Модернизация становится процессом политической, социально-экономической трансформации общества. Ее целевой предназначенностью является достижение стабильности и оптимальной динамичности. Политическую систему можно определить стабильной, если под влиянием как внутренних, так и внешних факторов она в состоянии сохранить свою структуру, адаптироваться к происходящим изменениям. Это создает предпосылки – материальные, политические, духовно-интеллектуальные – для успешной реализации общенациональных программ развития страны.
Политическая модернизация как фактор демократизации предполагает соблюдение правовых норм человека, плюралистическую систему организации власти, принятие и реализацию решений на основе консенсуса [1, c.265-266]. Она определяет приоритеты, ориентированные, прежде всего на укрепление политической стабильности. Необходим учет определенных особенностей и характерных черт, присущих каждому государственному образованию.
Демократизация предполагает переход от авторитарного правления на путь либерально-демократических преобразований, что проявляется, в частности, в предоставлении гражданам свобод и политических прав, внедрении системы альтернативных конкурентных выборов, рыночных реформ, а также расширении общественного участия.
Демократизация в широком смысле определяет функциональность таких положений, как падение посткоммунистических режимов; «демократический переход», в процессе которого осуществляется построение новых либерально-демократических структур функционирования общества; «демократическая консолидация», ориентированная на укоренение новых направлений развития общества в восприятии и сознании населения в такой мере, что уже не существует опасности в возможности их разрушения.
Российские исследователи также уделяют пристальное внимание изучению сущности и аспектов развития демократии. Так, А.Ю. Мельвиль, анализируя политический опыт демократических транзитов «третьей волны», показывает, что само по себе установление формально демократических институтов и процедур вовсе не гарантирует собственно демократический результат самого процесса перехода. Именно поэтому в транзитологии и закрепилось важнейшее аналитическое различение двух основных фаз в демократическом транзите – фазы учреждения демократии и фазы ее консолидации [2, c.20]. По А.Ю. Мельвилю, демократизация предполагает открытую конкуренцию за право контролировать правительство, а этот в свою очередь предполагает свободные выборы, определяющие состав правительства.
К.С. Гаджиев подразумевает под демократией «одну из форм политической самоорганизации общества. Комплекс институтов и организаций, структура и функционирование которых основываются на либерально-демократических, мировоззренческих и ценностных постулатах, нормах, установках, составляет политическую систему демократии» [3, c.178].
А.И. Соловьев предполагает такую организацию деятельности институтов власти, которая «предотвращает использование выборов и других демократических процедур для создания политических преимуществ отдельным (социальным и др.) группам населения или силам, заинтересованным в сломе демократических порядков. Наличие подобных идейных оснований функционирования государственных институтов цементирует все здание демократии, позволяет характеризовать ее как особый тип политической системы, обладающей качественными (в отличие от тоталитаризма и авторитаризма) отличиями в организации власти и выполнении необходимых общественных функций» [4. c.277]. В целом, в исследованиях по основополагающим спектрам трансформационных процессов демократия предстает, по справедливому определению Е. Мачкува, как «политическая система, обеспечивающая максимально широкое представительство и участие народа при сохранении власти закона и политической конкуренции» [5, с.49].
Казахстанские исследователи вносят существенный вклад в развитие теории и практического опыта демократизации общества. Особо следует выделить работы Ж.Х. Джунусовой, С.А. Дьяченко, Н.К. Калиева, Р.К. Кадыржанова, Г.Н. Иренова. В работах авторов рассмотрены концептуальные стороны политического развития. Так, по мнению Ж.Х. Джунусовой, для политической модернизации актуально создание политических институтов, обеспечивающих диалог между населением и правительством, что позволяет последнему своевременно и эффективно реагировать на возникновение новых экономических и социальных проблем [6, c. 217]. Данное положение является одним из ключевых в разрезе определения и укрепления приоритетов стабильного функционирования политической системы.
С.А. Дьяченко полагает, что при «изучении современного посткоммунизма и демократических транзитов «третьей волны» ключевое значение имеет проблематика демократической консолидации» [7, c. 65]. Основанная на западных традициях транзитология адаптируется к условиям и особенностям политического развития Казахстана.
