Интеграционная политика Республики Армения: причины и перспективы выбора евразийского вектора развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №6 (86) март-2 2015 г.

Дата публикации: 16.03.2015

Статья просмотрена: 1897 раз

Библиографическое описание:

Шанявский, А. И. Интеграционная политика Республики Армения: причины и перспективы выбора евразийского вектора развития / А. И. Шанявский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 6 (86). — С. 757-762. — URL: https://moluch.ru/archive/86/16301/ (дата обращения: 18.12.2024).

В представленной статье рассматривается интеграционная политика Армении в период с 1991 по 2015 год, результатом которой стало вступление республики в Евразийский экономический союз. Показана взаимосвязь интеграционных процессов с проводимой Республикой Арменией политикой комплементаризма. Кроме того, автор анализирует причины и перспективы, связанные с выбором Арменией евразийского пути развития.

Ключевые слова: Армения, СНГ, ЕС, ЕврАзЭС, ЕАЭС, Восточное партнерство, интеграция, комплементаризм.

 

Введение

1 января 2015 года на Евразийском континенте появилось новое международное интеграционное экономическое объединение — Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Согласно ранее подписанным и ратифицированным договорам уже 2 января 2015 года к ЕАЭС присоединилась Республика Армения [1]. Став четвертым по счету государством-участником данного интеграционного объединения на постсоветском пространстве вслед за Россией, Казахстаном и Белоруссией, Армения после более чем 20 лет государственной независимости, возможно, окончательно выбрала вектор будущего развития. Однако такое решение было принято в условиях, при которых Армения активно развивала свое сотрудничество в рамках «Восточного партнерства» Европейского Союза (ЕС), что также предполагало постепенную экономическую и политическую интеграцию с возможной перспективой вступления в ЕС. Примечательно, что решение отказаться от постепенной евроинтеграции и повернуть в сторону формируемого ЕАЭС было сделано в очень короткий промежуток времени. Неожиданность такого поступка вызвала широкий общественно-политический резонанс как в Армении, так и в мире. Указанные обстоятельства, по нашему мнению, можно оценивать как дискуссионные и как следствие требующие изучения.

В данной статье мы рассмотрим процесс, вследствие которого Республика Армения сделала свой выбор, проследив ее интеграционные инициативы с момента обретения независимости и до сегодняшнего дня. Кроме того, нами будут обозначены перспективы Армении после вступления в ЕАЭС.

Интеграционные процессы в Армении в 1991–2013 годах.

Формирование политики комплементаризма.

Датой рождения современной армянской государственности принято считать 21 сентября 1991 года, когда по результатам проведенного в стране референдума Армения стала независимым государством. Примечательно, что отказавшись от проведения всесоюзного референдума о сохранении СССР, состоявшегося 17 марта 1991 года, Республика Армения уже через 3 месяца после обретения своей независимости становится членом первого интеграционного проекта на постсоветском пространстве — Содружества независимых государств (СНГ).

Первым серьезным шагом молодой республики в интеграционном направлении становится участие в международных процессах 1992‑1994 годов. Результатами этих лет стали: ратификация Арменией Беловежских и Алма-Атинских соглашений, присоединение к только что созданному Совету североатлантического сотрудничества НАТО. Кроме того, Республика Армения становится страной-соучредительницей Договора коллективной безопасности (ДКБ), получив дополнительные гарантии своей защиты, так необходимые республике на фоне непрекращающегося Нагорно-Карабахского конфликта с Азербайджаном.

С 1993 года во внешнеполитической деятельности Армении начинает проявляться особая стратегия разнонаправленной взаимодополняемой политики, позже названной комплементаризмом. Показателен пример, «когда Ереван получал оружие и военную технику на продолжение боевых действий от русских, деньги на строительство государственности (и на закупки вооружений в той же России) — от американцев, продовольствие и гуманитарную помощь для населения — от европейцев (при этом в основном получая их через Турцию), а топливо для воюющей против Азербайджана армии — от Ирана» [2]. Причиной выбора данной стратегии стали следующие факторы. Во-первых, сложная геополитическая обстановка вокруг Армении, сложившаяся в результате карабахских событий и рассорившая ее с ближайшими соседями в регионе. Во-вторых, наличие трех крупных армянских диаспор за рубежом: в США, Европе и России, каждая из которых стремилась, лоббируя интересы Армении через политические институты стран своего проживания, оказать республике всеобъемлющую помощь для построения независимого государства.

