В современных условиях возрастает значение формирования мотивации школьников на обучение. Это обусловлено обновлением содержания образования, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, повышением эффективности учебно-воспитательного процесса. Результатом образования должна являться готовность выпускника к самостоятельному, ответственному действию в информационном обществе.
Анализ методической литературы выявил систематизирующий характер учебной мотивации, объектом формирования которой выступают все компоненты мотивационной сферы: мотивы, цели, эмоции. Учебный процесс нацелен на формирование устойчивого интереса к предмету и процессу учения, на развитие потребности учащегося к самостоятельному овладению умениями учиться. В настоящее время возрастает необходимость формирования мотивации к обучению основам безопасности жизнедеятельности у учащихся, поиска эффективных форм и методов, повышающих интерес к получению знаний по этому предмету[1]. Положительная мотивация школьников к восприятию знаний по ОБЖ способствует повышению эффективности учебно-воспитательного процесса по предмету.
В основе педагогической деятельности по развитию учебной мотивации лежат принципы личностно-ориентированного подхода, целью которых является создание благоприятных условий для развития и саморазвития ученика. Это актуализация результатов обучения, предполагающая применение на практике приобретенных знаний, умений и навыков; индивидуализация и дифференциация обучения; системность обучения, предполагающая соответствия целей, содержания, форм, методов, средств обучения; организация совместной деятельности учителя и учеников [2].
Изучение мотивации является центральной проблемой дидактики и педагогической психологии. Теоретические и методологические положения по проблеме мотивации сформулированы в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, А.М. Матюшкина и др. Различают следующие теории мотивации: когнитивная, гуманистическая, персоналистическая, поведенческая, психофизиологическая и др. Когнитивная теория акцентирует внимание на мышлении и других познавательных процессах в детерминации человеческого поведения. Гуманистическая педагогика ориентируется на стремление человека к личностному самосовершенствованию, самоактуализации. Персоналистическая теория в центр располагает разнообразные социальные и культурные потребности человека[3].
Мотивация как процесс изменения состояний и отношений личности основывается на мотивах. Понятие «мотивация» имеет различные трактовки. Так, например, мотивация – общее название процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной деятельности. Мотивация – это, с одной стороны, область исследования причин и факторов, влияющих на поведение человека, а с другой – совокупность конкретных факторов в данный момент времени побуждающих, направляющих и поддерживающих активность ученика. Разные исследователи определяют мотивацию как мотив, тем самым отождествляя эти понятия; как единую систему мотивов; как особую сферу, включающую потребности, мотивы, интересы. Различные трактовки имеет и понятие «мотив» у разных авторов: побуждение к деятельности; предметно-направленная активность; побуждающий и определяющий выбор деятельности; осознаваемая причина, лежащая в основе выбора и поступков личности. В роли мотивов выступают потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы. Поэтому мотивы – сложные образования, представляющие собой динамические системы, в которых осуществляются анализ и оценка альтернатив, выбор и принятие решений.
Мотив учения – это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Если активность ученика направлена на работу с изучаемым объектом, то можно говорить о разных видах познавательных мотивов. Если активность ученика направлена в ходе учения на отношения с другими людьми, то речь идет о различных социальных мотивах. Одних учеников в большей мере мотивирует сам процесс познания в ходе учения, в других – отношения с другими людьми в ходе учения. Поэтому различают две группы мотивов: познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми. Эти группы мотивов имеют содержательные и динамические характеристики. Содержательные характеристики мотивов являются следующие: наличие личностного смысла учения для ученика; наличие действенного мотива; место мотива в общей структуре мотивации; самостоятельность возникновения и проявления мотива; уровень осознания мотива.
Мотивы учебной деятельности условно делят на две группы внутренние и внешние. Внутренние мотивы носят личностно значимый характер, они обусловлены познавательной потребностью субъекта. В процессе учебной деятельности доминирование внутренней мотивации характеризуется проявлением высокой познавательной активности учащегося. Освоение учебного материала является мотивом и целью учения. Внешние мотивы, характеризуются тем, что овладение содержанием учебного предмета не является целью учения, а выступает средством достижения других целей. Мотив является внешним, если основной причиной поведения является получение чего-либо за пределами самого этого поведения. Внутренний мотив возникает в самой деятельности, является продуктом взаимодействия человека с его окружением.
Существуют различие в особенностях форм мотивов, которые образуют динамические характеристики мотивов. Важнейшей особенностью мотивов является устойчивость мотивов. Другой особенностью формы проявления мотивов является эмоциональная окраска, при этом говорят о положительной и отрицательной мотивации учения. Имеются и другие формы мотивов, которые проявляются в силе мотива, его выраженности, быстроте возникновения.
