Одежда более всех других элементов материальной культуры отражает национальный характер народа, и относиться к числу устойчивых этнических признаков. В ней отражаются традиции, коренящиеся в этнической истории, социальные отношения и некоторые элементы идеологии, верование, эстетические идеалы. С изменениями в жизни общества, его экономики и политики развивались и формы одежды. Она отражала материальное благосостояние людей, их вкусы, специфику хозяйства и некоторые стороны семейного быта.
Объектом исследования выбраны национальные тюбетейки, которые имеют большой спрос среди местного населения и приезжих туристов.
Исследования проводились путем изучений работы мастеров, изготовляющих тюбетейки. В ходе исследований нами проведена систематизация последовательности процессов технологии производства объектов исследования. В месте с тем, в работе приведен наиболее полный перечень необходимого оборудования и сырья для производства национальной тюбетейки.
Рис. 1. Разновидности тюбетеек
Женские тюбетейки по форме подразделяются на следующие виды: с квадратным дном, с круглым дном и современные формы, обобщённо называемые «фантазии». По способу отделки женские тюбетейки подразделяются на следующие виды: с ручной золотошвейной вышивкой, с ручной шёлковой вышивкой, с тамбурной вышивкой и с аппликацией.
Технологический процесс изготовления золотошвейных тюбетеек.
Необходимое оборудование:
- специальные пяльцы, натянутые бязью, мерная лента, трафареты узоров вышивок, ножницы, иглы, наперсток, швейная машина, пресс, посуда для клея, электрическая плита, щётка, текстолитовая доска, металлическая плитка и распылитель для воды.
Необходимое сырье:
- основная ткань (сатин), золотистые нити для вышивания, хлопчатобумажные нитки, изнаночная ткань (ситец), флизилин, отделочная тесьма (жияк), картон, калька, гранулированный столярный клей.
Изготовление тюбетейки включает в себя пять основных этапа:
1. Раскрой деталей тюбетейки;
2. Вышивка золотошвейных узоров;
3. Подготовка верхней части тюбетейки;
4. Подготовка нижней части (кизака) тюбетейки;
5. Соединение верхней и нижней частей тюбетейки;
6. Предварительная, окончательная отделка.
Рассмотрим каждый этап по отдельности.
Первый этап. Раскрой деталей тюбетейки:
Рис.2. Схема технологического процесса раскроя деталей тюбетейки
Второй этап. Вышивание золотошвейных узоров тюбетейки
Рис.3. Схема технологического процесса вышивание золотошвейных узоров тюбетейки
Третий этап. Подготовка верхней части тюбетейки включает в себя следуюшие операции:
Рис.4. Схема технологического процесса подготовка верхней части тюбетейки
Четвертый этап. Подготовка нижней части (околышка) тюбетейки включает в себя следуюшие операции:
Рис.5. Схема технологического процесса подготовка нижней части тюбетейки
Пятый этап. Соединение верхней и нижней частей тюбетейки включает в себя следуюшие операции:
Рис.6. Схема технологического процесса соединения деталей тюбетейки
Шестой этап. Окончательная отделка тюбетейки включает в себя следуюшие операции:
Рис.7. Схема технологического процесса окончательной отделки тюбетейки
Для золотошвейных тюбетеек применяются сатиновую ткань (лас) золотисто-желтого цвета. Из сатина выкраивают лицевую часть верха и низа (околышек) тюбетейки, соразмерно им выкраиваются изнаночная детали из подкладочной ткани (ситец). При выкраивании верха основа лицевой ткани должна соответствовать утку изнаночной ткани. Это влияет на качество готовой тюбетейки.
Верхняя и нижняя детали тюбетейки прочно нашиваются на натянутую бязь пялец. На пришитые на пяльцы детали тюбетейки пришиваются трафареты узоров. Затем узоры вышиваются поверх трафаретов золотистыми нитями. В вышитом готовом узоре трафарет остаётся под вышивкой. Золотошвейная вышивка в зависимости от техники выполнения подразделяется на «гульдузи»- это вышивка только отдельных узоров золотой нитью и «заминдузи» — вышивка узоров и всего фона тюбетейки.
