Лидерство является необходимой частью развития общества, политические лидеры характеризуются по-разному, данное обстоятельство обусловлено неравномерность происходящего исторического развития и тенденций прогресса и регресса и ряда других факторов. Кроме, того, разность обществ, общественных формаций, традиций, воспитания, условий развития личности лидера, способствуют формированию в одних случаях, например, лидера – реформатора, а в других лидера – знаменосца. В некоторых случаях различные черты разных типов лидерства могут сочетаться и присутствовать в одном лидере. Но в исключительных случаях история дарит народу харизматического лидера.
Из всех типологий лидерства, самой неразгаданной и интересной является харизматический лидер. Ведь природа его власти лежит в особенном роде психологической энергии лидера – харизме (от. греч. charisma-дар, Божья благодать, милость богов). Харизма остается неразгаданной тайной политики. Известно, что харизмой обладали многие выдающиеся лидеры. Харизму нельзя определить, нельзя воспитать, передать, с нею рождаются и ее можно, только, психологически, прочувствовать. Харизматические лидеры приходят в трудные для общества исторические периоды. Как выделили, в книге «Власть харизмы», ученые в области харизматического влияния, Б. Николаус и Н.Энкельман: «У истоков великих достижений, ключевых событий, политической, экономической и культурной жизни всегда стояли и стоят харизматические личности» [1, С.56].
Казахстан, как новое государство нуждалось в сильном и харизматическом лидере, способным на смелые и решительные шаги, таким лидеров стал Н.А. Назарбаев. В 1991 году с развалом СССР, для республик бывшего советского союза настали трудные, по всем параметрам, времена. Была неразвита политическая сфера и экономика, население находилось в психологической и моральной стагнации. Были разрушены старые принципы существования общества и государства, государствам нового СНГ приходилось начинать с нуля. Но, личность творит историю и прогресс. Н.А. Назарбаев, как лидер нового Казахстана показал себя решительным и смелым политиком, разумно мыслящим и придерживающимся принципов согласия и свободы.
Политическая заслуга лидера Казахстана Н.А. Назарбаева, проявляется во всем, прежде всего в укреплении, становлении и развитии Казахстана. Президент в переходный период становления Республики, который является критическим для любой страны мира, выбирает верные приоритеты, как идеологического, так и социально-политического развития страны. Так, в период становления Казахстана, Назарбаев выдвигает идею стратегического управления государством. Позже, политические аналитики, отметят верность данного политического решения. Стратегии развития Казахстана стали основными документами, помогавшими обществу и государству ориентироваться в новой политической реальности. Позже, в книге «Казахстанский путь» Н.А. Назарбаев скажет: «Казахстан первым на постсоветском пространстве выбрал путь стратегического планирования. Данные документы не только определили основные приоритеты и этапы развития, в смутное время кризисов и неразберих они очертили наш путь и не позволили сбиться с него, отвлекаясь на решение сиюминутных, пусть и острых вопросов» [2, С.34]. Государство погибнет без ярких политических личностей, способных на неординарные видения ситуации и решения. Н.А. Назарбаев смог определить правильный путь развития, как политического, экономического развития так и, идеологического развития страны.
Казахстан, как многонациональное государство, нуждалось в лидере способном консолидировать многонациональное общество. Действительно, это трудная задача, ведь управлять целой страной само по себе тяжело, а управлять сто с лишними нациями еще сложнее. Однако политический лидер молодого Казахстана сразу показал себя, как лидер, думающий о будущем целой нации-казахстанцев, а не только о титульной нации - казахах. В своих интервью и выступлениях Н.А Назарбаев всегда подчеркивает ценность межнационального и межконфессионального согласия. Так, в интервью «Комсомольской правде» в ноябре 1991года, еще будущий лидер Казахстана заявляет: «Мы должны признавать равенство всех наций, живущих в Казахстане. Именно этот подход сделает казахстанскую нацию уважаемой в мире, утвердит ее как нацию, строящую цивилизованное, демократическое государство» [3, С.3]. Президент и в дальнейшем будет придерживаться данного политического принципа. Такие важные политические документы, принятые Президентом РК, как «Стратегия становления и развития Казахстана, как суверенного государства», «Стратегия-Казахстан 2030», Конституция 1995г, провозглашают такие демократические приоритеты развития казахстанского общества, как: свобода, независимость, межнациональное согласие, национальное единство. Поставленные в Стратегии цели и долгосрочные приоритеты социально-экономического развития Казахстана могут быть проинтерпретированы в то же время и как объединяющие различные этносы и социальные группы нашего общества ценности. Следовательно, Президент, как политический лидер Казахстана выступает не только как реформатор, но и как консолидатор общества [4, С.59]. В книге, вышедшей в 1993году, «Идейная консолидация общества – как условие прогресса Казахстана», Президент призывает к идеологическому плюрализму развития общества, то есть, укреплению внутринационального единства, воспитания казахстанского патриотизма, развитие высокой языковой культуры, идей свобод и независимости в атмосфере гражданского согласия и стабильности. Идея идеологического плюрализма, развитие не только своей этнической культуры, но и культуры всех народов проживающих в Казахстане. В данном политическом решении, заложена рациональная политика консолидации национального единства Казахстана.