В 1993 году Республика Армения подписала Договор «О создании экономического союза», который предусматривал создание Таможенного союза в рамках СНГ и предполагал более глубокую экономическую интеграцию по сравнению с нынешним ЕАЭС. Согласно документу, вступившему в силу для Армении 26 июля 1994 года, государства‑участники союза должны были иметь согласованную торгово‑экономическую политику, также предполагалось формирование общего рынка товаров, услуг и рабочей силы, вплоть до создания единого рублевого пространства. Об этом, кстати, некоторое время назад вспомнили в Национальном собрании Армении в ответ на критику о вступлении страны в ЕАЭС [3]. Однако, несмотря на то, что данный документ действует и сегодня, его статьи не исполняются. Причиной, по которой Армения не стала исполнять обязательств Договора, стал быстрый распад союза, вызванный положением об обязательном характере принимаемых им решений, что было неудобно для многих стран-участниц. К тому же вставал вопрос о целесообразности развития союза в условиях, когда в его ведущей стране — России — продолжался экономический кризис, а рублевая зона перестала существовать еще в 1993 году. Продолжая развивать свою разнонаправленную внешнюю политику, Армения в 1994 году присоединилась к натовской программе «Партнерство ради мира», что происходило на фоне угасающего Нагорно‑Карабахского конфликта и его перехода в мирное русло, получившее одобрение со стороны НАТО и ЕС.

Следующий большой интеграционный этап внешней политики Республики Армения относится к первому десятилетию нового века, «и связан с именем ее главного архитектора и идеолога, которому и принадлежит авторство термина «комплементаризм» — Вардана Осканяна, главы МИД Армении в 1998–2008 годах» [2]. Учитывая этот фактор, последующие события, на наш взгляд, являются вполне закономерными.

С 2001 года Республика Армения становится членом Европейского совета, что открыло стране путь к постепенной евроинтеграции. В 2002 году Армения наравне с другими государствами-участниками ДКБ принимает решение о его преобразовании в полноценную международную организацию — Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В 2003 году Армения присоединилась к евразийским интеграционным процессам и получила статус государства-наблюдателя при Евразийском экономическом сообществе (ЕврАзЭС). В 2004 году Армения стала участником программы Европейской политики соседства (ЕПС).

В результате мирового финансового кризиса 2008–2009 годов Республика Армения приняла участие в организации Антикризисного фонда стран ЕврАзЭС на базе Евразийского Банка Развития (ЕАБР). Подписав соглашение об учреждении ЕАБР и оплатив в установленном порядке определенную часть акций Банка, Республика Армения с 2009 года является его соучредителем. Интересно заметить, что главными сферами деятельности ЕАБР, помимо решения задач по преодолению последствий мирового финансово-экономического кризиса, является «создание условий для устойчивого экономического развития и углубление интеграционных процессов между государствами-участниками ЕАБР» [4]. Развивая свое сотрудничество в рамках СНГ, Армения в 2011 году подписала соглашение о Зоне свободной торговли (ЗСТ). В следующем 2012 году, данное соглашение было ратифицировано Национальным собранием Армении, «министр экономики Тигран Давтян, представлявший соглашение в парламенте, в ходе обсуждения документа заявил, что соглашение о Зоне свободной торговли в СНГ будет иметь существенное положительное влияние на экономику Армении, способствовать росту ВВП и экспорту продукции» [5].

