В статье раскрыты сущность и содержание, исторические основы воспитания чувства национальной гордости. В ней излагаются педагогические взгляды и анализ исследовательских работ, проведенных по данной проблеме.
The article deals with the essence and content, the historical roots of education of national pride. It shows the pedagogical views and analysis of the research work carried out on this issue.
С приобретением Узбекистаном суверенитета произошли существенные изменения во всех сферах жизни общества, в том числе и духовности. Отдана дань светлой памяти таких великих предков, как Бахауддина Накшбанди, Ахмад Яссави. Восстановлены честь и достоинство писателей, общественных деятелей: Абдуллы Кадыри, Чулпана, Фитрата, Усмана Насыра и др.
Ученые-историки, философы, педагоги страны, раскрывая социально-политический, духовный и педагогический аспекты чувства преданности Родине, своеобразно интерпретировали его исторические основы.
В диахроническом аспекте можно заметить, что вначале педагогическая интерпретация данной проблемы была воплощена в образцах народной педагогики, в частности, устном народном творчестве: пословицах, преданиях, легендах, сказках, эпосах, песнях и др.
В древнейших памятниках являющихся национально-духовными ценностями: Авесте, Орхан-Енисейских памятниках, Коране и Хадисе; трудах великих представителей нашего народа: Амира Темура, Алишера Навои, Захириддина Мухаммада Бабура, Мирзо Улугбека были выдвинуты вопросы воспитания чувства преданности Родине.
Легендарные имена народных борцов за освобождение своего народа от захватчиков: Тумарис (женщина), Спитамен, Муканна, Наджмиддин Кубро, Джалолиддин Мангуберды являются ярким примером исторических основ воплощения безграничной любви к своему народу, преданности Родине.
Объективная оценка заслуг великих деятелей, являющихся предметом гордости и чести, внесших ценный вклад в развитие мировой цивилизации, увековечение их имен, воспитание продолжателей их дел, стало одной из задач имеющих общегосударственное значение. Сущность и содержание понятия чувства преданности Родине выражены в трудах таких ученых, как А. Ибрахимова, Х. Султонова, Н. Джураева.
Педагогическая интерпретация проблемы приведена в целом ряде трудов, направленных на воспитание молодежи в духе патриотизма и уважения национальных ценностей, в частности, в научных исследованиях таких ученых, как С.Нишонова, О.Мусурмонова, Н.Орипова. В данных трудах освещена сущность духовности, ценностей и патриотизма, разработаны научно-методические рекомендации по духовному и моральному воспитанию молодежи посредством национальных ценностей, воспитанию их патриотами своей Родины.
Теоретические и практические аспекты формирования чувства преданности Родине у учеников начальных классов широко освещены в трудах Р.Сафаровой, М.Иноятовой, К.Абдуллаевой, Б.Адизова, Т.Гаффоровой, Ш.Нуруллаевой и др.
С древнейших времен наш народ, его великие деятели и мыслители обладали высоким чувством национальной гордости и безграничной любви к Родине. Их чувства преданности Родине воплотились в таких качествах, как возвеличивание Родины, народа; великодушие. Преданность Родине олицетворяется понятиями народ и истина. По пути к истине наши предка ни перед кем не склоняли головы. Амир Темур, Бабур, Джалолиддин Мангуберды, Нажмиддин Кубро, Темур Малик, Фитрат и Чулпан были мужественными, преданными своей Родине людьми, любившими её больше, чем собственную жизнь; свою честь и достоинства ставили выше всего на свете.
В письменных памятниках древности Авеста, Орхан-Енисей, дошедших до наших дней, уделено внимание прежде всего, возвеличению чувства преданности Родине. Например, в Авесте выдвигаются идеи гордости за свою Родину, чувствования ее самой прекрасной страной на свете, а также, в Орхан-Енисейском памятнике старины, высеченном на камне, записано о чувстве гордости наших древних предков за свой край и свой народ. Данная летопись создана в 6–8 веках на тюркском языке. Особо важное значение имеют мысли и рассуждения, изложенные на письменах Тунюкук, Кул тигин, Билга хакан. Это наблюдается в надписи на надгробном камне, сделанной в 712–716 годы, посвященной полководцу, основателю второго тюркского каганата Элтартиш хакана по имени Тунёкук. Здесь повествуется о борьбе тюркских народов против вражеских племен, храбрости Тунюкука, его заслугах перед народом, смелости и отваге, уме и находчивости. Все события, описанные в письме Култегина, повествуются от лица его брата Билга хакана. Настоящее имя Билга хакана Мугилиён, а «Билга хакан» является его прозвищем, означающим «великий хакан». Он провёл много боев и расширил границы своего государства. В одном из боевых походов его брат Култегин героически погиб. По поводу реализованных им работ, Билга хакан в своем письме обращается к народу: «По воле божьей, во имя счастья и благополучия я стал вашим хаканом. Поднял на ноги нищий и безграмотный народ. Нищий народ сделал богатым. Увеличил количество малочисленного народа. Или в этих словах есть ложь?! Тюркские беки и народ, слушайте это! Здесь на камне я написал о том, что вы должны собрать тюркский народ и содержать государство. Смотрите на него и знайте, нынешние беки и народ тюркский» [7].
Как видно из этого обращения, справедливое правление страной, любовь к народу и храбрость, национальная гордость наших предков, мужественные поединки с врагами за честь Родины и нации являлись превыше всего.
