Статья посвящена проблеме использования информационных средств обучения (интерактивной доски) на уроках ОБЖ в общеобразовательных школах. В качестве методического материала представлена разработка урока на тему «Вулканы, извержения вулканов, расположение вулканов на Земле» для учащихся 7 класса с использованием интерактивной доски.
Ключевые слова: информационные ресурсы, информационные технологии, интерактивная доска
В современном мире образование продолжает оставаться основой личностного и профессионального успеха любого человека. Требования, предъявляемые к образованию, изменились: современный работник должен уметь продуктивно использовать информационные ресурсы и весь широкий спектр информационных технологий для решения профессиональных задач. Поэтому невозможно представить себе современную школу без информационных технологий: в образовательных учреждениях – гимназиях и школах установлены целые компьютерные классы, интерактивные доски, Интернет. О значении информационных технологий в обучении современного школьника говорится в основных положениях Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Национальной доктрины образования РФ (2000 – 2025 гг.), ФГОС общего образования второго поколения, где определены стратегические направления развития российского образования. Среди них находит место положение о том, что современное школьное образование должно соответствовать целям опережающего развития и осуществляться благодаря: созданию условий обучения, при которых в школе учащиеся могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. [5]
Реализация в процессе обучения современных информационных технологий позволяет сегодня обеспечить более эффективное формирование и усвоение всех групп знаний по различным дисциплинам, в том числе по основам безопасности жизнедеятельности. Без овладения знаниями о различного рода опасностях и угрозах невозможно решить задачи, связанные с потребностью современного общества - видеть личность, способную к ответственности в принятии решений в реальных жизненных ситуациях по обеспечению личной безопасности и безопасности окружающих [2,3]
Нам представляется, что при изучении таких дисциплин как основы безопасности жизнедеятельности, география, биология, экология очень важным является развитие у человека пространственного и образного мышления, которое позволяет визуально работать с графической информацией и знаковым материалом, преобразовывать информацию, размещенную на плоскости и в пространстве. Реализация в обучении ОБЖ современных информационных технологий, в том числе интерактивных досок, позволяет более эффективно формировать у школьников
- комплексные знания, необходимые им для применения в повседневной жизни, а также при создании опасных ситуаций в природе и социуме, в том числе чрезвычайных; получить объективные представления o происхождении опасностей различного происхождения, о местах их распространения, о масштабах локальных и глобальных разрушений и опасностях, связанных с жизнью и здоровьем человека и т.д.;
- создать основу для формирования умений и навыков безопасного поведения, развития способностей правильно оценивать, предсказывать и в дальнейшем по возможности предупреждать или избегать влияния различных видов опасностей на жизнь человека;
- воспитывать качества личности безопасного типа поведения и культуру личной безопасности, сформировать гуманистическое мышление, диалектико-материалистическое мировоззрение учащихся. [1,3]
Необходимо также отметить, что мультимедийные средства обучения расширяют возможности человеческого мышления: позволяют ускорять, например, до нескольких минут процессы, происходящие в природе сотнями и тысячами лет (движение литосферных плит, процессы эрозии, аккумуляции, процессы, связанные с внутренними силами планеты и т.д.), материализовывать в виде рисунка или схемы невидимые для нашего глаза и ощущений биологические, экологические, геологические, климатические процессы. Для обучающегося предоставляется возможность осуществления поисковых действий, которые выполняет компьютер, вернуться к промежуточным этапам сложной деятельности, используя память компьютера, сравнивать несколько вариантов преобразования того или иного природного или социального объекта, опасного явления и многое другое. Известно также, что возможности мультимедиа позволяют обеспечить все компоненты образовательного процесса (получение информации, практические занятия, аттестация и контроль); реализовывать активно-деятельностные формы обучения благодаря высокой интерактивности и мультимедийности; резко расширяют функционал и повышение эффективности самостоятельной учебной работы.
