Инклюзивное профессиональное образование в области безопасности жизнедеятельности студентов с нарушением зрения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Колыванова, Л. А. Инклюзивное профессиональное образование в области безопасности жизнедеятельности студентов с нарушением зрения / Л. А. Колыванова, Т. М. Носова, Л. В. Караханян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 6.4 (86.4). — С. 27-30. — URL: https://moluch.ru/archive/86/16355/ (дата обращения: 16.11.2024).

В современном мире особую актуальность приобретает инклюзивное образование, нацеленное на обеспечение полноценной жизни людей с ограниченными возможностями здоровья, их безопасное существование в окружающей среде. Необходимо отметить, что положение инвалидов в социуме во многом определено характером и уровнем специального образования, где немало важную роль занимает профессиональное обучение в области безопасности жизнедеятельности.

В своем ежегодном послании к Федеральному Собранию от 04.12.2014 г. Президент РФ отметил, что «система образования, образуя личность, формирует образ жизни народа. Молодое поколение должно получить возможность подготовиться к жизни в конкурентном мире…», а изменение характера социально-экономических отношений в обществе предполагает поиск новых путей их подготовки к профессиональной деятельности. Это определяет потребность в разработке национальной стратегии образования для устойчивого развития, где образование в области безопасности жизнедеятельности рассматривается как важное условие его становления. Кроме этого, В.В. Путин акцентировал свое внимание на том, что государственные образовательные программы должны способствовать профессиональному обучению и трудоустройству инвалидов, формированию безбарьерной среды во всех сферах их жизни [2].

Реализации права на образование для всех способствует международная нормативно-правовая база, созданная на основе важнейших документов (Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979), Конвенция о правах ребенка (1989), Декларация Саламанки (1994), Дакарский план действий (2000) и Конвенция ООН о правах инвалидов (2006)), позволяющая продвигаться к достижению целостного взгляда на образование, как ведущего фактора развития социального единства, определяющих стратегию, программы по осуществлению инклюзивного образования.

В настоящее время Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (распоряжение № 1662-р от 17.11.2008 г.) и государственная программа «Доступная среда» (постановление № 175 от 17.03.2011 г.), предусматривают реализацию комплекса мероприятий, позволяющих осуществлять беспрепятственный доступ к необходимым объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и в системе инклюзивного образования [1].

Согласно Федеральному закону РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г., инклюзивное образование трактуется как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [5].

По мнению многих ученых (С.А. Алехиной, Д.З. Ахметовой, В.З. Кантор, В.Г. Никулиной, З.А. Хуснутдиновой), инклюзивное образование направлено не только на исключение любой дискриминации, но и на создание вариативных условий для получения образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

По утверждению В.П. Соломина, П.В. Станкевича, наличие познавательных потребностей у студентов, общественно значимых мотивов к обучению и овладение профессиональной деятельностью, позволяет рассматривать их как субъект управления качеством образовательного процесса, что является важным условием дальнейшей социализации и адаптации молодых специалистов в окружающей среде [4].  

Согласно государственной программе «Доступная среда в Самарской области» на 2011 – 2015 годы, одним из основных направлений социально-трудовой реабилитации и адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья является создание необходимых условий для развития системы инклюзивного обучения в профессиональных образовательных учреждениях региона.

Однако, несмотря на это, число образовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная образовательная среда, незначительно и не удовлетворяет насущной потребности Самарского региона. Так, из 344-х общеобразовательных учреждений, лишь в 13-ти созданы необходимые условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Среди 82 учреждений среднего и начального профессионального образования совместное обучение здоровых студентов и лиц с ограниченными возможностями здоровья возможно только в двух, одним из которых является государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Кинель-Черкасский медицинский колледж», основной целью которого является подготовка специалистов среднего звена для отраслей здравоохранения и социальной сферы.

В настоящее время колледж осуществляет профессиональную подготовку обучающихся с нарушением зрения по специальности «Медицинский массаж» из 20 регионов Российской Федерации.

Анализ гендерного состава студентов с особыми потребностями показал, что доминирующее положение занимают мужчины в возрасте до 20 лет – 36,8%; 21-35 – 48,3%; более 40 лет – 9,9%, на долю женщин приходится 5%, средний возраст которых до 30 лет. В ходе выявления причин потери зрения было установлено, что 75,5% обучаемых имеют врожденные повреждения зрения, а 24,5% – приобретенные в результате ДТП, болезней гриппа, опухоль головного мозга, беременности, производственных травм и др.

