Жизнь современного человека несет вслед за собой высочайшее проявление цивилизации. Различные её элементы, такие как искусство, язык, идеи, верования должны рассматриваться как внешнее проявление души создавших их людей. Одним из наиболее древних и значимых социальных институтов различных эпох является институт семьи.
Семья оказывает наиболее значимое воздействие на формирование личности детей, которые являются лакмусовой бумагой уровня воспитанности, культуры, духовности родителей. Формирование семьи, выступающей классическим примером социального института, обусловлено заложенными в ней механизмами продолжения рода, ценностно-нормативными регуляторами: созреванием, ухаживанием, выбором жизненного спутника, нравственными и социальными нормами, на которые опираются члены семьи, регулируя внутрисемейные отношения.
Однако опасной тенденцией современности становится ослабление влияния семьи как воспитательного микросоциума. Агрессия и насилие в современном обществе по отношению к детям нарастает. Это связано с социально-экономической ситуацией в стране. Потеря работы родителями, злоупотребление алкоголем и наркотическими средствами, следствием которых становятся детские психические травмы, увлечения компьютерными играми, утрата чувства семьи и дома, неуверенность в завтрашнем дне, одиночество, усугубляющиеся жестоким обращением с детьми, ведущим за собой разрушение психического здоровья ребенка, вплоть до его потери. Жестокое обращение с детьми может проявляться в насмешках, оскорблениях, унижающих сравнениях, необоснованной критике, отверженности, холодности, оставлении без психологической и моральной поддержки. В современном мире такое обращение родителей со своими детьми не является редкостью. В мире гибнут тысячи детей от увечий, нанесенных родителями, зачастую таких родителей самих в детстве подвергали насилию.
Педагогический энциклопедический словарь определяет жестокое обращения с детьми как «умышленные действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка» [3, с. 84]. Заметим, что определение «жестокое обращение с детьми» впервые появилось в Кодексе о браке и семье РСФСР в 1969 г.
По данным Аналитического центра Государственной Думы РФ, 30–40 % всех тяжких насильственных преступлений совершается в семье. Это явление с каждым годом становиться опаснее, ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет избивают родители, для многих подобное воспитание имеет фатальный исход. По данным следственного комитета Российской Федерации по Омской области, за 11 месяцев 2013 года на территории Омской области совершено 185 тяжких и особо тяжких преступлений в отношении несовершеннолетних, в том числе 8 убийств [7].
Проблема жестокого обращения с детьми не встречает должного понимания со стороны общественности. Опыт работы с семьями показывает, что не только взрослые, но и дети не готовы полностью осознавать меру ответственности за свое поведение. На общественное обсуждение не выносят внутренние проблемы семьи. Нередко жестокое обращение в семье является нормой поведения. Мифом общественного сознания является представление о том, что насилие имеет место только в социально неблагополучных семьях. Насилие над детьми в семье осуществляется независимо от культурных, экономических и религиозных аспектов. Пороки взрослого человека толкают на неприемлемое отношение к ребенку. Однако в неблагополучных семьях жестокое обращение встречается чаще. Ежегодно увеличивается число родителей, состоящих по этой причине на учете в полиции.
Специалисты, работающие с неблагополучными семьями, различают три степени неблагополучия: раннее неблагополучие, трудная жизненная ситуация и социально опасное положение. В настоящее время термин «семья, находящаяся в социально опасном положении» принято рассматривать и понимать в нескольких аспектах:
а) медицинском — как семью, у членов которой наблюдаются медико-биологические отклонения, ярко выраженные заболевания, препятствующие ее полноценному функционированию;
б) социально-административном — как семью, условия и уровень жизни которой расцениваются как малопригодные или непригодные для проживания и развития детей;
в) психолого-педагогическом — как семью, внутрисемейные и внешние социальные связи которой нарушены, что ведет к личностной деформации ее членов.
Чем раньше будут выявлены неблагополучные семьи и дети, находящиеся в них, чем эффективнее будет организована профилактическая работа, тем выше будет вероятность предупреждения жестокого обращения с детьми.