Параллельно с этими событиями Армения активно развивает сотрудничество с ЕС, по-прежнему придерживаясь стратегии комплементаризма. Напомним, что в 2009 году в рамках развития Европейской политики соседства (ЕПС) на Пражском саммите ЕС было принято решение об учреждении нового интеграционного проекта под названием «Восточное партнерство» (ВП). «Главной целью новой инициативы было декларировано создание необходимых условий для ускорения политической и экономической интеграции между Европейским союзом и заинтересованными странами-партнерами путем содействия политическим и социально-экономическим реформам в странах-участницах «Восточного партнерства» [6]. В результате этого сотрудничества в 2010 году были инициированы переговоры между Арменией и ЕС по Соглашению об ассоциации. В 2012 году были проведены переговоры по созданию зоны глубокой и всеобъемлющей свободной торговли в рамках Соглашения об ассоциации между Арменией и ЕС. Согласно этим инициативам «планировалось, что Ереван подпишет Соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли с Евросоюзом в Вильнюсе на саммите «Восточного партнерства». Однако по итогам переговоров президентов Армении и России Сержа Саргсяна и Владимира Путина 3 сентября 2013 года было заявлено о намерении Армении вступить в Таможенный союз и в последующем участвовать в формировании Евразийского экономического союза» [7]. С этого момента начинается ускоренный этап интеграции Республики Армения в экономическое пространство создаваемого ЕАЭС.

Интеграционный поворот Армении в 2013–2015 году.

Причины вступления и перспективы Армении в ЕАЭС.

Стремительное изменение Республикой Армения вектора развития от сближения с ЕС в сторону формируемого ЕАЭС, стало неожиданным и спровоцировало не только недоумение в западной прессе, но и локальные протесты в самой стране [8]. Весьма примечательно, что еще 18 марта 2013 года президент Армении С. А. Саргсян на встрече с корреспондентами армянских СМИ на вопрос об ассоциации с ЕС ответил: «Соглашение о зоне глубокой и всеобъемлющей свободной торговли уже почти в стадии завершения, и дай нам Бог силы, чтобы в этом году мы его завершили и подписали» [9]. Однако обстоятельства, в которых руководство Армении сделало свой выбор, свидетельствуют, что на тот момент данное решение было наиболее перспективным для будущего армянского государства. Перечислим основные причины, непосредственно повлиявшие на ход окончательного принятия евразийской модели интеграционного развития.

Первая и самая главная касается железнодорожного сообщения. В январе 2013 года в ходе визита в Армению премьер-министра Грузии Б. Г. Иванишвили появилась реальная надежда на решение многолетней транспортной проблемы страны. «На совместной с армянским коллегой Тиграном Саргсяном пресс-конференции Иванишвили прямо заявил, что открытие железной дороги через Абхазию возможно. «Мы должны работать над срочным решением этой проблемы», — заявил премьер Грузии. Напомнив о проблемах в отношениях Грузии и России, он подчеркнул, что Тбилиси пытается урегулировать их как можно скорее. Чтобы восстановить работу железной дороги в ближайшее время, грузинская сторона, по выражению премьер-министра, готова и к диалогу с абхазскими братьями» [10]. В свою очередь на встрече в Москве 3 сентября 2013 года по результатам переговоров президентов России и Армении стало известно, что «РЖД могут инвестировать в развитие армянской железнодорожной сети около 15 миллиардов рублей» [11].

Второй причиной является энергетическая безопасность. В своей предвыборной программе 2013 года «Вперед к безопасной, благополучной Армении», С. А. Саргсян, в главе, посвященной пропорциональному развитию страны, пообещал завершение строительства второго энергоблока АЭС в намеченные сроки [12, с. 14]. Необходимо указать, что выполнением данных работ занимается российская государственная корпорация Росатом. «Между тем, в печально известном соглашении об ассоциации с ЕС не было ничего относительно Армянской АЭС. Европа предлагала различные программы консервации станции по истечении срока ее эксплуатации, при этом Турция и Азербайджан активно лоббировали этот процесс. Понятно, что в случае евроассоциации из РФ также не было бы получено ни технологий, ни средств, ни, что еще важнее, политического содействия» [13]. Здесь же стоит отметить газовые соглашения о сохранении льготных цен сроком на пять лет, которые были заключены между Арменией и Россией 29 августа 2013 года. «Согласно новым договоренностям, цена на газ для Армении теперь будет составлять 189 долларов за тысячу кубометров вместо 270. А доля компании «Газпром» в газовом монополисте «АрмРосгазпроме» составит уже не 80, а 100 процентов» [14].

