуацию ценностного, нравственного человека в изменяющемся мире.
Вопрос о воспитании нравственно-ценностных ориентаций в образовательном процессе имеет большую социальную значимость. От успешного решения этого вопроса во многом зависят перспективы гуманизации высшего образования, смысл которой в том и состоит, чтобы обеспечить сознательный выбор личностью нравственных ценностей и развить на их основе устойчивую, систему смысложизненных ориентаций, обладающей такими личностными качествами, которые позволяли бы с максимальной мобильностью адаптироваться в новых условиях, быть конкурентноспособным на рынке труда [1,2].
Студенческая молодежь, как особая социальная группа, является тончайшим индикатором происходящих изменений в развитии общества. Интерес к этой группе нами определяется и тем, что сегодняшнему молодому поколению наиболее сложно сориентироваться и определить идеалы, жизненные цели и собственные ценности в непростых социально-экономических условиях.
В связи переходом российских вузов на новые Федеральные государственные образовательные стандарты возникает необходимость создания не только новой системы подготовки специалистов, но и поиска и создания новых моделей воспитательной системы вуза в целом в контексте компетентностного подхода в образовании.
Анализируя сущностную и содержательную характеристику ФГОС направления «Психолого-педагогическое образование» раскрывается возможность использования и обновления воспитательного потенциала в конструировании воспитательной системы вуза. Взаимодействие компонентов воспитательной системы включает в себя:
- цели, задачи, концептуальные положения;
- интенсивно-насыщенное содержание;
- социально-значимую профессиональную деятельность;
- субъектов образовательно-воспитательной деятельности, ее организующей и реализующей;
- отношения, возникающие в совместной деятельности и общении и интегрирующие субъект в единую общность;
- комфортную, психологически безопасную социально-педагогическую среду, освоенная субъектами в процессе реализации целей;
- традиционные и инновационные технологии взаимодействия в освоении профессии в учебное и внеучебное время;
- все этапы инновационного системного управления, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостное единство.
Вуз становится одним из носителей ценностно-нравственных стандартов и образцов, важнейшей задачей которого является обеспечение самореализации личности, готовой и способной принимать непростые решения в сложных ситуациях выбора при определении для себя ценностных ориентиров, которые в результате должны восприниматься студентами как личностно-значимые достижения.
Воспитательно-образовательная деятельность вуза обращена к интеллектуальной, эмоциональной, волевой сферам и стремится приобщить к знаниям и ценностям, развить мышление и волю, научить действовать и переживать, формировать у молодого человека позитивные ценностные ориентации, профессиональные компетенции.
Формирование ценностных ориентиров, которое является содержанием духовного мира личности студентов, неотделимо от процесса получения образования. Причём не только общие гуманитарные дисциплины, дисциплины по выбору студентов, прохождение различного вида практик [3], способствуют решению этой задачи. Новое качество подготовки специалистов превращается в конечную цель развития современного общества. Решение этой задачи невозможно без осмысления закономерностей взаимодействия общества с различными сферами его жизнедеятельности. В связи с этим определяется и социальная роль выпускника, суть которой состоит в том, чтобы «внести свой вклад в культуру всеобщего качества» [4, с. 134].
Основными направлениями инновационной модели воспитательной системы являются следующие направления: инновационная учебная деятельность, научно-исследовательская деятельность, направленная на развитие интеллектуально-творческих способностей будущих специалистов в контексте профессиональной подготовки, грамотно организованная досуговая и культурно-просветительская деятельность, студенческое самоуправление, профессионально-ориентированная деятельность, здоровьесберегающая и здоровьеразвивающая деятельность, природоохранительная деятельность, деятельность по гражданско-патриотическому воспитанию студентов психолого-педагогического образования, диагностическая работа с различными категориями студентов и их родителями, конструктивное взаимодействие с социальными партнерами и др.
