Профессиональная деятельность является важнейшей стороной жизнедеятельности человека, которая обеспечивает полную самореализацию личности, актуализацию всех её возможностей. Профессиональное самоопределение всегда осуществлялось с учётом способностей: молодые люди выбирали такие виды профессий, в которых они могли добиться успехов благодаря имеющимся у них задаткам и способностям. На этом, прежде всего, должен основываться выбор профессионального учебного заведения. Однако, в нынешних российских условиях, в большей степени выбор профессии обусловлен и другими факторами, например, материальный достаток, который может обеспечить та или иная профессия; престижность данной профессии на сегодняшний день; востребованность профессии на рынке труда; лёгкость поступления в ВУЗ; стоимость обучения; место расположения ВУЗа (близко или далеко от дома) и ряд других. [5]. Таким образом, меняются приоритеты выбора профессии: на первое место выдвигаются мотивы выбора профессии, связанные с определенными личностными интересами.
Профессиональное самоопределение – процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до завершения профессионального функционирования. Главной целью профессионального самоопределения является постепенное формирование у человека внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития. "Профессиональное самоопределение личности – это развитие отношений человека к самому себе как потенциальному или реальному субъекту профессиональной деятельности. Оно неразрывно связано с мотивационно-смысловой сферой личности, поскольку профессия – это не только источник существования, но и средство личностной самореализации" [3, с.117].
Профессиональное самоопределение рассматривается как процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности личности [6].
Проблема профессионального самоопределения становится крайне актуальной именно в подростковом и юношеском возрасте, т.е. в студенческие годы и не теряет своей значимости на протяжении всей жизни человека [1].
Процесс профессионального самоопределения личности продолжается в период обучения в высшем учебном заведении. Современный учебный процесс, в основе которого лежит личностно-ориентированный подход, вариативность и индивидуализация обучения, создает все условия для уточнения и корректировки профессиональных интересов студента, для формирования необходимой профессиональной компетентности.
Профессиональное самоопределение неразрывно связано с личностным самоопределением, и, как указывает ряд авторов (М.Р. Гинзбург, И.С. Кон, А.К. Маркова, Н.С. Пряжников и др.), является его частью. В этой связи, особенности структуры и закономерности профессионального и личностного самоопределения необходимо учитывать уже в процессе обучения в ВУЗе, т.е. на ранних стадиях профессионализации. Задача выявления личностных особенностей, способностей к определенному виду деятельности, своеобразия профессионализации на этапе обучения в ВУЗе становится все более актуальной.
В работах Бондаревской Е.В. [2], личностно-ориентированное образование рассматривается, как системное построение взаимосвязи учения, обучения, развития. Это целостный образовательный процесс, существенно отличающийся от традиционного учебно-воспитательного процесса, существенным моментом которого становится его направленность на развитие личности обучаемого. Развивающим является то обучение, которое соответствует индивидуальности ученика, его потенциальным возможностям в приобретении знаний. Популярность личностно-ориентированного подхода в обучении обусловлена рядом объективных обстоятельств:
· Во-первых, динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме.
· Во-вторых, современные школьники прагматичны в мыслях и действиях, мобильны и раскрепощены, а это требует от педагогов применения новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.
· В-третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых.
Идеи и принципы личностно-ориентированного обучения, модель которого создана доктором психологических наук И.С. Якиманской [7] – наиболее привлекательны для решения задач развития личности, способной успешно и комфортно реализоваться в профессиональной сфере.
Именно профессиональное самоопределение позволяет обеспечить молодому человеку готовность к непрерывному самообразованию, способность адаптироваться к быстро меняющейся ситуации в мире и решать новые профессиональные задачи. Решение данных вопросов обусловливает необходимость усиления подготовки молодежи к взвешенному выбору профессии во время получения образования и ориентации образовательного процесса подготовки бакалавра на активизацию профессионального самоопределения [4].
Квалификация (степень) бакалавра с профилем безопасность жизнедеятельности характеризуется освоенностью, главным образом, интеллектуальных (система знаний в области обеспечения личной и общественной безопасности) и педагогических ценностей (знаниями и умениями использовать средства, методы, принципы и формы организации) в формировании культуры безопасности личности обучаемых.
Областью профессиональной деятельности выпускника являются образование, социальная сфера, культура, безопасность. Профессиональная деятельность бакалавра педагогического образования в сфере безопасности жизнедеятельности ориентирована на обеспечение личной и общественной безопасности, на сохранение и укрепление индивидуального здоровья средствами здоровьесберегающих технологий, на формирование мышления, основанного на глубоком осознании главного принципа — безусловности приоритетов безопасности при решении любых профессиональных и личностных задач, на сохранение окружающей природной среды и рациональное использование ее ресурсов, на формирование личности, ее приобщение к общечеловеческим ценностям.
В обучении бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности преподаватели факультета широко используют проектные и исследовательские технологии, информационно-коммуникационные методики, элементы дистанционного бучения. Проектная деятельность бакалавров в процессе решения важных профессиональных задач является сферой реализации профессиональной компетентности бакалавров как интегративной личностной характеристики специалиста. Тематика проектов, предложенных для разработки, достаточно широка, что делает возможным провести оценку профессиональной компетентности бакалавров, выявить способность решения профессиональных педагогических задач, конкретизированных в области учебного предмета и в то же время реализовать индивидуальные интересы и способности [4]. В связи с этим представляется обоснованным и логичным блочно-модульное построение образовательной программы, включающей обязательную часть (базовую) и часть, формируемую самими студентами (вариативную), что обеспечивает возможность реализации программ бакалавриата, имеющих различную направленность (профиль) образования в рамках одного направления подготовки. В зависимости от своих жизненных планов и интересов, бакалавры могут расширять и углублять свои знания в вопросах социальной безопасности, или методики обучения безопасности жизнедеятельности в учреждениях разного уровня, или в методике организации охраны и укрепления здоровья учащихся и т.д. Самостоятельность выбора и личностно-ориентированный подход являются основой и для проектирования учебно-исследовательской работы бакалавров, завершающейся написанием выпускной квалификационной работы [5].
Таким образом, в предметном содержании и построении индивидуального образовательного маршрута реализуется вариативность и личностная ориентированность бакалавров педагогического образования, формируется готовность к определенному виду профессиональной деятельности.
Литература:
1. Балабкина Е.А., Козлова О.А., Савина О.Н. Профессиональное самоопределение студентов специальности. // Перспективы развития науки: сборник статей международной научно-практической конференции. 20 марта 2014г. – Уфа, 2014. -237с.
2. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования // Педагогика нового времени. - изд-во Ростовского Педагогического ун-та. – Ростов., 2000. - 352с.
3. Виштак О.В. Мотивационные предпочтения абитуриентов и студентов.// Социальные исследования. - 2006. с. 135-138.
4. Киселева Э. М. Практическая направленность подготовки студентов к обучению школьников безопасному поведению на уроках ОБЖ [Текст] / Э. М. Киселева // Молодой ученый. — 2014. — №12. — С. 277-280.
5. Киселева Э.М., Рзаева Г.И. Факторы, влияющие на профессиональный выбор учащихся старших классов [Текст] // Наука и образование XXI века: сборник статей Международной научно-практической конференции. 31 мая 2013г. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2013. – 308С.
6. Петренко А. А. Компетентностный подход в образовательном процессе.Современные проблемы науки и образования – 2007 - № 1 – с.41-44
7. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. - М., 2000.