Третья причина, повлиявшая на принятие евразийской модели интеграционного развития — это национальная безопасность. Тот факт, что Россия является гарантом безопасности Армении, также сыграл немаловажную роль в определении президентом С. А. Саргсяном своего отношения к евразийской интеграции: «Сейчас наши партнеры по ОДКБ формируют новую платформу экономического взаимодействия. Я не раз говорил, что, находясь в одной системе военной безопасности, невозможно и неэффективно изолироваться от соответствующего геоэкономического пространства» [15].

Четвертой причиной следует назвать экономический фактор. Доказательством этого может служить высказывание С. А. Саргсяна, сделанное им 10 октября 2014 года в Минске после подписания Договора о присоединение к ЕАЭС: «Мы приняли это решение с целью придать новый импульс прогрессу экономики нашей страны, - отметил президент. — С передвижением товаров, услуг, капитала и трудовой силы, доступностью энергоресурсов и внедрением единых транспортных решений на евразийском пространстве появляются новые возможности повышения конкурентоспособности и эффективности нашей экономики» [16].

Примечательно, что решение, принятое руководством Армении о вступлении в ТС и интеграцию с Россией, Казахстаном и Белоруссией, совпало с мнением армянского народа. Согласно социологическому исследованию, проводившемуся на территории Армении с 5 по 11 октября 2013 года, были получены интересные результаты [17, с. 25]:

-        При свободном выборе сотрудничество с Россией предпочитает подавляющее большинство населения Армении — 67 %, а с Европейским союзом — 17 %.

-        При принудительном альтернативном выборе сотрудничества или с Россией, или с Европейским союзом пророссийская ориентация растет до 75 %, а проевропейская — до 19 %.

-        Население Армении плохо осведомлено о Таможенном союзе России, Белоруссии Казахстана. Не слышали о нем почти 40 % населения Армении, не представляет, что это такое — почти 30 %. В итоге почти 70 % населения Армении практически ничего не знает о Таможенном союзе.

-        Простое разъяснение населению, что «Россия, Белоруссия и Казахстан основали Таможенный союз, в рамках которого люди могут свободно перемещаться из страны в страну, работать в той стране, где им захочется, а также в этих странах все товары перемещаются свободно, без пошлин на ввоз и вывоз», приводит к тому, что к присоединению Армении к Таможенному союзу положительно относится 86 % населения Армении. Это на 11 % больше, чем ориентация на сотрудничество с Россией при свободном выборе — Россия или Европейский союз.

Сделав свой интеграционный выбор в 2013 году, 10 октября 2014 года в Минске Армения подписывает Договор о присоединении к Договору о ЕАЭС от 24 мая 2014 года при участии президентов России, Казахстана и Белоруссии. В декабре того же года Национальное собрание Армении ратифицировало договор о присоединении страны к ЕАЭС, и уже со 2 января 2015 года Республика Армения стала полноправным членом союза. Согласно вступившим в силу договоренностям «доля Армении в распределяемых таможенных пошлинах, полученных от ввоза товаров на территорию ЕАЭС, составит 1,13 процента. В сфере услуг Армения присоединяется к договоренностям членов ЕАЭС на общих основаниях, а в сфере торговли товарами предусмотрен постепенный (до 2022 года) переход к единому таможенному тарифу ЕАЭС» [18].

Перспективы, открывшиеся перед Арменией в результате ее вступления в ЕАЭС, во многом совпадают с причинами, подтолкнувшими республику к евразийской интеграции. Например, на постепенное решение транспортной проблемы Армении нацелен проект «Север-Юг», в рамках которого выделены средства антикризисного фонда ЕАБР в объеме 150 млн. долларов [19]. По-прежнему ведутся работы по модернизации второго энергоблока армянской АЭС, завершение которого намечено на 2019 год [20]. Свободное передвижение товаров, услуг и рабочей силы в рамках 170 млн. рынка ЕАЭС, а также связанный с этим приток инвестиций, дадут Армении до 2 % прироста ВВП ежегодно [21, с. 6].