Наиболее плодотворно процесс воспитания и обучения обеспечивается правильно выстроенной системой взаимоотношений между педагогами и студентами, педагогами и родителями. Концептуально каждый факультет выступает как центр социокультурного пространства, фиксирующий позитивные социальные воздействия на студента, защищающий его от антисоциальных и антигуманных действий, поддерживающий его психологически, способствующий его гармоническому развитию и самовоспитанию. В этом немаловажную роль играют кураторы студенческой группы. В течение учебного года кураторы организуют жизнедеятельность студенческой группы в основных ее сферах (общение, трудовая и учебная деятельность, культурная, эстетическая, гражданско-патриотическая, нравственно-ценностная и т. д.).
Важным направлением профессиональной деятельности будущих специалистов направления «психолого-педагогическое образование» в воспитательной системе вуза является нравственно-ценностная и духовная ориентация студентов. Присутствие духовности в ценностных ориентациях личности усиливает гуманистический характер ее направленности, мотивацию поведения, деятельности и общения, способности к творчеству и созиданию. В профессионально-ценностной подготовке студентов важное значение имеет духовно-нравственное воспитание, которое осуществляется как в рамках освоения профессии на занятиях, так и во внеучебное время. Активно в данном направлении работают как кураторы студенческой группы, так и студенты-волонтеры в рамках социально-полезной, добровольческой и проектной деятельности.
Важным в работе куратора является педагогическая готовность к воспитательной, наставнической деятельности. В психолого-педагогической науке «готовность» рассматривается как психическое состояние, установка на активное действие (Е. С. Кузьмин, В. Н. Мясищев, Д. Н. Узнадзе) и как личностное качество, обеспечивающее эффективность деятельности (И. А. Зимняя, В. А. Крутецкий, В. А. Сластенин, Н. М. Трофимова). Ученые выделяют различные виды готовности: методологическая, социально-психологическая, практико-ориентированная, психофизиологическая, организационно-педагогическая. Готовность преподавателя к кураторской деятельности представляется нами как сложное, целостное психосоциальное образование, включающее мотивационно-потребностный, когнитивный и деятельностно-практический компоненты.
Мотивационно-потребностный компонент представляет собой систему мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых отношений. Его специфичность состоит в оценочном отношении к миру, к деятельности, к людям, к самому себе, к своим способностям, их развитию. Только при осознании куратором необходимости заниматься педагогической деятельностью и положительной мотивации, возможна плодотворная работа со студенческим коллективом на основе целеполагания и рефлексии.
Когнитивный компонент готовности содержит систему знаний о технологиях теоретической подготовки и практической деятельности куратора, поскольку без глубоких знаний невозможно целенаправленное формирование куратора-педагога.
Деятельностно-практический компонент готовности преподавателей к кураторской деятельности, опыт педагогического взаимодействия к воспитательной деятельности рассматриваются как системообразующее качество. Именно оно, призвано обеспечить процессуальную готовность к решению проблем, к творческому преобразованию действительности. Это качество имеет, согласно И. Я. Лернеру, «специфическое содержание», которое, помимо единства знаний о способе деятельности и опыте его реализации, воплощенного в умениях и навыках, обязательно включает опыт педагогического творчества, предполагающий не воспроизведение уже накопленной культуры, а ее развитие и создание элементов новой [6].
Функционирование воспитательной системы, построенной на гуманистических личностно-ориентированных основаниях и принципах, признает субъектов этого процесса главной ценностью, как носителей собственного опыта, особого культурного, сложного и противоречивого мира. Цель реализации личностно-ориентированного подхода в воспитательной системе понимается как создание психолого-педагогических условий для проявления возможностей и способностей индивида, выращивание в нем моральных норм и культуры нравственного выбора, рефлексивных механизмов поведения, самоопределения и самореализации в деятельности, готовности принимать ответственные решения.