После окончания процесса вышивания детали тюбетейки вырезаются из пялец, очищаются от излишков нитей. Далее в вышитую узором верхнюю часть вставляется подкладочная ткань и простёгивается ручным стежком. При стёжке применяют специальную тонкую иглу и однотонную нить. Сначала стежки прокладываются по диагонали. Далее с обратной стороны подкладочная ткань немного растягивается и каждый из четырех участков разделяется стежками еще на четыре части. Это обеспечивает равномерное распределение стежков. После этого лицевая и изнаночная ткани равномерно распрямляются и каждый разделенный участок полностью заполняется стежками.
Для удобства введения бумажных фитилей верх заготовки распрямляется с помощью острия ножницы. Для фитилей калька разрезается на полоски шириной 2 см и полоски заворачиваются на тонкую шпильку. Шпильки с бумажным фитилем прокладывается по отдельности в стежки между лицевой и изнаночной тканями.
В вышитую узором нижнюю часть (околышек) настрачивается отделочная тесьма (жияк). Тесьма также соединяется с лицевой тканью и оба края прострачиваются соединительным швом. Процесс выполняется с помощью швейной машины. Для упрочнения нижней части тюбетейки, между лицевой и изнаночной тканями прокладывается картонная полоска шириной около 3 см, далее наносятся стежки по периметру над вышитыми узорами и между строчками вводятся бумажные фитили с помощью специальных шпилек. Подготовленная таким образом нижняя часть замеряется мерной лентой, подводится под размер и складывается в виде квадрата. При этом следует, чтобы место соединения совпадало с отмеченным углом. Далее нижняя часть слегка растягивается для распрямления и ориентации. При подготовке нижней части верхняя и подкладочная ткани распрямляются, оставляется кромка шириной 0,7 см на лицевой ткани и остальная часть срезается ножницами. В верхней части также срезается лишняя кромка и определяются углы тюбетейки. При соединении верха и низа тюбетейки, сначала выметывают углы верха и низа. Далее прокладывают соединительные швы швейной машиной. Лишняя часть соединений срезают, вручную подгибают и выметывают заранее оставленную кромку изнаночной ткани, с целью закрытия строчек. Вывернув тюбетейку лицевой стороной, проверяют качество строчек.
Для нанесения клея тюбетейки выворачиваются изнанкой и устраняются лишние концы нитей. Клей готовят из гранулированного столярного клея путем кипячения в обычной воде. Консистенция клея не должна быть жидкой, иначе клей будет просачиваться на лицевую часть. Таким образом, кипящий клей наносится сперва на нижнюю, затем на верхнюю части с изнаночной стороны тюбетейки равномерно с помощью щетки тюбетейка высушивается в естественных условиях в течении 1,5–2 часов. Высушенные тюбетейки выворачиваются лицевой стороной и расправляются.
В принципе, изготовление тюбетейки дело рук нескольких мастеров одновременно. Например, узоры вышиваются мастерицами- золотошвеями, стежки выполняют стегальщицы, соединение и отделку делают другие мастера. Эти виды работ всегда считались очень трудоемкими. Но, несмотря на это получаемая прибыль удовлетворяет мастеров и мастериц этого дела. На сегодня золотошвейные тюбетейки пользуются широким спросом.
В результате проведённых исследований нами разработаны следующие предложения:
- организовать работу по систематизации процессов изготовления предметов народного творчества, в частности изготовления золотошвейных изделий, как наиболее трудоёмких и в тоже время пользующихся наибольшим спросом у местного населения и приезжих туристов;
- автоматизировать наиболее трудоёмкий процесс в золотошвейном производстве- процесс рисования и вырезания узоров;
- разработать обучающие материалы по технологии изготовления золотошвейных изделий, организовать учебные семинары, мастер- классы с привлечением ведущих мастеров-ремесленников Узбекистана.
Литература:
- Садыкова Н. С. Узбекская национальная одежда XIX-XX веков. Т., 2001.
- Давлатова С. Об истории одежды узбекского народа. Журнал «Искусство». № 3, Т., 2006.
- Гончарова П. А. Золотошвейное искусство Бухары. T., 1996.
- Пулатова С. У. и др. Композиция костюма. Т., 2006.