В основе профессионально – образовательной программы подготовки специалистов среднего звена лежит Государственный стандарт, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 503 от 12.05.2014г., представляющий совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по специальности 34.02.02 Медицинский массаж (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению).

Программа подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) предусматривает изучение следующих учебных циклов [3]:

- общего гуманитарного и социально-экономического;

- математического и общего естественнонаучного;

- профессионального.

Обязательная часть ППССЗ по учебным циклам составляет 70 % от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (30 %) дает возможность расширения и углубления подготовки студентов с нарушением зрения, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускников в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования.   

Профессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин («Анатомия и физиология человека с основами топографической анатомии», «Гигиена и экология человека», «Психология», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», «Основы неврологии», «Основы сестринского дела с инфекционной безопасностью», «Основы фармакологии», «Основы хирургии с травматологией», «Основы терапии», «Общественное здоровье и здравоохранение») и профессиональных модулей («Классический массаж», «Спортивный массаж», «Рефлекторные виды массажа», «Традиционный китайский и точечный массаж», «Теория и практика массажа в педиатрической практике», «Лечебная физическая культура») в соответствии с видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и производственная практика.

Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла ППССЗ базовой подготовки предусматривает изучение следующих обязательных дисциплин: «Основы философии», «История», «Иностранный язык», «Физическая культура», в то время как обязательная часть профессионального учебного цикла ППССЗ базовой и углубленной подготовки предусматривает изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», общим объемом 68 часов, из которых на освоение основ военной службы отводится – 48.

В результате изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» обучающиеся должны уметь:

·      организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

·      предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

·      использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;

·      применять первичные средства пожаротушения;

·      оказывать первую помощь пострадавшим;

знать:

·      принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

·      основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и в быту, принципы снижения вероятности их реализации;

·      правила по охране труда и пожарной безопасности, правила безопасного поведения при пожарах;

·      порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

Предметная область дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», обеспечивающая достижение поставленных целей, включает изучение окружающей среды обитания людей с нарушением зрения, взаимодействие с ней, условия обеспечения личной безо­пасности жизнедеятельности инвалида, их социальную адаптацию. При этом в содержательной части предметной области был обозначен круг опасностей, с которыми ежедневно приходилось сталкиваться людям с ограниченными возможностями здоровья по зрению.

Данное обстоятельство определило использование в образовательном процессе специально разработанной нами программы для обучающихся с нарушением зрения по системе Брайля, в связи с тем, что они испытывают нужду не только в предметной подготовке, но и в адаптации к условиям новой для них образовательной среды.

Оценка эффективности реализации данной программы осуществлялась на практических занятиях в ходе промежуточного и итогового контроля обучаемых. В эксперименте участвовали студенты с нарушением зрения: экспериментальная группа (ЭГ) - 100, контрольная (КГ) - 50 обучающихся. «Входной» срез проводился вначале, а «итоговый» - в конце обучения.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что большинство первокурсников мало знакомы с основными понятиями курса «Безопасность жизнедеятельности» (опасность, безопасность, чрезвычайная ситуация, безопасность жизнедеятельности, культура безопасности жизнедеятельности). Иерархия, соподчинение этих понятий, их взаимосвязь вызвали серьезные затруднения у обучаемых обеих групп. Формирующий эксперимент, включающий разработку и применение новых технологий обучения по дисциплинам общепрофессионального цикла в профессиональной подготовке специалистов с ограниченными возможностями здоровья, способствовал повышению качества усвоения основ   понятий курса «Безопасность жизнедеятельности» (табл.1).

Таблица 1

Коэффициенты усвоения содержания понятий по курсу

«Безопасность жизнедеятельности» студентами с нарушением зрения

 

Понятие

Экспериментальная

группа

Контрольная группа

Различия при р=0,05 по критерию Стьюдента

Х ср.

Ст.отк.

дисперсия

Х ср.

Ст.отк.