В книге «Казахстанский путь», вышедшей в 2006году, Н. Назарбаев также отметит: «Сохранение на протяжении полутора десятилетий этнического и религиозного консенсуса в столь хрупком регионе планеты определяет в значительной мере казахстанский путь. Казахстан наш общий дом» [5, С.4]. Как известно политические документы и политические шаги, принятые лидером, отражают суть его личности и суть национального характера народа, которому он принадлежит. В том, как он относится к предшественникам, к главам государства, к подчиненным, друзьям, близким проступают культурные черты того народа, который он представляет, выступая в качестве его символа. В глазах Назарбаева все народы – равноправные созидатели казахстанской государственности. О Н.А. Назарбаеве можно сказать, что он умеет видеть и признавать, как в свое время это делал Абай, определенное превосходство другого народа. Это глубинная сущностная черта его личности. Тот, кто не обладает ею, не способен подняться до признания превосходства другого народа, одновременно ощущая и осознавая превосходство своего [5,С.435]. Начиная с первых дней на посту Президента РК, Н.А. Назарбаев показал себя, не только, как харизматический лидер, но и как лидер планомерных реформ, а не революций. Государственные документы, как Стратегия «Казахстан 2030», Конституция РК 1995года, ежегодные послания и книги Президента содержат в себе конкретные задачи и цель- процветание Казахстана. Разумность, здоровый прагматизм, сила и мудрость Президента отражается в этих важных для страны документах.
Политика консенсусного, толерантного характера, присуща характеру казахстанского народа. Феномен Главы государства заключался в том, что он смог не допустить, национализацию Казахстана по этническому признаку, а призывая посредством стратегических документов, ежегодных посланий, выступлений к миролюбивому характеру казахстанского народа, не допустил межнациональной войны. Все, данные факты дают основание утверждать, что Н.А. Назарбаев символ национального единства, основатель казахстанской модели межэтнического и межнационального согласия.
Н.А. Назарбаев постоянно ориентирует казахстанцев на укрепление мира и согласия в стране. Так, в книге «В потоке истории» Президент предлагает использовать некоренные народы Казахстана в качестве проводников, каналов, связывающих народы Казахстана с культурой их исторической родины, в целях социально-экономического и духовного развития всех граждан Казахстана. «Не нужно бояться, того, что самобытная культура казахов исчезнет, растворится под влиянием других культур, напротив она обогатится. Более того, политика, направленная на самоизоляцию, консервацию, пусть и под предлогом возрождения традиционной культуры только коренного этноса, может завести в тупик. Поэтому возрождать, сохранять и развивать нужно культуру всех народов Казахстана» [6, С. 155].
Решение, связанное с переносом столицы, принятое в 1995 году(15.09.1995г-Указ «О столице РК»), носило харизматический характер. Мало кто верил, в правильность исхода данного предприятия, однако, будущее показало стратегическую верность данного решения Президента.
Астана сыграла роль фактора, который помог оживить национальную экономику, привлечь внимание международного сообщества, консолидировать казахстанцев, повысить международный авторитет. Стало ясным, что привнесение кардинально новых элементов в жизнь страны, приводит к ее развитию. И предопределить это смог Н.А. Назарбаев. Позже, в книге посвященной столице Республике Казахстан г. Астане «В сердце Евразии», Н.А. Назарбаев напишет: «Астана – это символ обновления Казахстана, символ неиссякаемой созидательной энергии его многонационального народа. Это символ веры народа, приступившего в далеко не самые легкие времена к возведению новой столицы, в свои собственные силы. Это символ надежды и уверенности нации, обретшей свободу, в своем процветающем будущем, в будущем своих потомков» [7, С.17].
Астана стала местом проведения новой политики государства, идеи национального строительства и идеологического плюрализма стали развиваться именно в Астане. Главы государств и дипломаты со всего мира приезжающие в столицу Казахстана не перестают удивляться красоте города и правильности решения Главы государства. В одном из своих высказываний, говоря об Астане, Президент страны заметит: «У каждого лидера должна быть определена высота, которую нужно покорить, мечта – сделать что-то значительное. Если нет такой мечты, незачем идти в политику, браться за руководство страной. И нужно отдавать всего себя, ставить на карту свой авторитет, свое будущее, ради осуществления этой цели. Так было с идеей строительства Нового независимого государства и его новой столицы» [8, С.357].