В рамках процесса демократических переходов консолидация предстает как один из самостоятельных этапов укрепления демократического режима. По определению Р.К. Кадыржанова, «Консолидация общества есть социально-политический и культурный фундамент его успешного реформирования» [8, c.3-4]. Выработка единых согласованных позиций, а также тенденции их признания и поддержки социумом являются составной частью осуществления модернизационных процессов.
Спектры развития казахстанского транзитного общества исследует Н.К. Калиев. Он рассматривает технологию взаимодействия Парламента РК и политических партий в рамках действующего законодательства. По его мнению, необходим поиск новых путей решения назревших и актуальных проблем на основе их сотрудничества в формате участия в общественной жизни, постоянного анализа и видения социально-экономической ситуации в стране [9, c.36].
В целом, исследователи определяют демократизацию как необходимую основу посткоммунистической трансформации. Она выступает как всестороннее реальное воплощение гражданских и политических прав членов общества. В ее рамках реформирование политической системы направлено на становление и развитие гражданского общества.
Полагаем, что более приемлемым и адаптированным к характерным особенностям развития Казахстана является либеральное направление демократизации общества. Демократизация создает фундаментальную основу для консолидации различных социально-политических сил в процессе политической модернизации Казахстана. Политическое развитие на современном этапе предполагает возможность формирования новых идейных тенденций демократии. Основополагающий аспект состоит в реальном функционировании демократизации как необходимого условия и базового ресурса консолидации казахстанского общества.
Непрерывность и динамичность – основополагающие направления переходного периода казахстанского общества, основанные на соблюдении идейно-нравственных приоритетов преемственности исторического наследия и сохранении нравственных устоев, заложенных в вековых традициях народа. Формирование общественного устройства в Республике Казахстан происходит на основе синтеза национальных особенностей с ценностями прозападной модели. Данное положение выдвигает актуальность и необходимость учета такого основополагающего аспекта политической модернизации, как динамичность и способность к быстрой и всесторонней трансформации в соответствии со складывающимися обстоятельствами и реалиями политической действительности. Актуально движение по пути постоянного наращивания своего экономического потенциала на основе применения высоких технологий в контексте решения социальных задач. В Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу страны 11 ноября 2014 года ««Нұрлы Жол – путь в будущее» подчеркнуто: «Новая Экономическая политика «Нұрлы Жол» станет двигателем роста нашей экономики на ближайшие годы. Только за счёт строительства дорог будут созданы новые 200 тысяч рабочих мест. А это означает занятость и рост доходов населения. «Нұрлы Жол» произведёт мультипликативный эффект и на другие отрасли экономики: производство цемента, металла, техники, битума, оборудования и сопутствующих услуг. Дороги – это линии жизни для Казахстана» [10]. Существенной особенностью политической модернизации Казахстана в данном измерении является консолидация интересов государства, общества и личности.
Литература:
1. Казахстанская политологическая энциклопедия. – Алматы: 1998.
2. Мельвиль А.Ю. Опыт теоретико-методологического синтеза структурного и процедурного подходов к демократическим транзитам // Полис. – 1998. - №2.
3. Гаджиев К.С. Политология. Учебник для вузов. - М.: 2002.
4. Соловьев А.И. Политология. Политическая теория, политические технологии: Учебник. - М.: 2000.
5. Мачкув Е. Преобразование коммунистического тоталитаризма и посткоммунистическая системная трансформация: проблемы, концепции, периодизация // Полис. – 2000. – № 4 (57). – 38-59 с.
6. Джунусова Ж.Х. и др. Введение в политологию /Ж.Х.Джунусова, Ю.О.Булуктаев, А.М.Акимова. – Алматы: Жетi Жарғы. - 1998.
7. Дьяченко С.А. Политический транзит в современном Казахстане. – Астана: Елорда. - 2001. – 384 с.
8. Кадыржанов Р. Консолидация политической системы Казахстана: проблемы и перспективы. – Алматы: Институт философии и политологии МОН РК. - 1999. – 166 с.
9. Калиев Н.К. Парламент и политические партии: проблемы взаимодействия // АльПари. – 2005. - № 3. – С.31-37.
10. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. 11 ноября 2014 г. НұрлыЖол – путь в будущее/ www.akorda.kz