дисперсия

Опасность

0,81

0,10

0,01

0,59

0,09

0,01

достоверны

Безопасность

0,73

0,11

0,01

0,45

0,24

0,05

достоверны

Чрезвычайная ситуация

0,68

0,07

0,01

0,53

0,03

0,01

достоверны

Безопасность жизнедеятельности

0,70

0,05

0,002

0,50

0,06

0,003

достоверны

Культура безопасности жизнедеятельности

0,81

0,12

0,02

0,54

0,31

0,01

достоверны

 

Результативность методики преемственного развития понятий по безопасности жизнедеятельности, развитие интеллектуальных умений и навыков в экспериментальной группе были высоки -  83,45% обучаемых справились с выполнение задания, в то время как в контрольной - их число составило 46,22%.

В ходе экспериментального обучения отмечался рост познавательного интереса студентов с нарушением зрения (62,8% - І курс и 54,6% -  ІІ курс), в то время как в контрольной группе он был заметно ниже - 45,2% и 19,8% соответственно. 

Экспериментальные данные, обработанные поэлементным анализом по методу А.В. Усовой с использованием критерия Стьюдента, свидетельствовали об эффективности применяемой методики: коэффициенты усвоения содержания понятий высоки и составили 0,75 – 1,00. При оценке достижений в развитии умений, навыков обучаемых было отмечено усвоение ими основ профессиональной деятельности, форм и методов грамотности в области безопасности жизнедеятельности, повышающие адаптацию к окружающей среде. В результате эксперимента, у обучаемых формировались такие качества, как ответственность и требовательность к себе (69,3%), целеустремленность (38,6%), организованность (58,7%) и возрастала адаптивность к окружающей среде (79,8%).

Таким образом, развитие понятий в области безопасности жизнедеятельности в инклюзивной профессиональной подготовке лиц с ограниченными возможностями здоровья является необходимым условием их всестороннего развития и социально-трудовой реабилитации в окружающей среде.

 

Литература:

1.      Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы.  [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zhit-vmeste.ru/  

2.      Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 04.12.2014 «Послание Президента РФ Федеральному Собранию» (04 декабря 2014 г.). Электронный ресурс – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons

3.      Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 г. N 503 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.02 Медицинский массаж (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению)». Электронный ресурс – Режим доступа: http://base.garant.ru/

4.      Соломин В.П., Станкевич П.В. Методологические основы развития системы уровневого высшего педагогического образования // Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции «Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат)». Издательство «ЛЕМА» СПб., 2010. С – 9.  

5.      Федеральный закон Российской Федерации N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. Электронный ресурс – Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok

Основные термины (генерируются автоматически): ограниченная возможность здоровья, нарушение зрения, окружающая среда, инклюзивное образование, область безопасности жизнедеятельности, обязательная часть, безопасность жизнедеятельности, профессиональная деятельность, Российская Федерация, государственная программа.


Похожие статьи

Профессиональная подготовка в области безопасности жизнедеятельности студентов с инвалидностью

Допрофессиональная подготовка детей с нарушением зрения в условиях предметно-практической деятельности

Методическое сопровождение (обеспечение) производственной практики обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению по специальности "Медицинский массаж"

Профессиональное определение обучающихся с инвалидностью в образовательных организациях СПО

Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде

Профессионально-ориентированный уровень обучения иностранному языку в неязыковом вузе

Возможности использования современных компьютерных технологий в целях повышения качества реализации образовательной программы ДОУ

Обучение детей со сложным дефектом в условиях образовательного учреждения

Педагогическое сопровождение обучения детей с нарушением слуха на уроках развития речи

Особенности инклюзивного образования слабослышащих детей в специализированной школе-интернате

Похожие статьи

Профессиональная подготовка в области безопасности жизнедеятельности студентов с инвалидностью

Допрофессиональная подготовка детей с нарушением зрения в условиях предметно-практической деятельности

Методическое сопровождение (обеспечение) производственной практики обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению по специальности "Медицинский массаж"

Профессиональное определение обучающихся с инвалидностью в образовательных организациях СПО

Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде

Профессионально-ориентированный уровень обучения иностранному языку в неязыковом вузе

Возможности использования современных компьютерных технологий в целях повышения качества реализации образовательной программы ДОУ

Обучение детей со сложным дефектом в условиях образовательного учреждения

Педагогическое сопровождение обучения детей с нарушением слуха на уроках развития речи

Особенности инклюзивного образования слабослышащих детей в специализированной школе-интернате

Задать вопрос