В Астане нашла развитие идея предложенная Президентом идея евразийского культурного развития. Н.А. Назарбаев, впервые говорит о евразийской идее культурного развития в своей книге «Идейная консолидация общества - как условие прогресса Казахстана», а в стратегии «Казахстан 2030» Президент объявляет идею евразийского развития, как одного из стабилизирующих факторов развития общества. «Наши внешние возможности определяются в первую очередь географическим, геополитическим и геоэкономическим положением страны. Стоит выделить три основные возможности для Казахстана. Первая возможность вытекает из нашего географического положения на перекрестке дорог в евразийском регионе. Процесс глобализации мировых экономических и политических процессов, выдвигает этот фактор в число ключевых. Именно по этой причине, не говоря уже о многих политически стабилизирующих факторах, я выдвинул, и буду развивать идею евразийства, за которой убежден стратегическое будущее» [9, С.17].
Любое общество должно развиваться, состояние стагнации может наступить и в развитом обществе, поскольку состояние благополучия позволяет забыть народу и государству о быстро развивающихся мировых, общественных процессах. Поэтому, несмотря на стабильность общества, на современном этапе развития необходимо постоянно модернизировать, обновлять политическую и в целом, общественную систему в соответствии с требованиями современных политико-социальных процессов, в глобализирующемся мире. Идея модернизации общества упоминается Президентом и в стратегии «Казахстан2030» и в ряде книг Президента, таких, как, например, «Идейная консолидация общества, как условие прогресса Казахстана», «На пороге XXI века». В выступлениях и книгах Президент выступает за модернизацию общества, как условие развития гражданского свободного общества. Из моделей модернизации он отмечает адаптированную модернизацию. «Адаптированная, прежде всего, к традиционным институтам, этнокультурным особенностям, политической истории региона, реальному положению государства в геополитической, геоэкономической, геокультурной структурах» [10, С.29].
Идея адаптированной модернизации получила свое развитие в положительных изменениях, как в экономической, так и в социальной системе в период становления государства. За годы независимости Казахстана в социальной сфере увеличилось количество государственных дотаций и пособий населению, в образовательной сфере были компьютеризированы школы и ВУЗы страны, была изменена система образования, развился сектор частного предпринимательства. В 2005году в Послании Президента «Казахстан на пути к ускоренной политической и экономической модернизации» Президент предлагает идею всесторонней ускоренной модернизации Казахстана. Переход страны на курс всесторонней ускоренной модернизации, предложенный Президентом, предполагает ускоренное развитие всех секторов социально-политической жизни, что позволит стать Казахстану одной из конкурентоспособных стран в мире. Сегодня Казахстан уже не молодое государство без политического опыта развития. Многие аналитики, отмечают стабильность и развитие современного Казахстана. Республика известна как архипелаг стабильности в сложном регионе. Во многом стабильность государства зависит от политики проводимой главой государства. Как известно, руководитель определяет настоящее и будущее своей команды. Президент Казахстана действительно сильный политик, стратег и хороший руководитель. Феномен Н.А. Назарбаева заключается в умении политического прогнозирования, которое сложно объяснить. Президент Казахстана, умело, прогнозируя смог постепенно, адаптировано модернизировать оставшуюся после советского союза социально-производственную систему общества. А затем, перейти к ускоренной модернизационной модели, на всех уровнях развития, в современной социально-политической системе Казахстана. В стратегии «Казахстан 2030», одним из приоритетов Президент Казахстана обозначает развитие профессионального государства. Каждый человек должен быть профессионалом в своей профессии. Установление одним из приоритетов государства профессионализм государственных служащих, это еще одна отличительная черта политики проводимой Н.А. Назарбаевым. Автор, считает, что Н.А. Назарбаев является примером профессионального политика-лидера, ведь профессионализм лидера измеряется успешным опытом руководства страной.
Политический характер Н.А. Назарбаева, как политика, можно определить следующими характеристиками: либеральность мышления, ум, здоровый прагматизм, рассудительность, уверенность, мудрость, решительность. Как политик-лидер Президент, сочетает в себе черты лидера – реформатора, общенационального лидера и харизматического лидера. Назарбаев – тонкий политик, который принимает только взвешенные решения. Он последовательный и предсказуемый, хотя в экстремальной ситуации может принять решение, которого от него никто не ожидает. В декабре 1991 г., когда лидеры трех славянских республик неожиданно для всего мира подписали Беловежское соглашение, практически ставшее смертельным приговором для Советского Союза, Назарбаев, вопреки всем предсказаниям и прогнозам, не пошел на поводу событий, отказавшись создать свой - мусульманский союз среднеазиатских республик и Казахстана. Время показало, что Назарбаев в той нелегкой ситуации принял единственно правильное решение. Благодаря этому, удалось избежать конфронтации между республиками. Была сохранена целостность самой России, поскольку тюркоязычные республики в составе Российской Федерации тоже могли повести себя сепаратистки [5, С.16].