Заключение

Все вышеперечисленные факты свидетельствуют о том, что сделанный Республикой Армения в 2013 году выбор нельзя назвать необдуманным или недальновидным. Используя внешнеполитическую стратегию комплементаризма, Армении удалось на протяжении двух десятилетий поддерживать положительные и взаимовыгодные отношения как с Россией, так и с Западом. Однако в тот момент, когда перед Арменией встал вопрос будущего развития, руководство республики, взвесив возможные выгоды, а также помня об общем историческом прошлом, сделало выбор в пользу России, руководство которой назвало для себя приоритетным развитие нового интеграционного проекта для Евразии [22].

Вступление Армении в ЕАЭС в обозримом будущем должно привести к восстановлению разорванных кооперационных связей после распада СССР, расширению присутствия армянских компаний на рынках государств евразийского пространства. Следует отметить и возможность более эффективно защищать интересы армянского бизнеса в евразийских странах, а также реальную перспективу повышения качества жизни и социального благополучия граждан Армении. Главным препятствием к полноценной реализации этих перспектив по-прежнему остается отсутствие железнодорожного сообщения между Арменией и остальными странами ЕАЭС и в первую очередь Россией. Именно поэтому евразийское будущее Армении напрямую зависит от того, как быстро страны-участницы союза смогут найти решение этой проблемы.

 

Литература:

 

1. Армения присоединяется к Евразийскому экономическому союзу // «Итар-Тасс» // URL: http://itar-tass.com/ekonomika/1681738 (Дата обращения: 03.01.2015)

2. Минасян С. Некоторые концептуальные основы внешней политики Армении // НОФ «Нораванк» // URL: http://www.noravank.am/rus/issues/detail.php?ELEMENT_ID=1999 (Дата обращения: 03.01.2015)

3. Армения присоединилась к прототипу ЕАЭС еще в 1994 году — армянский парламентарий // «REGNUM» // URL: http://www.regnum.ru/news/1872322.html (Дата обращения: 04.01.2015)

4. О банке // Евразийский Банк Развития // URL: http://www.eabr.org/r/about/ (Дата обращения: 04.01.2015)

5. Армения ратифицировала соглашение о зоне свободной торговли СНГ // «Файл-РФ» // URL: http://file-rf.ru/news/9428 (Дата обращения: 06.01.2015)

6. Joint Declaration of the Prague Eastern Partnership // The Council of the EU // URL: http://www.consilium.europa.eu/register/en/content/out/?&typ=ENTRY&i=ADV&DOC_ID=ST-8435-2009-INIT (Дата обращения: 06.01.2015)

7. ЕС и Армения обновят план действий в рамках «Восточного партнерства» // «РИА-Новости» // URL: http://ria.ru/world/20131129/980658100.html (Дата обращения 06.01.2015)

8. Решение о вступлении в Таможенный союз вызвало в Армении недоумение и протесты // «Deutsche Welle» // URL: http://dw.de/p/19c2r (Дата обращения: 08.01.2015)

9. Встреча Президента Сержа Саргсяна с представителями СМИ // Президент РА // URL: http://www.president.am/ru/interviews-and-press-conferences/item/2013/03/18/President-Serzh-Sargsyan-press-conference/#!officialPhotos (Дата обращения: 08.01.2015)

10. Иванишвили обещает открыть железную дорогу из Армении в Россию // «Deutsche Welle» // URL: http://dw.de/p/17LuM (Дата обращения: 08.01.2015)

11. РЖД может вложить 15 млрд рублей в развитие армянской железной дороги // «РИА-Новости» // URL: http://ria.ru/economy/20130903/960488091.html (Дата обращения: 08.01.2015)

12. Предвыборная программа президента РА Сержа Саргсяна на президентских выборах 2013 года // Республиканская партия Армении // URL: http://www.hhk.am/ru/election-program/#sthash.4gkhubru.dpuf (Дата обращения: 08.01.2015)

13. Армения лишилась бы своей атомной электростанции, если бы не вступила в ЕАЭС // «ИноСМИ.Ru» // URL: http://inosmi.ru/overview/20141230/225255877.html (Дата обращения: 08.01.2015)

14. Саркисян: соглашения с РФ позволят на пять лет сохранить цены на газ для жителей Армении // «Кавказский узел» //  URL: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/234533/ (Дата обращения: 09.01.2015)