Таким образом, создание мультимедийных образовательных ресурсов – базовая проблема информатизации образования. Изучением применения средств мультимедиа в процессе обучения занимались многие ученые РГПУ им. А.И.Герцена (Г.А. Бордовский, Е.З. Власова, И.Б. Готская, И.Б. Козак, В.П. Соломин и др.). Это позволило студентам и аспирантам педагогического университета, опираясь на большой научный опыт вуза, использовать инновационные технологии, методы и приемы работы с информационными ресурсами при прохождении педагогических практик в образовательных учреждениях, а также самим разрабатывать, апробировать и предлагать новые методики обучения при написании научно-исследовательских работ и выпускных квалификационных работ.
Особое внимание в данной статье считаем необходимым уделить использованию интерактивной доски на уроках ОБЖ как наиболее универсального электронного образовательного средства обучения.
На основе анализа научной и методической литературы на предмет использования информационных технологий, а также проведения анкетирований учителей и наблюдений за процессом обучения в школе нами были сделаны следующие выводы, которые в данной статье считаем нужным представить.
С точки зрения педагогов, основные преимущества интерактивной доски состоят в следующем:
1. похожа на традиционные доски, но в то же время она помогают учителю легко осуществлять интерактивное взаимодействие (т.н. «обратную связь»), находясь в постоянном контакте с классом;
2. помогает расширить спектр использования электронных средств обучения и увеличить тем самым количество наглядного и информативного материала на уроке,
3. позволяет учителю удержать внимание и углубить понимание учащимися материала за счет повышения качества наглядного и информативного материала на уроке,
4. позволяет учителю быть мобильным и при необходимости создавать изменения в имеющемся методическом и дидактическом материале прямо на уроке, во время объяснения материала, адаптируя его под конкретные задачи, поставленные на уроке;
5. позволяет ученикам воспринимать информацию быстрее и формирует коммуникативные компетенции учащихся (участие в групповых обсуждениях и дискуссиях);
6. позволяет быстро и объективно проводить контроль и закрепление знаний учащихся в классе.
Технологические свойства интерактивной доски, а она включает в себя обычно 4 компонента: компьютер, мультимедийный проектор, соответствующее программное обеспечение и саму интерактивную доску, позволяют внести некоторые изменения в организационно-методическое сопровождение процесса обучения на уроках ОБЖ:
1. Интерактивное обучение – диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Процесс интерактивного обучения включает в себя: переживание участниками конкретного опыта (это может быть игра, упражнение, тренинг, изучение конкретной ситуации); осмысление полученного опыта; рефлексия; применение знаний на практике. [4]
2. Обработка материала. Интерактивная доска запоминает, как и всякий компьютер, акты взаимодействия (сохраняет обратную связь) и может их воспроизвести, что позволяет наблюдать процессы и анализировать накапливаемый материал; позволяет выявлять промежуточные результаты, которые важны для понимания особенностей динамики изменений, влияний, которые для них были значимы; позволяет демонстрировать получаемые результаты самим учащимся или, например, родителям, которые в этом случае становятся активными помощниками учителю (специалисту) и своим детям в решении коррекционных задач.
3.. Презентации, демонстрации и создание моделей. Учителя могут использовать доску для того, чтобы сделать изучаемый материал интересным и динамичным для обучающихся. На доске можно легко изменять информацию или передвигать объекты.
4. Ускорение темпа работы на уроке. Заранее подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, рисунки задают занятию бодрый темп: все ресурсы можно комментировать прямо на экране и сохранять записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал.
5. Эффективный инструмент, позволяющим решать не только образовательные, но и, при необходимости, коррекционные задачи в психологических центрах при работе с детьми с трудностями развития.
Проектирование учебного процесса по основам безопасности жизнедеятельности с использованием интерактивной доски и специально созданных электронных образовательных материалов, которые удобны как в применении их на уроках, так и в системе дополнительного образования, улучшают управление этим процессом и повышают долю самостоятельности учащихся при изучении основ безопасности жизнедеятельности.