Обращаясь к истории узбекского народа, можно наблюдать величественные образы настоящих патриотов и заботящихся о своем народе личностей, ставящих на первое место чувство преданности Родине. Например, можно перечислить имена таких великих предков, как Тумарис и Ширак, Рустами достон, Алпамыш, Муканна, Спитамен. Родину, которую мы сегодня стали оценивать достойно, наши предки, выдающиеся полководцы, покровители просвещения берегли как зеницу ока, боролись за честь и достоинство нации. Нет ничего удивительного в том, что переходя из уст в уста, их имена стали настоящей легендой и притчей во языцех.
Победа Тумарис над таким кровожадным правителем, как непобедимый Кир II, является результатом любви к своей Родине и народу, преданности к своей нации, чести и достоинству. Хотя эти события произошли тысячелетия назад, они до сих пор не потеряли свою ценность в воспитании подрастающего поколения в духе любви и преданности своей Родине, узбекскому народу.
Это нашло свое отражение в наставлениях наших прадедов, являющихся национальной гордостью, с высоким чувством человечности, справедливости, сопереживания с судьбой Родины. Это можно увидеть в деятельности одного из наших земляков, верного своей Родине — Шейха Наджмиддина Кубро. Наряду с неизмеримой любовью к Родине, Шейх Наджмиддин Кубро взаимному призывал к милосердию жертвованию своей жизнью ради нации. Национальная гордость составляла его жизненную деятельность. Он был человеком, верным настоящему чувству преданности Родине, любившим весь хорезмский народ, как своих братьев и сестер. Изучая жизн Шейха Наджмиддина Кубро и основанного им пути духовного совершенствования «Кубравия», можно смело заявить, что он был верным сыном Родины и национальных ценностей, настоящем сыном своего народа. Шейх крепко стоял на своих убеждениях и руководствовался догматом в исламском учении: «человек, бросивший в трудный день свою Родину, является безбожником».
Джалолиддин Мангуберды является храбрым сыном Хорезма, взявшим в руки меч за свободу Родины и нанесшим сокуршительные удары врагу. Изучение жизни, патриотизма, деятельности на пути национальной гордости Джалолиддина Мангуберды имеет важное значение в формировании и совершенствовании у учеников начальных классов таких взглядов, как жертвование жизнью ради мира, народа и Родины, человечности, гордости, чувства преданности Родине, безграничной любви к Родине.
На протяжении всей своей жизни он любил свой народ и Родину, высоко ценил его историю и культуру, всей душой чувствовал и ценил красоту природы. Здесь следует вспомнить одно предание Рузимата Якубова: однажды он ударил в лицо своего брата, кинувшего камень в бушующую реку Джайхун и сказал: «кидать камень в воду, плеваться на почву — великий грех. В лице Хорезма ты должен видеть свою мать!» [7].
Это иллюстрирует, насколько была велика любовь Джалолиддина Мангуберды к Родине, к родной земле. Вышеуказанные поведение и манеры Джалолиддина, свойственные периоду его детства, его положительные качества послужат примером для нынешнего и последующего поколений. Агитация таких его положительных качеств: как покровительство просвещению, беззаветной любви к Родине, чествования наставников, честности и храбрости — требование сегоднящнего дня при изучении его всесторонне образцовой личности на основании исторических фактов.
Амир Темур является нашим прадедом, прославившим узбекский народ на весь мир. Он не только восславил свой народ на весь мир, но и расширил границы своей страны, создал централизованное государство на большой территории, развил науку и образование, создал прекрасные сады, минареты и другие памятники-небоскребы старины. Возвеличил национальное ценности своего народа, достойно их оценивал.
Амир Темур и в своем завещании думал о судьбе народа, завещал детям и внукам заботиться о народе, помогать беднякам и неимущим, даже в последние мгновения не переставал думать о народе:
«Сыновья мои, хорошо чтите оставляемое мною для сохранения благополучия и счастья народа, завещание и уложения, не забывайте и применяйте их. Исцелять болезни народа — это ваша задача. Смотрите за слабыми, не оставляйте неимущих на угнетение богатыми. Пусть справедливость и добродетель станут вашим правилом, вашим руководством?» [3].
Поэт Алишер Навои использовал понятие Родины в смысле родного края, места, где родился человек. Наш великий прадед Алишер Навои разъяснял необходимость воспитания подрастающего поколения нравственными людьми с прекрасными качествами.
В заключении необходимо бы отметить древность и вечность чувства преданности Родине в Центральной Азии. Наш народ бережно хранит это чувство веками. Это чувство всегда объединяло его на пути к единой цели, вело к великим подвигам и непобедимой силе.
Литература:
1. Каримов И. А. Высокая духовность — необходимая сила. Т.: Маънавият, 2008. с. 176.
2. Аминов Б., Расулов Т. Родина — драгоценность души. -Т.: Ўқитувчи, 1996. с. 158.
3. Уложения Амира Темура.- Т.: Наврўз, 1992. с. 63.
4. Аҳмедов Б. Наставления предков. — Т.: Чўлпон, 1991.с.113.
5. Иброҳимов А., Султонов Х., Жўраев Н. Чувство Родины.- Т.: Ўзбекистон, 1996.с.443.
6. Маҳмудов Т. Об Авесте.- Т.: Гулистон, 2000. с. 63.
7. Антология узбекской педагогики. 1-том. Т.: Ўқитувчи, 1995.с. 478.