15. Армения вступает в Таможенный союз // «Ведомости» // URL: http://www.vedomosti.ru/politics/news/15925511/armeniya-svernula-na-sever (Дата обращения: 10.01.2015)

16. Армения присоединилась к ЕАЭС ради развития своей экономики // «Независимая газета» // URL: http://www.ng.ru/news/481903.html (Дата обращения: 10.01.2015)

17. Социологическое исследование «Отношение армянского общества к евразийской и европейской интеграции» / С. А. Манукян, Г. А. Арутюнян, А. В. Сафарян. Исследовательско-аналитическая общественная организация «Интеграция и развитие», 2013. // URL: http://www.soyuzinfo.am/upload/pdf/unknown_parameter_value.pdf (Дата обращения: 10.01.2015)

18. Армения стала полноправным членом ЕАЭС // «LENTA.RU» // URL: http://lenta.ru/news/2015/01/02/armenia/ (Дата обращения: 11.01.2015)

19. Строительство автодорожного коридора "Север-Юг" в Армении // Евразийский Банк Развития // URL: http://acf.eabr.org/r/projects/Sever-Ug/ (Дата обращения: 11.01.2015)

20. Россия и Армения подписали межправительственное соглашение о сотрудничестве в продлении срока эксплуатации энергоблока №2 Армянской АЭС // «Российское атомное сообщество» // URL: http://www.atomic-energy.ru/news/2014/12/23/54000 (Дата обращения: 12.01.2015)

21. Армения и Таможенный союз: оценка экономического эффекта интеграции / ЦИИ ЕАБР, 2013. – 48 с.

22. Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня // «Известия» // URL: http://izvestia.ru/news/502761 (Дата обращения: 12.01.2015)

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): Армения, Россия, Европейский союз, Республика, Таможенный союз, Белоруссия, Казахстан, население Армении, Евразийский экономический союз, интеграционный проект.


Ключевые слова

интеграция, ЕС, СНГ, Армения, ЕврАзЭС, ЕАЭС, Восточное партнерство, комплементаризм

Похожие статьи

Трудности развития интеграционных объединений (на примере ЕАЭС и МЕРКОСУР)

В статье рассмотрены проблемы в развитии интеграционных объединений (на примере ЕАЭС и МЕРКОСУР), дан анализ предпосылок формирования евразийской интеграции. Выявлены специфические особенности индустриально-инновационных процессов развития экономики....

Перспективы развития интеграционных объединений на постсоветском пространстве: опыт таможенного союза России, Беларуси, Казахстана

Статья рассматривает развитие проблемы, показатели и перспективы интеграции на постсоветском пространстве. На основе анализа текущих политико-экономических процессов в рамках таможенного союза России, Казахстана и Беларуси, а также опыта создания там...

Роль Российской Федерации в ЕАЭС

В статье подчеркнута значимость развития Евразийского экономического союза для усиления международных позиций России в условиях геополитической турбулентности; выделены основные проблемы, риски и угрозы, снижающие интеграционную эффективность ЕАЭС; п...

Исторические аспекты интеграционного сотрудничества ЕАЭС и ЕС

Статья посвящена комплексному исследованию ЕАЭС и ЕС. Изучение истории возникновения и развития ЕАЭС и ЕС имеет большое теоретическое и практическое значение. Интеграционные объединения, в настоящее время вошедшие в сферу международных отношений, пор...

Сложности выбора и реализации модели развития в условиях глобализации

Статья посвящена вопросу разработки и реализации национальной экономической и внешнеэкономической модели. На основе изучения успешного опыта новых индустриальных стран и анализа потенциальных возможностей национальной экономики обосновывается необход...

Интеграция как инструмент обеспечения роста экономик стран — участниц Евразийского экономического союза

В статье рассмотрены основные ключевые тенденции развития современной мировой экономической системы. Обоснована необходимость интеграционных процессов для успешного преодоления угроз и неопределенностей на геополитической и геоэкономической арене. Ус...

Регулирование интеграционного развития регионов Евразийского экономического сообщества

В статье рассмотрены процессы экономической интеграции регионов Евразийского экономического сообщества и Таможенного союза. Представлены результаты статистического анализа и исследования проблем интеграции, проведен анализ динамики товарооборота межд...