Целью мотивации учения является такая организация учебной деятельности, которая способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика. Отношение школьников к учению обычно характеризуют его активностью, в которой можно выделить следующие компоненты: готовность выполнять учебные задания; стремление к самостоятельной деятельности; сознательность выполнения задания; систематичность обучения; стремление повысить свой личный уровень. С активностью связана еще одна важная сторона мотивации школьников – самостоятельность. Более активные школьники, как правило, и более самостоятельны.
Для формирования положительной мотивации учения на уроках ОБЖ необходимо методически грамотно использовать приемы и средства мотивации. К педагогическим средствам, которые могут оказывать влияние на познавательные мотивы учащихся, можно отнести различные приемы и методы по освоению учебного материала, формы обучения, использование наглядных и технических средств, личность учителя, мнение класса об ученике. Познавательные мотивы условно можно разделить на две группы: мотивация содержанием, к которой можно отнести все приемы, связанные с отбором, изложением, представлением учебного материала; мотивация процессом, под которой подразумевается совокупность различных средств, методов, приемов, связанных с организацией учебной деятельности школьников. Учитывая данные методические требования, при отборе содержания к уроку по ОБЖ необходимо выбирать такой учебный материал, который, несомненно, будет вызывать интерес у школьника. Содержание курса ОБЖ позволяет широко использовать дополнительную литературу, например, в таких темах: «ЧС природного характера», «ЧС техногенного характера», «Пожарная безопасность», «Безопасность на дорогах и другие. Л.С. Выготский писал: «прежде чем призвать к какой-либо деятельности, заинтересуй его»[4].
Интерес вызывает учебный материал, который для ученика является новым, неизвестным, занимательным. В тоже время, познавательный интерес к учебному материалу школьников при изучении ОБЖ не может поддерживаться все время только яркими фактами. Формированию интереса к познанию содействует показ новейших достижений науки, связь с жизненными проблемами и ситуациями, личностная значимость изучаемого материала.
Повышению мотивации учения способствует создание на уроке ОБЖ следующих ситуаций: участие в дискуссиях и обсуждениях; рецензирование ответов товарищей; самостоятельный выбор заданий; поиск возможных решений познавательных задач; решение ситуативных заданий [5]. Учителю на уроке важно различать уровни познавательной мотивации учеников (отрицательное воздействие к учению; нейтральное; положительное; активное, творческое), и воздействовать на формирование познавательных мотиваций с целью повышения их. Признаки положительной познавательной мотивации учеников имеют следующие проявления: положительная реакция на выполнение заданий; успешное выполнение учебных заданий; интерес к результатам работы; оценке учителя; чтение дополнительной литературы по предмету; посещение кружков, факультативов по предмету.
Работа учителя ОБЖ по формированию учебной мотивации начинается с диагностики уровня познавательной мотивации каждого ученика с целью выявления отношения к изучению предмета. Затем учитель планирует перспективы развития учебной мотивации каждого ученика с учетом определения зоны развития учебной мотивации (что знает ученик, какими учебными умениями владеет). Далее учитель создает психолого-педагогические и организационно-педагогические условия для развития учебной мотивации учеников на уроке ОБЖ: пересматривает содержание учебного материала; использует разнообразные виды уроков; привлекает ученика к коллективным и индивидуальным формам работы, к сотрудничеству с учителем, к оценочной деятельности.
Таким образом, при организации учебно-воспитательного процесса в курсе ОБЖ проблема мотивации, формирования познавательных мотивов учащихся является одним из центральных вопросов. Учителю при организации уроков ОБЖ необходимо учитывать те способы, методы и средства, с помощью которых можно оказывать влияние на формирование у школьников стойких познавательных мотивов учения.
Литература:
1. Попова Р.И. Развитие содержания понятия «Методическая система подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности./Теория и практика общественного развития. 2013.№ 11.С.170-173.
2. Киселева Э.М., Попова Р.И. Структурно-содержательная характеристика вариативного модуля подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности./ Известия Южного федерального университета. Педагогические науки.2012. № 5. С.151-158.
3. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. - М.: «Просвещение», 1988. – 316
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: «Просвещение», 1996. – 340с.
5. Абрамова В.Ю. Бахвалова С.Б., Елизарова И.С. Подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к организации внеклассной работы по предмету./Мир науки, культуры, образования. 2913.№ 3 (40).С.3-6.