Внеурочная деятельность – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, которая способствует в полной мере реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Внеурочная работа— внеклассная работа, составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. В школе предпочтение отдаётся образовательному направлению, организации предметных кружков, научных обществ учащихся, а также развитию художественного творчества, технического творчества, спорта и др. [1].
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Формы организации внеурочной деятельности достаточно разнообразны и включают экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВН, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т. д.
Внеурочная деятельность организуется для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участие в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности может максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого ученика, которая обеспечит воспитание свободной личности. Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов. Это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, увлечений.
Одним из перспективных направлений внеурочной деятельности учащихся является учебно-исследовательская.
Исследовательская деятельность учащихся – это образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста – руководителя исследовательской работы [3].
Исследовательская деятельность в школьном возрасте отличается от исследовательской деятельности взрослых, т.к. находится на этапе становления, что обуславливает ее специфические особенности:
· - включение школьника в исследовательскую деятельность основывается на познавательном интересе, наиболее присущем данному возрасту;
· - учитывая небогатый собственный опыт школьника в исследовательской деятельности, значительную роль в ее организации играют не только детские исследования, но и специальные занятия по формированию соответствующих умений;
· - формирующиеся в процессе исследовательской деятельности исследовательские умения являются составной частью общеучебных умений, необходимых учащимся для успешной учебной деятельности.
Эффективность формирования исследовательских умений школьников обусловлена рядом условий:
· - целенаправленность и систематичность. Работу по развитию исследовательских умений желательно проводить постоянно (как в урочной, так и во внеурочной деятельности). Учитель - предметник может использовать материал различных уроков с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем;
· - мотивированность. Необходимо помогать учащимся увидеть смысл в их исследовательской деятельности, рассматривать данное направление приложения их сил как возможность реализации собственных талантов и возможностей, как потенциал для саморазвития и самосовершенствования;
· - творческая атмосфера. Педагогу необходимо способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес учащихся к исследовательской работе. Поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздержаться от негативных оценок. Задача учителя не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их;
· - личность педагога. Для развития творческих способностей учеников, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию креативной рабочей обстановки, и обладающий определёнными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.
· - учет возрастных особенностей школьника. Вопрос об учете психологических особенностей детей очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для восприятия учащихся уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным. Важны использование адекватных методов обучения; адаптация понятий, связанных с исследовательской деятельностью, к возрасту учеников [5].
Учебно-исследовательская деятельность обладает широкими возможностями для формирования следующих важных умений и навыков:
· Рефлексивные умения (умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи).
· Поисковые (исследовательские) умения (умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; умение выдвигать гипотезы и устанавливать причинно-следственные связи).
· Коммуникативные умения (умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; умение вести дискуссию и отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс;) [7].
Метод учебно-исследовательской деятельности универсален по отношению к предметному содержанию и эффективен, поскольку стимулирует практическую проектную деятельность учащихся, позволяя формировать весь набор компетенций, в условиях деятельности, максимально приближенных к реальным условиям.
Вот почему, проектирование и реализация учебно-исследовательской деятельности учащихся в области экологической безопасности представляется важной педагогической задачей.
Экология и безопасность жизнедеятельности — сопряженные научные области. Одним из примеров такого сопряжения является экологическая безопасность — научное направление, относящееся и к экологической науке, и к науке о безопасности. Это означает, что образование в сфере экологической безопасности является составной частью и экологического образования, и образования в области безопасности жизнедеятельности.
Экологическая учебно-исследовательская деятельность по своему содержанию является межпредметной. Межпредметное исследование — это исследование, направленное на решение проблемы, требующей привлечения знаний из разных учебных дисциплин одной или нескольких образовательных областей. Межпредметное учебное исследование реализуется под руководством педагогов нескольких дисциплин. В школе такую работу могут совместно организовать, например, учителя ОБЖ, биологии и химии [4].
Как показывает педагогическая практика, целесообразно проведение ученических исследований, направленных на изучение экологических проблем района проживания, изучение состояния окружающей среды своего микрорайона, дома, школы. Большой интерес у школьников вызывает исследование качества питьевой воды, продуктов питания, загрязненности воздуха, радиационного фона и т. п.
В период производственной практики по экологической безопасности нами была разработана программа учебно-исследовательской работы учащихся по экологической безопасности. Работа велась на занятиях кружка «Юный эколог», во внеурочное время.
Программа направлена на воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества. Программа предусматривает решение таких задач, как расширение экологических представлений школьников, углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, обеспечение широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.
Программа кружка рассчитана на 1 полугодие. Возраст учащихся: 11-12 лет.
На занятиях кружка показывается взаимосвязь природы и человека, на доступном для учащихся уровне раскрывается сложившееся противоречие между обществом и природой, пути его разрешения. Учащиеся знакомятся с различными природными системами, изучают их компоненты и особенности функционирования. Природные объекты (сообщество парка) рассматривается как часть среды, окружающей школьника и имеющей для него эстетическое, этическое, познавательное и практическое значение.
Программа рассчитана на 17 академических часов. В неделю запланировано проведение одного занятия.
Формы организации и методы работы предусмотрены разнообразные: теоретические занятия, практические работы с приборами, подготовка докладов, сообщений работа с дополнительной литературой.
№ п/п |
Название темы |
Количество часов, выделяемое на проведение занятий |
1. |
Введение. Основные понятия экологической безопасности. |
1 |
2. |
Экологические факторы среды, их значение для безопасной жизнедеятельности. |
4 |
3. |
Приборы для исследования экологических параметров безопасности среды. |
3 |
|
Структура среды образовательного учреждения |
3 |
4. |
Учебное исследование - проведение измерений по точкам школьного пространства |
4 |
5. |
Оценка экологической безопасности среды школы |
2 |
В организации исследовательской работы школьников мы придерживались принципов добровольности в выборе темы и максимальной самостоятельностьи учеников в процессе исследования. Не исключающей компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической исследовательской деятельностью [6].
Учебно-исследовательская деятельность школьников была организована как индивидуально, так и в малых группах. При этом педагогической практика показала предпочтительность групповых форм организации исследовательской работы учащихся. Результаты такой работы и конкретные рекомендации по улучшению состояния территории школы были представлены на ученической конференции. Исключительно значимым для школьников явилось ознакомление администрации образовательного учреждения с результатами проведенных исследований.
Литература:
1. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М. : Большая рос. энцикл., 2002. - 528 с.
2. Киселева Э. М., Гаврилова Л. А. Возможности курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в формировании знаний по экологической безопасности школьников/Вестник Орловского государственного университета. 2013. № 5 С.97–101
3. Леонтович А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности // «Завуч», № 1, 2001.
4. Попова Р. И., Авдеева Н. В. Возможности компетентностно-ориентированного подхода к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся при изучении курса ОБЖ //Мир науки, культуры, образования, 2010. — № 5. — С.73–76
5. Румянцева, Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников [Текст] /Н.Ю.Румянцева. – М.: Просвещение, 2001. – С.34.
6. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. – М.: «Ось-89», 2006. – 480 с.
7. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2003