Перспективы и совершенствование регулирования развития государственно-частного партнерства в странах Центральной Азии

Государственно-частное партнерство (ГЧП) является важным инструментом для экономического развития в странах Центральной Азии, таких как Узбекистан, Казахстан, Таджикистан и Кыргызстан. В статье рассматриваются примеры успешных проектов в области тран...

Экономическая интеграция: теоретические основы и практические вызовы

Современный этап развития межгосударственных отношений диктует необходимость изучения существующих форм экономической интеграции государств, а также переосмысления и выработки новых подходов к реализации интеграционных процедур в сфере экономики. В д...

Влияние российско-китайских отношений на деятельность Шанхайской организации сотрудничества

В статье рассматриваются ключевые аспекты взаимодействия России и Китая в ШОС. Выявлены сходства и различия стратегических интересов двух стран, которые имеют практическое значение для развития Шанхайской организации сотрудничества. На основе получен...

Похожие статьи

Трудности развития интеграционных объединений (на примере ЕАЭС и МЕРКОСУР)

В статье рассмотрены проблемы в развитии интеграционных объединений (на примере ЕАЭС и МЕРКОСУР), дан анализ предпосылок формирования евразийской интеграции. Выявлены специфические особенности индустриально-инновационных процессов развития экономики....

Перспективы развития интеграционных объединений на постсоветском пространстве: опыт таможенного союза России, Беларуси, Казахстана

Статья рассматривает развитие проблемы, показатели и перспективы интеграции на постсоветском пространстве. На основе анализа текущих политико-экономических процессов в рамках таможенного союза России, Казахстана и Беларуси, а также опыта создания там...

Роль Российской Федерации в ЕАЭС

В статье подчеркнута значимость развития Евразийского экономического союза для усиления международных позиций России в условиях геополитической турбулентности; выделены основные проблемы, риски и угрозы, снижающие интеграционную эффективность ЕАЭС; п...

Исторические аспекты интеграционного сотрудничества ЕАЭС и ЕС

Статья посвящена комплексному исследованию ЕАЭС и ЕС. Изучение истории возникновения и развития ЕАЭС и ЕС имеет большое теоретическое и практическое значение. Интеграционные объединения, в настоящее время вошедшие в сферу международных отношений, пор...

Сложности выбора и реализации модели развития в условиях глобализации

Статья посвящена вопросу разработки и реализации национальной экономической и внешнеэкономической модели. На основе изучения успешного опыта новых индустриальных стран и анализа потенциальных возможностей национальной экономики обосновывается необход...

Интеграция как инструмент обеспечения роста экономик стран — участниц Евразийского экономического союза

В статье рассмотрены основные ключевые тенденции развития современной мировой экономической системы. Обоснована необходимость интеграционных процессов для успешного преодоления угроз и неопределенностей на геополитической и геоэкономической арене. Ус...

Регулирование интеграционного развития регионов Евразийского экономического сообщества

В статье рассмотрены процессы экономической интеграции регионов Евразийского экономического сообщества и Таможенного союза. Представлены результаты статистического анализа и исследования проблем интеграции, проведен анализ динамики товарооборота межд...

Перспективы и совершенствование регулирования развития государственно-частного партнерства в странах Центральной Азии

Государственно-частное партнерство (ГЧП) является важным инструментом для экономического развития в странах Центральной Азии, таких как Узбекистан, Казахстан, Таджикистан и Кыргызстан. В статье рассматриваются примеры успешных проектов в области тран...

Экономическая интеграция: теоретические основы и практические вызовы

Современный этап развития межгосударственных отношений диктует необходимость изучения существующих форм экономической интеграции государств, а также переосмысления и выработки новых подходов к реализации интеграционных процедур в сфере экономики. В д...

Влияние российско-китайских отношений на деятельность Шанхайской организации сотрудничества

В статье рассматриваются ключевые аспекты взаимодействия России и Китая в ШОС. Выявлены сходства и различия стратегических интересов двух стран, которые имеют практическое значение для развития Шанхайской организации сотрудничества. На основе получен...

Задать вопрос