Изучение эмоциональных нарушений через изобразительную деятельность у детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (86) март-2 2015 г.

Дата публикации: 16.03.2015

Статья просмотрена: 1955 раз

Библиографическое описание:

Антонова, Е. В. Изучение эмоциональных нарушений через изобразительную деятельность у детей старшего дошкольного возраста / Е. В. Антонова, О. А. Томашевская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 6 (86). — С. 560-564. — URL: https://moluch.ru/archive/86/16317/ (дата обращения: 18.12.2024).

Раннее и дошкольное детство — это время, когда эмоции управляют всеми сторонами жизни ребенка, регулируют его психические функции. Эмоции ребёнка дошкольного возраста проявляются в первую очередь при взаимодействии с яркими, интересными объектами окружающей действительности. Появление принципиально новых возможностей саморегуляции у ребёнка дошкольного возраста предполагает развитие эмоционального контроля, переход от внешней к внутренней регуляции поведения (когда оно становится внутренне осмысленным) и установление соподчинения мотивов поведения. По мнению К. Изарда именно «эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие» [4, c. 25].

Выражение ребенком своей индивидуальности предполагает ее осознание. Выражение собственной индивидуальности происходит через выражение эмоциональных реакций и состояний. В процессе развития ребенка происходят изменения в эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка осознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно может не развиваться, ее необходимо развивать, а для этого нужно создавать определенные условия. Ребенок обучается владению своим эмоциональным состоянием в ходе онтогенетического развития, а в роли носителя средств выражения индивидуальности выступает взрослый.

Л. С. Выготский считал, что «эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка» [9, c. 14]. Его последователи, основываясь на теоретических положениях, развивали идею о взаимосвязи всех компонентов человеческой психики, в частности эмоционального и интеллектуального. Л. А. Абрамян признал тот факт, что внутреннее эмоциональное отношение ребенка к окружающей действительности «вырастает» из его практического взаимодействия с этой действительностью [14, c. 35].

Эмоциональное развитие дошкольников — процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей. Ребенок — дошкольник отличается впечатлительностью, стремлением к признанию себя среди других людей. У дошкольников ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения.

В исследовании мы рассмотрели проблемы развития эмоциональной сферы дошкольников. Трудности во взаимоотношениях с окружающими не редко являются результатом нарушений в развитии эмоциональной сферы детей. В последние годы появляется все больше детей с нарушением эмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность.

Основными источниками искажающими эмоциональное развитие детей, исходящими от взрослых, являются:

1.      Манипулирование детьми, наносящее серьезный ущерб позитивному развитию личности. Это проявляется в том, что взрослые стремятся все сделать за ребенка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы, как в деятельности, так и принятии решений.

2.      Неправильная организация общения. Преобладание авторитарного стиля, отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых.

3.      Осознание ребенком на фоне других детей своей неуспешности (озвученной взрослыми), что способствует формированию комплекса неполноценности и зарождению такого, например, отрицательного чувства как зависть.

4.      Отсутствие автономности. Прямая зависимость во всем от взрослого, рождающая чувство беспомощности, когда приходится действовать самостоятельно.

5.      Индивидуально-личностные особенности ребенка, например, сформировавшиеся (не без помощи взрослых) боязливость или привычка постоянно находиться в центре внимания и т. п.

Условно эмоциональные нарушения можно разделить на две подгруппы. В основе этого деления лежат те сферы, в которых проявляется социально-эмоциональное неблагополучие: с одной стороны, во взаимоотношениях с другими людьми, с другой — в особенностях внутреннего мира ребенка.

Нами была составлена классификация эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста. Данная классификация является очень условной, так как внутреннее неблагополучие ребенка непосредственно влияет на его поведение и общение с окружающими (табл.1).

Таблица 1

Эмоциональные нарушения у детей старшего дошкольного возраста

Сфера проявления

Затруднения в общении со сверстниками и взрослыми

Особенности внутреннего мира

- неуравновешенность

- возбудимость

- бурные аффективные реакции (гнев, истерический плач, демонстрация обиды), которые сопровождаются соматическими изменениями: покраснение, усиленное потоотделение

- негативизм

- упрямство

- неуступчивость

- конфликтность

- жестокость

- устойчивое негативное отношение к общению

- застревание на отрицательных эмоциях

- эмоциональная холодность

- отчуждение, скрывающее неуверенность в своих силах

-    острая восприимчивость

-    впечатлительность

-    болезненная чувствительность

-    наличие страхов, не являющихся возрастными, мешающими нормальной жизнедеятельности детей

-    тревожность

-    мнительность

-    застенчивость

 

Эмоциональное неблагополучие формирует различные типы поведения дошкольников [12,c. 33]. Рассмотрим эти типы поведения.

