В политической науке гражданская активность в обществе были изучены в самых интересных ракурсах и разносторонне [1]. Но, нет единой концепции о ее роли в развитии и изменении общества. В статье мы рассмотрим реалии нашей страны на пилотных исследованиях.
Правовые основы диалога НПО и государства основывается на ЗРК «Об общественных объединениях», «О некоммерческих организациях», «О государственном социальном заказе» [2]. А вот правовые гарантии гражданской активности государством до сих пор не систематизированы в виде норм Закона. Вместе с тем, на сегодня становится закономерным процесс развития «карманных НПО», существующие только на государственном социальном заказе [3]. И спонтанные проявления гражданской активности отвергаются как со стороны государства, так и со стороны этих НПО [4]. Таким образом, создаются условия, когда гражданская активность должна иметь силу «взрывной волны» для того, чтобы пробить двойной заслон преграды на пути к решению выдвигаемой проблемы.
С другой стороны, естественным является процесс созревания до стадии зрелости самой гражданской активности общества, так как, в общественном сознании с политической историей независимости, уже не только укреплены ростки патриотизма, рожденные независимостью, но и разрослись во все сферы жизни с требованиями: качественного образования, воспитания умного поколения, строгой охраны окружающего мира, эффективного хозяйствования, экономного использования природных ресурсов, правильного перераспределения бюджетных средств, усовершенствования демократических норм содержания в тюрьмах и колониях, гендерного равенства и т.д. [5].
Если рассмотреть гражданскую активность с точки зрения политической науки, то видим ее хаотичное размещение и спонтанную повышенность в период морального или экономического кризиса в истории любого общества с последующими революционными призывами[6]. Само понятие «активность» в науке ассоциируется со стадией зрелости, хотя начинает формироваться в стадии юности и является основой сохранения тонуса в старости[7]. А понятие «гражданская активность» в науке автоматически соотносится с понятием «гражданское общество», хотя в обыденном восприятии граждан чаще соотносится с понятием «политическая активность» [8]. Проведение строгой научной дефиниции этого термина нужно в случае необходимости быстрого реагирования с последующей государственной поддержкой или изолирования спонтанно сформированной угрозы гражданской активности. Подчеркивая эти пути решения проблем спонтанных явлений гражданской активности, политическая наука исходит из возможных последствий, когда спонтанные проявления гражданской активности имеет силу разрушительного объединения или конструктивного разрушения.
Анализируя возможности проявления террористических акции в г. Астане путем анкетирования случайных прохожих в крупных торгово-развлекательных центрах города, мы столкнулись с нестандартным и необычным на наш взгляд ответом на вопрос: «Разве можно такую красоту разрушать, хотя бы портить?». Наиболее частым ответом людей именно среднего возраста было: «Да, если это все для тебя только не доступное поддразнивание». А молодежь присущей ей оптимизмом часто отвечала, что гордится такой конструкцией и будет дальше любоваться. Среди опрошенных 220 человек категорически против существования таких развлекательных центров были настроены только 7 человек. Из них 2 по финансовым соображениям, 2 по религиозным мотивам, 1 человек считает такие центры губительными на моральные установки молодежи, 1 человек считает эти центры рассадой инфекционных заболеваний, 1 человек считает непозволительной роскошью строительства таких центров в столице государства, где имеется высокий уровень безработицы в селах. Приводя эти негативные ответы в противовес в 30 раз превышающий положительный ответы, мы хотели обратить внимание на распространенность именно идеи социальной справедливости, на котором основывается мировая экономика и государственное мироустройство. Детальное изучение ответов также выявило следующую закономерность распространения идеи социальной справедливости: среди тех, кто живет в Астане и не может позволить себе и своей семье посещать красивые развлекательные центры, были настроены более негативнее, чем гости столицы, которые приезжают в столицу с целью развлечения. Ответы натолкнули нас на мысль о распространенности принципа социальной справедливости больше среди поколения, кто успел пожить в Казахстане в составе СССР. Сопоставляя, спонтанное проявление гражданской активности в нашей республике за последние три года, мы столкнулись с уточнением нашего заключения о том, что гражданская активность должна больше ожидаться среди среднего поколения. В действительности, среднее поколение, которое увидело и советскую эпоху развития Казахстана, больше внимателен к изменениям окружающей его среды, чем молодежь и более старшее поколение. Это противоречит основным постулатам политической науки, утвержденными теоретиками политологии. Мы посчитали эту закономерность первым отличием развития гражданской активности в нашей республике.