В качестве примера рассмотрим один из вариантов использования интерактивной доски (ИД) на различных этапах урока по изучению ЧС природного характера, где нами определены различные уровни и формы взаимодействия обучающихся с электронными образовательными ресурсами (ЭОР), а также деятельность учителя и учащихся. Здесь предложена технология проведения такого урока по ОБЖ в 7 классе по теме «Вулканы, извержения вулканов, расположение вулканов на Земле».
Цель: усвоение знаний о вулканизме и опасных сейсмических явлениях, умений и навыков безопасного поведения в ЧС природного характера, развитие личностных качеств (через решение учебных задач различного уровня сложности - от репродуктивного до творческого уровня средствами мультимедиа).
Методы: по уровню познавательной деятельности и по использованию электронных ресурсов.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
I этап Организационный этап (низкий уровень взаимодействия с ЭОР - условно-пассивная форма)
Мотивация
- изучение и отбор материалов электронных ресурсов, в т. ч. для дифференцированного обучения, отбор методов и средств обучения,
- инструкция по использованию электронных ресурсов.
- распределение учащихся на группы в соответствии с психологическими и индивидуальными особенностями.
Интерактивная доска и электронные образовательные ресурсы - источник информации и мотивации для проектирования модели процесса обучения
Учитель: инструктирует и проектирует модель процесса обучения с использованием ИД.
Ученик: не взаимодействует с ИД, а лишь знакомится с содержанием электронных ресурсов. На доске проецируются слайды презентации, сопровождающиеся звуковым оформлением (Вулканы, извержения вулканов, расположение вулканов на Земле). В начале урока создается мотивационная ситуация - основа для привлечения интереса к изучаемой теме. Интерактивная доска становиться центром внимания для всего класса.
II этап Подготовительный этап (низкий и средний уровень взаимодействия с ЭОР - пассивно-активная форма)
Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.
Постановка цели и задач урока (возможно индивидуальных).
Ученик: осознают цель и задачи урока, осознание учебных задач разного уровня сложности (возможно проблемного характера), от пассивного ознакомления с содержанием электронных ресурсов по изучению опасных природных явлений до самостоятельного ознакомления с содержанием ЭОР и подбора информации по изучению вопросов о природных опасностях в соответствии с целями урока.
На этом этапе формулируется тема урока. Учитель делает записи на доске, используя на панели инструментов кнопку «перо». Можно проявить фантазию, заказав цвет и толщину линии. Преподаватель рассуждает вслух, комментируя свои действия, постепенно вовлекая учащихся в учебный процесс. Обучающиеся самостоятельно формулируют цель урока (например, используя прием кластеры). На доске можно легко изменять информацию, создавать новые связи (используя кнопки: «ластик», «многоцветное перо», «перо рисунка»).
III этап. Этап освоения новых знаний (средний уровень взаимодействия с ЭОР – активная форма)
Предъявление новых знаний на основе построения содержания учебного материала по ОБЖ в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся:
- формулировка вопросов и заданий (разного уровня сложности) к уроку;
- актуализация знаний, в т. ч. межпредметных
ИД – источник заданий и ответов на поставленные задачи, основа исследования, источник аргументов, материалов, ориентированных на самостоятельную деятельность, основа выбора учащимися способов, приемов и методов взаимодействия с содержанием. направленным на изучение природных опасностей.
Учитель: роль информатора и демонстратора материала по изучению природных опасностей – процессов вулканизма, а также (в зависимости от вида организации деятельности учащихся и типа учебной задачи) модератор и консультант.
Во время изложения нового материала продвигаются объекты и надписи, добавляются комментарии к текстам, рисункам, выделяются ключевые области и добавляются цвета. Учитель может вносить свои изображения в меню «моя галерея». Заранее подготовленные тексты, таблицы, картинки, музыка, карты зададут уроку бодрый темп. Возможно использование многочисленных функций интерактивной доски. Также нажатием кнопки «панель элементов» выбираем «прожектор» и заостряем внимание на определенном изображении или фрагменте целой картины.