Нами выявлены и научно обоснованы педагогические условия осуществления кураторской деятельности, как совместной деятельности преподавателей, способствующие повышению результативности воспитательной системы современного вуза: актуализация ценностного отношения педагогического коллектива вуза к воспитательной работе со студентами; закрепление норм кураторской деятельности с учетом ее характеристик в разработанной и реализованной педагогическим коллективом вуза нормативно-организационной базе; совершенствование профессионально-педагогической компетентности куратора; создание и реализация кураторами взаимосвязи и взаимовлияния компонентов воспитательной системы в многофункциональной и многообразной воспитательной среде, удовлетворяющей потребностям субъектов воспитательной системы.
Многообразие проблем воспитания, различные уровни и форм воспитательного процесса, его многофакторность, в условиях дидактико-коммуникативной среды образовательного учреждения требует многообразия воспитательной среды. Содержательная часть этого многообразия должна включать вопросы и проблемы, исходящие из личностного опыта учащихся, при решении которых формируется собственный смысл деятельности, а диалог (полилог) выступает фактором актуализации смыслообразующей, рефлексивной и других функций личности. Многообразие функций личности обеспечивает решение различных проблем учащихся в повседневной, профессиональной, социальной жизни; достижение различных важных целей; решение сложных задач в различных ситуациях. Функции воспитательного воздействия, обеспеченные многообразием и многофункциональностью воспитательной среды могут реализовываться разными способами, на различных уровнях, с множественными целями. Учитывая это, кураторская деятельность достигает своих целей в ходе работы со всеми сферами личности студентов и педагогов. Она обеспечивает достижение целей именно через многообразие воспитательной среды, выраженное в многообразии внеучебных, интеллектуальных, творческих, художественных, спортивных, социальных, культурных и др. точек среды для деятельности студентов и педагогов. Такое многообразие будет востребовано воспитательной системой, если оно адекватно учитывает различные характеристики студентов и преподавателей. Эта адекватность может гармонично удовлетворять целям и задачам новым моделям воспитательной системы инновационного вуза на разных этапах ее функционирования, если она многофункциональна. Именно тогда, куратор, опираясь на эту многофункциональность, сможет использовать различные педагогические технологии для решения конкретных педагогических задач своей профессиональной деятельности.
Усиление требований к личности преподавателя, его общей культуре, субъектности указывает на необходимость наличия у него профессионально — педагогической компетентности высокого уровня. Преподаватель не просто преподает и воспитывает, он создает условия для профессионального и личностного развития студента, стимулирует его познавательную и исследовательскую активность, актуализирует механизм его саморегуляции, самостановления, саморазвития, что возможно только на основе перестройки личностных установок преподавателя, в связи с чем, актуализируется необходимость профессионально-педагогической компетентности высокого уровня.
Литература:
1. Акутина С. П. Образование и духовность в современном российском обществе.-Монография / науч. ред. С. П. Акутина. — Ч. 3.- М.: Перо, 2012, 144 с.
2. Акутина С. П. Воспитание нравственных ценностей у старшеклассников как направление деятельности классного руководителя в условиях целостного учебно-воспитательного процесса.- Дисс…канд. пед. наук/Нижний Новгород, 2003, 228 с.
3. Акутина С. П. Воспитание будущего педагога в период педпрактики // Высшее образование в России. 2008.№ 10.С. 148–150.
4. Бадмаева Ц. А., Шагаева Н. А. Формирование нравственных ценностей студентов в процессе освоения курса «Этика и эстетика»// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия3:педагогика и психология, 2014, № 2 (136)
5. Бадмаева Ц. А., Манджиева Е. В., Шагаева Н. А. Этнокультурные ценности в формировании жизненных смыслов студентов вуза: монография. Элиста: Изд-во КалмГУ, 2009. 125 с.
6. Лернер, И. Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей // Научное творчество/Под ред. С. Р. Микулинского, М. Г. Ярошевского.- М.: Наука, 1969.- 446с.