Одной из важнейших парадигм современной государственной политики и идеологии состоявшегося государства необходимость формирования национальной идеи, ориентированной на мобилизацию всего общества. В связи с этим в данной статье осуществлена систематизация теоретических подходов к национальной идентичности, существующих в зарубежной и отечественной политической науке, предложена авторская трактовка категории «национальная идентичность» как органического образования или синтеза истории и духовности.
Ключевые слова: этническая идентичность, национальная идентичность, патриотизм.
В современном мире, где интенсивно идут процессы глобализации, постоянного внимания требуют проблемы изучения миграции, межкультурной коммуникации, толерантности, духовности и в связи с этим с особой остротой встает вопрос ментальной идентичности. Весь смысл жизни человечества – ощущения своей идентичности и понимания своего бытия. Поэтому, как и человеческая жизнь, смысл жизни этноса является онтологическо-философской проблемой.
История всего человечества показывает, что во все времена появление подлинной и действенной национальной идеи нужно было для мобилизации населения той или иной страны на прорыв. По мнению отечественных ученых: «Это является основополагающим и в этом контексте единственным историческим смыслом существования национальной идеи в качестве системообразующего цивилизационного феномена» [1, с. 4].
Проблема осознания необходимости национальной идеи в любом обществе возникает не сразу, не из чего. Она является логическим результатом становления и развития народа, с ним формируется и развивается. Вместе с этим, в жизни народностей и наций встречаются и другие факторы, например как, познать самого себя (нации и народности), показать свое различие от других этносов и.т.д. одной из этих проблем является формирование идентификации. Формирование идентификации – это возникновение новых экономических, социальных, политических систем, новый мировоззренческий уклад и общественное сознание, а также новые идеи, отвечающие на социально-политические вопросы современности.
Рассмотрим понятия этническое и национальное. Согласно Дж. Де-Воса данные понятия друг от друга не отличаются. К понятию нация больше всего относятся институты политических процессов.
Согласно В.И. Курашову смысл жизни этноса в национальной идее данного народа [2, с. 22].
Понимание и познание национальной идеи среди народа обозначает пробуждение национальной, этнической идентичности, а также проявление самопознания. Ученый В.И. Курашов по этому поводу полагает, что познание национального менталитета лежит в основе бытия, легенд, традиций. Познание особенностей бытия народа связано с ощущением существования.
Следует отметить, что этнос является неотъемлемой частью ментальной идентичности. Этнос – совокупность людей в общине, в которой имеется одна история, психология, культура и один язык [3, с. 54].
Политический менталитет является основой политической стабильности, проявляющейся в политическом сознании. Политическое сознание – субъективная мера политики. В связи с этим в структуру политического менталитета входят политическое сознание, ценности. Политические ценности это – оценка объектов, т.е. сформированные политические понятия, которые формируются с помощью процесса социализации. Сегодня в Казахстане политическое сознание делятся на два вида: политическое сознание элиты и политическое сознание масс. Политическое сознание элиты развивается в виде идеологии, науки, агитации, к тому же политическое сознание направляет народ на политическую стабильность общества.
Придерживающие политического сознания элита с помощью традиций, знаний, воспитания и религии влияет на формирования коллективного политического опыта. На данной основе сформировалось массовое политическое сознание, в свою очередь, оно формируется под влиянием социального бытия казахстанского общества. Из этого следуют некоторые принципы в политическом менталитете Казахстане:
- государство воспринимается как уровень ментальности народа, т.е. слово «государство» в мировоззрении казахстанского народа понимается понятиями «контроль», «защита», «воспитание»;
- государственная власть понимается ответственной, сильной и справедливой;
- политических деятелей воспринимают как лидеров, уделяется большое внимания авторитету лидеров, а также деятельность лидеров понимается как служение народу;
- на первый план ставят политическую абсолютную ценность как воспитание.
В формировании политического менталитета казахстанского общества можно выделить следующие основные принципы:
- главная ценность – это жизнь человека;
- перед законом все равны;
- частная собственность;
- развитие государства улучшает и жизнь граждан страны;
- развитие государства повышает уровень прав и свобод граждан.
Главная особенность в формировании политического менталитета на сегодняшний день представляются идеи государственности и патриотизм. Идеи граждан и их свобода должны восприниматься как одно целое. Это в свою очередь, зависит от ментальной идентичности, поскольку это является основой для формирования политического менталитета. Следствием политического сознания является политическая идентичность, однако и политическая идентичность может влиять на политическое сознание. С помощью политической идентичности личность или группа может стать субъектом политических отношений. В обеспечении формирования ментальной идентичности имеются и другие факторы, например, как, межэтническая толерантность и вера в отношениях власти с народом.
Национальная идея не может быть идеей какого-либо одного этноса. Но национальную идею нельзя сконструировать и из совокупности национальных идей множества этносов. Национальная идея с самого начала должна быть общенациональной.
Данный фактор обеспечивает сосуществования народов и наций в полиэтническом государстве. В основе полиэтнического государства лежит: гуманизм, человеколюбие и патриотизм.
Для того, чтобы сформировалась ментальная идентичность необходимо связать государственные стратегические программы с национальными ценностями. В формировании ментальной идентичности имеется еще одно явление, которое в свою очередь, является природным явлением – патриотизм. Поскольку патриотизм является важной и значимой ценностью для человечества, постольку данное явление направлено на уважение и человечность других национальностей, народов.
В многонациональном Казахстане можно выделить два вида патриотизма. Во – первых, патриотизм в отношении своей нации, во-вторых патриотизм в отношении других национальностей, их единство формирует национальный патриотизм, который подразумевает уважение к своей родине, земле, народу. Доказательство этому, мировая практика, которая показывает, что национальная идея, явление обеспечивающее психологическое и идеологическое развитие. Как субъект исторического процесса народ, для того чтобы достичь своей цели, сохранить традиционные ценности начинает адаптироваться под сегодняшние тенденции.
В результате определения человеческой сущности народ заслуживает как такового исторического авторитета. В данном процессе необходимо структурировать и сохранить стабильность. Для структурирования стабильности человек должен влиять не только на человеческие качества, но, и обратить внимание на ее сферу в целом.
Мировой опыт, конечно, накопил множество примеров действенности и решающей роли национальной идеи в поступательном развитии государства. Однако даже на примере любого государства можно увидеть, что в развитии любого из них национальная идея становилась исторической миссией и выполняла консолидирующую функцию. Более того, при всех различиях национальная идея в любом государстве достаточно четко показывала историческую роль объединительной идеи и миссию той или иной страны в мировом масштабе и, соответственно, историческую роль и миссию того поколения людей, которое живет в этой единой стране.
Литература:
1. Ашимбаев М., Косиченко А., Нысанбаев А., Шоманов А. национальная идея: предложение к обсуждению. //Аналитик. -2005. -№1.
2. Основы национальных и федеральных отношений // под ред. Р.К. Абулатипова. М., 2001.
3. Политология. Энциклопедический словарь. – М., 1993.