Как было сказано выше, Президент решительная личность, решительность определяется в принятии важных для государства решений. Переход на либерализацию экономической и политической системы, осуществление стратегического управления государственными процессами в стране, переход к новой национальной валюте «тенге», предложение о переносе столицы в 1995г, Предложение о создании Евразийского союза и евразийского экономического союза в 1994г, между странами СНГ и.т.д. Все данные решения были пронизаны решительностью и уверенностью в положительном исходе дела. Другая черта политического характера лидера Казахстана это толерантность. Отражающаяся в политике равного отношения ко всем нациям и этническим меньшинствам Казахстана. Либеральность и демократичность мышления проявляется в выборе, с самого начала становления Казахстана, демократического пути развития и переход к свободной рыночной экономике.
В книге «Без правых и левых» вышедшей в 1991году, Глава государства скажет, фразу хорошо характеризующего его, как личность: «Не было у меня каких-то сверхъестественных честолюбивых помыслов, просто не до них было – жизнь всегда диктовала свои, чаще прозаически, порой суровые законы. В основном всегда приходилось решать одну проблему: выдержать, выстоять» [10, С.25]. Ум, мудрость последовательность и рассудительность решений проявляется в дипломатических встречах, выступлениях, книгах Президента Республики Казахстан. Сочетая все эти качества с харизматическим талантом, Президент Республики Казахстан вывел страну в число самой развивающейся среди стран Центрально-Азиатского региона, действительно, став символом нового Казахстана.
Н.А. Назарбаев действительно лидер своего народа, и символ нового Казахстана. Трудно представить, каким был бы сегодняшний Казахстан без сильной личности Н.А. Назарбаева. Как известно, именно, характер политического лидера определяет политику и будущее страны. Лидер определяет курс страны, движет народом, ведет страну и народ к намеченной цели. Из всех характерных черт Президента, следует отметить одну особенную. Это харизматичность. Как известно, Эйнштейн, сказал «Политика более сложная наука, чем физика» [11, С.7]. Чем же определяется сложность политики от такой сложной науки, как физики? Сложность политики в том, что это сфера человеческой деятельности подчиняется, как рациональным факторам, соответственно имеет свои закономерности, так и иррациональным факторам и соответственно не имеет своих закономерностей, физика же это сугубо точная (рациональная) наука. В этом парадокс политики. Иначе, как объяснишь понятие политическая харизма, или харизматичность личности в политике, не понимая парадоксальность политики, не понимая деятельность политики, как рационально, так и иррационально в этом суть и особенность политики, которую отметил великий физик Эйнштейн.
Харизматичность Н.А. Назарбаева проявляется в энергетике выступлений, в принятии решений, в мыслях, изложенных в книгах. Каждое выступление лидера Казахстана, пронизано энергетикой сильной личности.
Литература:
1 Николаус. Б. Энкельман. Н. Власть харизмы (пер. с нем). Интерэксперт. Москва 2005г, с-286.
2 Назарбаев. Н. А. Казахстанский путь. Караганда, 2006. с-143. С.
3 Е.Доцук. Алма-ата. «Комсомольская правда», 23 ноября, 1991г
4 Назарбаев. Н. Казахстан-2030:Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев: Послание Президента страны народу Казахстана. – Алматы:Білім, 1998.-96с.
5 Видова. О.И. Нұрсултан Назарбаев (издание 3-е, доп) Серия «След в истории» - Ростов-Н/Д: «Феникс», 2003. С-448.., илл.
6 Н. А. Назарбаев. В потоке истории . –Алматы: Атамұра, 1999. С-296.
7 Н.А.Назарбаев. В сердце Евразии.-Алматы : Атамұра, 2005.-с192.
8 Назарбаев. Н.А. Президент и Университет. Выступления Президента РК Назарбаева. Н.А. в ЕНУ им. Л.Н. Гумилева (2000-2003 гг.) - Астана: Издательство ЕНУ, 2003. С-28.
9 XXIвек: Политики, духовные лидеры, интеллектуалы и бизнесмены мира. О.Н.А.Назарбаеве. -Алматы: Атамұра, 2005, с-288.., илл.
10 Назарбаев.Н. Идейная консолидация общества- как условие прогресса Казахстана. –Алматы:ФПИ «Казахстан XXIв».,1993-32с.
11 Н.А. Назарбаев. Без правых и левых. Москва «Молодая гвардия» 1991г, с-254