IV этап Этап применения новых знаний (поисково-практический) (высокий уровень взаимодействия с ЭОР – деятельностная форма)
Применение новых знаний о вулканизме в типовой и новой ситуациях, переработка новой информации по ЧС природного характера, ее закрепление, выполнение творческих проектов.
ИД – источник репродуктивных и проблемных заданий, тренажеров, тестов, лабораторных и практических работ, источник материала для самостоятельной, поисковой и исследовательской деятельности учащихся.
Учитель: роль информатора, консультанта, возможно тьютора.
Ученик: воспроизведение знаний, анализ, структурирование знаний о природных опасностях, выявление причин и следствий природных явлений и объектов, закономерностей, гипотез и теорий, выделение существенных признаков явлений, обобщение, выполнение практических и лабораторных работ репродуктивного и творческого характера (исследовательских).
На этом этапе урока обучающиеся работают с изображениями, текстом, делают записи, комментируют их. Например, используя кнопку «указатель» из «моей галереи», переносят изображения вулканов на физическую карту Земли, добавляют его название и описание.
V этап Контроль знаний и первичное закрепление знаний (возможны разные уровни взаимодействия с ЭОР)
ИД – источник контрольных заданий, в т.ч. тестового характера, и результатов самостоятельной деятельности учащихся.
Учитель: контролер, а также организатор и модератор дискуссии (диалога, обсуждения)
Ученик: воспроизводит знания, алгоритм действий, заданный учителем, а также в зависимости от цели и задач предъявляет результаты исследования, защищает их.
На данном этапе урока выявляются уровни овладения знаниями и способами действий, обучающиеся возвращаются к цели урока и определяют ключевые понятия. Также желающие могут выйти к доске и заполнить строение вулкана, используя указатель, переносят надписи, комментируя свой выбор.
VI этап Оценка и рефлексия учащихся (возможны разные уровни взаимодействия
Ученик: оценивает (рефлексия) результаты свой самостоятельной деятельности и урока в целом.
Например, по центру доски – изображение солнца, под ним на расстоянии цветные окружности. Красный цвет – урок очень понравился, зеленый - понравился, синий- не понравился. Обучающимся предлагается нарисовать лучи вокруг солнца, используя перо того цвета, который соответствует их личной оценке урока.
Успех любого урока, в том числе по ОБЖ, зависит не только от новых технологий и оборудования, которое использует учитель. Прежде всего, любое занятие должно иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Интерактивная доска может стать хорошим помощником, чтобы сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Полноценное внедрение интерактивных средств обучения с их встраиванием в учебный процесс ОБЖ позволяет лаконично дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми интерактивными технологиями, объективно оценивать качество обученности по предмету. При этом появляется возможность осуществления постоянного и многовариантного мониторинга успеваемости.
Таким образом, на современном этапе реформирования общего и высшего профессионального образования создается единое информационное образовательное поле, позволяющее ученикам, приобретать умения и навыки системной работы с информационными технологиями, решать сложные учебные задачи, а учителям - осуществлять информационную педагогическую деятельность, используя при этом весь спектр информационных образовательных ресурсов, новых методик и форм обучения.
Литература:
1. Вилейто Т.В., Горбачев С.В. Формирование естественнонаучных знаний с использованием электронных образовательных ресурсов // Науки о Земле и отечественное образование: история и современность: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения академика РАО А.В. Даринского. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. – С.154-157.
2. Информационно-образовательная среда педагогического вуза Ребко Э. М. Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2014. № 2-2. С. 46-49.
3. Соломин В.П., Горбачев С.В. Формирование знаний о природных опасностях на основе приемов организационно-деятельностной интеграции в курсе ОБЖ // Научно-практический и учебно-методический журнал «Безопасность жизнедеятельности». – М.: Издательство «Новые технологии». – 2012. – № 8 (140). – С. 47-53.
4. Янушкина Г.М. // Современные проблемы безопасности: направления, подходы и технологии: Материалы XV Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 22-23 ноября 2011 года / Под ред. В.П. Соломина. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011.
5. http://минобрнауки.рф - Национальная образовательная инициатива
"Наша новая школа"