Таблица 2

Типы поведения дошкольников с эмоциональными нарушениями

Типы поведения

Характеристика

Неуравновешенное, импульсивное поведение

Характерно для быстровозбудимых детей. При возникновении конфликтов со сверстниками эмоции этих детей проявляются во вспышках гнева, громком плаче, отчаянной обиде. Негативные эмоции детей в этом случае могут быть вызваны как серьезными причинами, так и самыми незначительными. Быстро вспыхивая, они так же быстро угасают. Их эмоциональная несдержанность и импульсивность приводят к разрушению игры, к конфликтам и дракам. Однако эти проявления ситуативны, представления о других детях остаются положительными и не препятствуют общению.

Негативное отношение к общению

Обида, недовольство, неприязнь надолго задерживаются в памяти у таких детей, но в проявлении отрицательных эмоций они более сдержанны. Эти дети избегают общения и как будто равнодушны к окружающим. Наблюдения за ними показывают, что они как бы издалека следят за событиями в группе и за отношениями воспитателей и детей. Попытка взрослого вовлечь такого ребенка в игру или другую совместную деятельность вызывает отчуждение, демонстрацию показного безразличия ко всем (негативизм), которая маскирует испуг, неуверенность в себе. Эмоциональное неблагополучие этих детей связано с неудовлетворенностью отношением к ним воспитателя, недовольством детьми, нежеланием посещать детский сад.

Боязливость, ощущение страха

Страх — продукт биологической и психической беспомощности ребенка. Существовавшая ранее объективная тревога (страх, имеющий свой источник во внешнем мире) теряет свое значение в психике ребенка в старшем дошкольном возрасте, и на первое место выходит возникающая тревога Сверх-Я (страх перед силой инстинктов), имеющая свой источник в сознании и проявляющаяся большей частью в чувстве вины. Содержание детского страха становится тесно связанным с характером межличностных знаковых социальных взаимоотношений У таких детей проявляется повышенное чувство опасности. Дети боятся признаться в своих страхах взрослым. Испытывают боязнь одиночества, разрыва контакта со взрослым или сверстником. Ребёнок имеет склонность к переживаниям.

 

Исследование было организовано и проведено в МКДОУ Озерновском детском саду № 6. Группа респондентов: дети 6- 7 лет, количество детей 10 человек.

Цель: изучение эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста через рисование.

В качестве основных методов, позволяющих выявить особенности эмоционального развития и оценить эмоциональное состояние ребенка, используются проективные рисуночные тесты. Этими методиками могут успешно пользоваться как специалисты-психологи, так и воспитатели, которые, наблюдая ребенка каждый день, имеют возможность тщательно исследовать его поведение в реальных жизненных обстоятельствах.Для исследования эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста использованы следующие методики:

-        для выявления уровня тревожности — проективная методика исследования личности «Несуществующее животное»;

-        Рисунок семьи — тест на определение эмоционального благополучия ребенка [10,c. 39].

Проективная методика исследования личности «Несуществующее животное» Использовалась с целью выявить особенности эмоциональной сферы, наличие тревожности, негативных эмоциональных проявления, скрытых страхов. Детям предлагалось на чистом листе бумаги простым карандашом средней мягкости нарисовать животное, которого нет в природе. Детям даётся инструкция, что нельзя рисовать животное, которое они видели в мультфильмах. Каждый ребёнок должен придумать своё животное. Дети должны придумать своему животному необычное имя и рассказать о нём.

Оценивалось расположение животного на листе бумаги, характер линий и их толщина, размер животного, наличие у него частей тела и их количество, положение головы относительно рисующего, наличие дополнительных частей тела, имя животного и рассказ о нём.

Большинство детей нарисовали вымышленное животное, расположенное в центре листа, животное среднего размера, характер линий ровный, нажим на карандаш средней силы. Дети дали название своим животным, составили полный рассказ о нем, в котором не наблюдалось наличие скрытых страхов и негативных эмоциональных проявлений. Вовремя проведения экспериментального задания данные записывались в (табл.3)

Таблица 3

Результаты рисуночного теста «Несуществующее животное»

 

Характеристика отрицательной эмоции

Женя П.

Юля П.

Артем Г.

Оля П.

Валера Ш.

Рената Г.

Валерия А.

Настя К.

Лиза С.

Саша М.

1

Завышенная самооценка и притязания

1

-

-

1

-

-

-

-

-

-

2

Неуверенность, тревожность

-

1

1

1

-

-

-

-

-

-

3

Внутреннее напряжение, агрессивность, тревога

-

1

1

-

-

-

-

-

1

-

4

Уверенность в своих силах, но боязнь ее показать

1

-

-

-

-

-

-

-

1

-

5

Инфантильность

1

1

-

-

-

-

-

-

-

-

6

Скрытность, замкнутость

-

1

1

-

-

-

-

-

-

-

 

Итого

3

4

3

2

0

0

0

0

2

0

Параметры

0 — отсутствие отрицательной эмоции

1- наличие отрицательной эмоции

Уровень эмоционального благополучия

Высокий — от 0 до 2

Средний — от 3 до 5

Низкий — 6

 

У 2 детей был выявлен средний уровень развития эмоциональной сферы, они показали пониженный уровень самооценки у детей и наличие скрытых страхов. 8 детей имеют высокий уровень эмоционального развития.