В основе организации профилактики лежат принципы доверия гуманизма, системности и превентивности. Достижение социального эффекта связано с реализацией мероприятий по предупреждению насилия в семье, препятствующих превращению жестокого обращения с детьми в общественную норму.
Разработанная нами программа социально-педагогической профилактики жестокого обращения с детьми предполагает работу с семьями, находящимися в социально опасном положении. В целевую группу входят дети из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, дети из многодетных и малообеспеченных семей, проживающие и обучающиеся на территории Советского административного округа города Омска. Рассчитана программа на три календарных месяца.
Основное внимание в программе направлено на снижение уровня агрессии. В ее задачи входит: формирование у учащихся негативного мнения обо всех формах жестокого обращения; оказание психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки обучающихся; осуществление консультативно-профилактической работы среди обучающихся, педагогических работников, родителей; оказание помощи родителям по формированию педагогически грамотных взглядов на воспитание, детско-родительские отношения, разрешение конфликтов.
Основными направлениями деятельности выступают: ознакомление учащихся младшего школьного возраста с формами жестокого обращения и его последствиями; формирование представлений о правах человека и правилах поведения в опасных ситуациях; пропаганда здорового образа жизни. Программа состоит из следующих блоков:
1. Теоретический блок включает 2 занятия и дает возможность познакомиться участникам между собой, прослушать лекции о Конвенции о правах ребенка, Декларации прав ребенка.
2. Практический блок включает 5 занятий и дает возможность участникам получить практические навыки по сплочению коллектива и построению эффективного командного взаимодействия; занятия способствуют формированию нравственных качеств детей, включению их в ситуации позитивного межличностного взаимодействия.
3. Контрольный блок включает 2 занятия и дает возможность отследить динамику отношения участников программы к жестокому обращению с детьми.
Занятия проводятся в групповой форме в виде лекций, тренинга, бесед. Индивидуальные беседы с несовершеннолетними проводятся при участии педагога-психолога. Социально-педагогическое и психологическое консультирование по возникающим вопросам и психокоррекция осуществляются по мере востребованности.
Ожидаемый результат: формирование негативного общественного мнения ко всем формам жестокого обращения; увеличение числа детей, получивших достоверную информацию о жестокости в семье, путях ее преодоления; формирование ответственной, успешной, способной к жизни в обществе личности; отсутствие всяческого насилия в отношении каждого обучающегося.
На стыке различных отраслей знаний, среди множества проблем одной из наиболее актуальных является проблема жестокого обращения. Наиболее ранимыми к проявлением любого вида насилия являются, прежде всего, дети. Очень важно предупредить жестокое обращение, так как последствия пережитого ребенком оставляют отпечаток не только на его личности, но и на том обществе, в котором живет ребенок. Сегодня однозначный ответ о создании единой системы профилактики жестокого обращения с детьми не найден. Дальнейшие исследования необходимы для поиска новых форм, методов, средств осуществления профилактики этого опасного социального явления.
Литература:
1. Алексеева И. А., Новосельский И. Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. — М.: Генезис, 2005. — 256 с.
2. Большакова О. Н. Межведомственное взаимодействие структур по решению проблем домашнего насилия / О. Н. Большакова, Т. А. Косенкова, Т. В. Сытикова // Социальная работа. — 2005. — № 2. — С. 28–30.
3. Б. М. Бим-Бад. Педагогический энциклопедический словарь. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. — 528 с.
4. Защита детей от жестокого обращения / под ред. Е. Н. Волковой. — СПб.: Питер, 2007. — 256 с.
5. Зиновьева Н. О., Михайлова Н. Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. — СПб.: Речь, 2003. — 248 с.
6. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления / под ред. Е. Н. Волковой. — СПб.: Питер, 2007. — 240 с.
7. Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Омской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://omsk.sledcom.ru/add_sect/index.php?ID=15853 (дата обращения: 10.03.2015).
8. Ярская-Смирнова Г. Р., Романова П. В., Антонова Е. П. Домашнее насилие над детьми: стратегии объяснения и противодействия // Социологические исследования. — 2008 — № 1. — С. 34–39.