Маркетинговые исследования позволяют выявить максимально возможное количество средств, воздействующих в той или иной степени на покупательский спрос, ставит производство швейных изделий в функциональную зависимость от запросов и требует производить продукцию в ассортименте и объеме, нужном потребителю. В качестве ведущих признаков женских верхних изделий из каракуля отобраны следующие: цвет, силуэт, рисунок, вид отделки. Выделенные признаки положены в основу составления анкеты для маркетинговых исследований.
Целью маркетинговых исследований было определение потребительских требований и тенденций формирования женских верхних меховых изделий. Маркетинговые исследования проводились в четырёх этапах:
- определение цели и выбор методов маркетинговых исследований;
- определение объема выборки;
- сбор информации;
- формирование рекомендации по рациональной структуре направляющей коллекции одежды.
В качестве объекта исследования выбран ассортимент женских верхних изделий из каракуля: полушубок, шуба, пончо, жакет. Опрос проведен в январе 2014 года среди женщин -предпринимателей, занятых бизнесом, преподавателей, врачей, интеллигенции и студентов, так как именно эта группа респондентов является наиболее привлекательной для производителей женской меховой одежды. Опросом была охвачено 300 женщин в возрасте от 18 до 60 лет.
Рис. 1. Предпочитаемые стили одежды: 1-классический; 2- романтический; 3- спортивный; 4- авангард
Рис. 2. Предпочитаемая длина: 1. на уровне линии талии; 2. ниже линии бедра; 3. на уровне линии бедра; 4. ниже линии колен; 5. выше линии колен
Рис. 3. Предпочитаемые виды одежды из меха 1-полушубок; 2- шуба; 3- пончо; 4- жакет
Рис. 4. Предпочитаемая цветовая гамма одежды из меха: 1- серебристо-голубой; 2- чёрный; 3- коричневый; 4-белый
Анализ результатов опроса по месту работы и роду занятий респондентов показал, что многие из них это служащие: экономисты, инженеры, предприниматели, работники бизнеса и государственных учреждений. Большинство женщин предпочтение отдают классическому стилю в одежде -38,6 %; романтический стиль (утонченные, женственные вещи) предпочитают -32,6 %; спортивный — 11,3 %; авангард — 17,3 %;
По вопросу о цветовой гамме для одежды из меха большинство респондентов отдали предпочитаемые насыщенным, спокойным цветам и сочетаниям. Выбор цветовой гаммы был связан с конкретным видом одежды из меха, возрастной группой респондента и назначением изделий.
В цветовой гамме лидируют четыре цвета: серебристо-голубой (29,3 %), черный (28,6 %), коричневый (24,6 %), белый (17,5 %). Следует отметить, что большинство опрошенных, предпочитают полушубок (28,6 %). Так как большинство опрошенных были деловыe женщины, ответы соответствовали их образу жизни. Выявлено, что их основная работа сопровождается в общении и связана с выступлениями на конференции, презентациями и различными торжествами. Это подтверждается и данными по анализу ситуаций потребления одежды, связанных с основной работой. Для проведения деловых встреч (ресторан, офис) они предпочитают полупальто, хорошо сочетающиеся с двух предметными костюмами: юбка-жакет, жакет-брюки, которые можно комбинировать друг с другом.
Во многих социологических исследованиях рассматривались в качестве важных признаков респондентов: образование, ситуация связанная с работой, комфортность, возраст, доход и тип фигуры.
В связи с переходом на рыночную экономику, развитием малого среднего бизнеса республики число женщин, участвующих в активной деятельности с каждым годом растет. У деловых женщин разнообразными становится характер работы: презентации, конференции, круглые столы, приемы, поездки и т. д., которые естественно влияют на стиль и комфортность их одежды. С учетом указанных факторов в анкету социологического опроса были включены и учтены, как биосоциальные признаки респондентов, следующие несколько измененные признаки: образование, ситуация связанная с работой, доход, комфортность, тип фигуры и возраст.
Из анализа следует отметить, что некоторые биосоциальные признаки личности респондентов тесно связаны между собой. Это объясняется, что влияние приведенных факторов дублируют друг, друга, причем один пары факторов объясняет изменение результата под действием второго фактора. Например, на выбор типа верхней одежды наиболее значительное влияние оказывает комфортность (0,93) и ситуация связанная с работой (0,90).
Но взаимосвязь между этими признаками очень тесная — Т=0,82. Другой пример: аналогичная ситуация, высокая теснота связи между комфортностью и образованием, а также возрастанию ситуации, связанной с работой. Поэтому, в качестве факторов, определяющих выбор характеристик целей, выделяются те, которые имеют более тесную связь результативным признакам, в данном случае комфортность.
Сумма баллов взаимосвязи для каждого фактора является числовым выражением общей дисперсии результативного признака, объясняемой данным фактором. Образование, ситуация, связанная с работой, комфортность и возраст респондентов объясняют наибольшую часть колебаний и требований потребителей при выборе модели одежды из каракуля.
Таким образом, в результате маркетинговых исследований установлено следующее:
- верхние меховые изделия из каракуля предпочтительно должны быть в виде полупальто;
- при моделировании меховых изделий из каракуля целесообразным является использование классического стиля;
- — потребительские предпочтения на основные художественно-конструктивные признаки: длина- чуть ниже линии бёдер; силуэт- прямой; цвет- серебристо-голубой.
Разработка направляющей коллекции моделей верхних изделий из каракуля явилось целью следующего этапа работы. Выбранные образцы каракуля послужили исходной информацией для выбора формы верхнего изделия, его пропорции, фактуры и других стилевых признаков коллекции. Особое значение при создании эскизов моделей уделялось обеспечению соответствия эстетических признаковвременным тенденциям моды и результатам маркетинговых исследований.
Литература:
1. Гагарина Л. П. Проектирование детских меховых изделий. М., 2004.
2. Цепкина И. А., Николаевская В. А. Моделирование и художественное оформление меховых изделий. М., 1973.
3. A.Тихомиров. Теория планирования эксперимента. M., 1985.