Вторым отличием гражданской активности в нашей республике является его бессознательность или интиутивность, чем планомерное развитие. Т.е. политический имидж государственного органа создается на возможностях его базовой работы с населением. Результаты экспертного опроса среди студентов и магистрантов политологов в формировании гражданского общества отдали пальму первенства Министерству культуры, второе место было отведено Канцелярий Премьер - Министра, третье место Аппарату Администрации Президента. А среди жителей, наоборот, на первое место вышел Аппарат Администраций Президента, на второе место КНБ, на третье место КПМ. Объясняется это наиболее распространенным среди населения мнением о том, что на письма, направленные на имя Президента, председателя КНБ и Премьер-Министра обязательно ответят в установленные законодательством сроки. Т.е. простое население все еще ассоциирует гражданскую активность личными проблемами. Отчасти это и правильно, т.к. именно социальные проблемы простых граждан легли в основу гражданской инициативности и в дальнейшем сформированных гражданских движений в истории и нашей страны и других государств. Так, например, жилищная проблема институционализированная в виде НПО в Астане зажгли луч надежды во многих разочарованных и негативно настроенных умах лишенных последнего крова лиц и оберегли от вооруженного противостояния власти и населения.
Профилактическое назначение НПО недостаточно изучено социально-политическими науками, т.к. большинства кафедр ориентированы на внешнюю политику, как наиболее перспективное направление трудоустройства, тогда как внутренняя политика нуждается в коррекции и в правильно выбранной стратегии развития. Например, ни одно НПО не анализирует эффективность государственных программ, оставляя это приоритетом политических партий. Но, и в политических партиях особо не утруждаются подсчетом бюджетных денег, предусмотренных на те или иные государственные программы. В результате мы тратим бюджетные деньги не эффективно, которые при скоординированности действий государственных органов и гражданской активности можно было бы преумножить и сэкономить.
Другим подтверждением является то, что на развитие гражданского общества были потрачены деньги во многих правительственных программах, но мы до сих пор видим, как передача учреждении из подведомства одного госоргана в подведомство другого госоргана вызывает акцию протеста в основном из-за устоявшегося имиджа последнего госоргана.
Именно преобразование в положительно- институциональную форму спонтанно – негативной формы гражданской активности должна стать критерием работоспособности госоргана с населением.
Инициативность граждан может носить характер спонтанности и планомерности. Чаще всего планомерное развитие инициативы сможет позволить себе человек с высшим политологическим или другим гуманитарным образованием с твердой силой волей и владеющий ресурсами свободного времени и материального благополучия для предания себя к делу. С другой стороны, без инициативность – бездействие – стагнация и последующее разложение общества. А, инициативность – действие - созидание и последующее процветание. Нужно воспитывать и направлять эту инициативу в нужное русло, на основании научных подходов, на конструктивные (пусть даже оппозиционные) пути решения любой проблемы. Должны отметить, граждане Казахстана больше стали осознавать и чувствовать свои функции в сохранение стабильности и дальнейшего развития.
История Китая показывает насколько важна последовательность традиции для укрепления государственной мощи в восприятии других народов. Раньше всего это поняла сейчас РФ, которая выступает в спарринге лидеров за последовательную политику. Казахстану также нужна политика спарринга. Но думаю, это должно быть не во внутри одной партий как сделала это Россия, а в возможности развития этой системы спарринга в партийной системе.
Литература:
1. Калягина А.А. Гражданская активность россиян в условиях современного политического процесса. Автореферат дисс.кандидат политических наук. Научная библиотека диссертаций и авторефератов. Москва, 2012.
2. www.zakon.kz.
3. Краткий обзор гражданского общества в Кыргызской Республике/ ADB. Strategy 2020: The Long-Term Strategic Framework of the Asian Development Bank, 2008–2020. Manila.
4. Политическая социология: учебник / под ред. Ж.Т.Тощенко. М.: Издательство Юрайт, 2012. С.310-332.
5. Отчет экспертов ПРООН по оказанию содействия в разработке проекта второго национального доклада по МПГПП Казахстан. Декабрь 4, 2013.
6. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. Переиздание. Москва, 2011.
7. Имакова Г. Социализация личности в годы независимости// Сборник трудов. Алматы, 2012, с.12-25.
8. Имакова Г. Политическая ментальность и политическая медиация в политической истории// Сборник трудов. Астана, 2012, с.25-33.