Следующая методика «Рисунок семьи» — тест на определение эмоционального благополучия ребенка. Тест основан на осознании того, что дети по-своему оценивают поведение родителей, видя казалось бы то же, что и взрослые, не воспринимают происходящее так же, как они, не делают аналогичные нашим выводы. Особенные детские осмысления вызывают эмоциональные реакции, непонятые и непринимаемые взрослыми. По результатам рисуночного теста (табл. 4) можно сделать вывод, что 7 детей социально активны, контактны, что свидетельствует о благополучном социально — психологическом развитии старших дошкольников. 3 ребёнка демонстрируют средний уровень эмоционального благополучия.

Таблица 4

Результаты рисуночного теста «Моя семья»

 

Характеристика отрицательной эмоции

Женя П.

Юля П.

Артем Г.

Оля П.

Валера Ш.

Рената Г.

Валерия А.

Настя К.

Лиза С.

Саша М.

1

Ребёнок испытывает бессознательные негативные чувства

-

-

1

-

-

-

-

-

-

-

2

Отсутствие эмоционального контакта

1

-

1

-

-

-

-

-

-

-

3

 Трудности самовыражения в отношениях с близкими

-

1

-

-

-

-

-

-

-

-

4

Отсутствие субъективной значимости члена семьи для ребёнка

1

-

-

-

-

1

-

-

-

1

5

Неудовлетворённость потребностей ребёнка

1

1

1

-

-

-

-

-

-

-

6

Наличие психологической дистанции

1

1

1

1

-

1

-

-

-

1

7

Низкая самооценка

1

1

1

-

-

1

-

-

-

-

9

Беспокойство

-

1

1

-

-

-

-

-

-

-

10

Наличие угрозы

1

-

1

-

-

1

-

-

-

-

11

Ощущение внутренней слабости, неспособности действовать.

1

-

1

1

1

1

-

-

-

1

12

Отсутствие опоры во внутрисемейной реальности

-

1

1

1

1

1

1

1

-

1

13

Отсутствие опоры в мире близких эмоциональных контактов.

-

-

-

1

1

1

1

1

-

1

14

Ощущение незащищённости в жизни

-

1

1

-

-

-

-

-

-

1

15

Склонность к сдерживанию эмоций.

-

1

-

-

-

-

-

-

-

1

 

Итого

7

8

9

4

3

7

2

2

0

7

 

Параметры

0 — отсутствие отрицательной эмоции

1- наличие отрицательной эмоции

Уровень эмоционального благополучия

Высокий — от 0 до5

Средний — от 6 до 10

Низкий — от 11 до 15

 

По результатам диагностики определено среди обследованных детей 62 % дошкольников имеют высокий уровень эмоционального благополучия, 38 % — средний уровень.

Анализ информации, полученной с помощью исследования, дал следующую картину эмоциональной сферы детей: эмоциональная разобщенность; недостаточная практика общения с ребенком, некоторая тревожность в отношении с близкими родственниками;

Результаты диагностического анализа свидетельствуют о неблагополучии развития эмоциональной сферы дошкольников и о необходимости ее коррекции. У этих детей отмечена интенсивность переживания тревоги, беспокойства. Именно эти дети нуждаются в первую очередь в коррекционной помощи.

Все выше сделанное диктует необходимость создания постоянного поддерживающего психологического «фона» для детей, создание оптимальных психологических условий для успешного развития их личности.

 

Литература:

 

1.                 Изард К. Э. Эмоции человека.- М.: Издательство МГУ, 2000. — 281 с.

2.                 Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений.- М.: Аркти, 2001. — 48с.

3.                 Степанова Г. Эмоциональные состояния ребенка дошкольника и их педагогическая оценка в условиях детского сада //Дошкольное воспитание. — 1998.- № 5.-39 с.

4.                 Широкова Г. А. Развитие эмоций и чувств детей дошкольного возраста./ — Ростов н/Д: Феникс. 2005. — 304с.

5.                 Эмоциональное развитие дошкольников: Учеб.пос./А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, О. А. Шаграева.-М.: Академия, 2003. — 163 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, отрицательная эмоция, старший дошкольный возраст, эмоциональная сфера, эмоциональная сфера детей, эмоциональное благополучие, взрослый, дошкольный возраст, рисуночный тест, эмоциональное развитие.


Похожие статьи

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность

Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность

Изучение особенностей пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования

Изучение страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста

Развитие социального интеллекта в проектно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Влияние мотивации учения на развитие познавательных процессов у детей младшего школьного возраста

Похожие статьи

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность

Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность

Изучение особенностей пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования

Изучение страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста

Развитие социального интеллекта в проектно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Влияние мотивации учения на развитие познавательных процессов у детей младшего школьного возраста

Задать вопрос