В настоящее время в России более 75 % детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, воспитываются в замещающих семьях [1, с. 44]. Процессы происходящие в обществе, усложнение социально экономического положения, разрушение института семьи, предполагают дальнейшее развитие института замещающей семьи.
Последние время в России проводится большая работа по опеки и усыновлению детей воспитывающихся вне семьи.Указом Президента РФ показатель семейного жизнеустройства детей-сирот вошел в критерии оценки работы региональной исполнительной власти. Приказом Минобрнауки утверждены требования к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей, и форма свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации.В органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие функции органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, направлены рекомендации по организации и осуществлению деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей [2, с. 135].
В регионах страны ведётся работа по формированию системы служб содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки и сопровождения замещающих семей. За последние годы во многих регионах (Пермский край, Калуга, Самара, Ярославль, Республика Карелия, Московская обл., Владимирская обл., и т.д.) создана система сопровождения приемного ребенка и замещающей семьи, а также инфраструктура, которая ее обслуживает.
Процесс передачи детей-сирот в приемные семьи со стороны федеральных, региональных, муниципальных властей наряду с положительным, при психолого-педагогической неподготовленности родителей, их социальной незрелости, несформированности общественного мнения, отсутствии специалистов дает и противоположный эффект: растет число отказов от приемных детей и соответственно их возврат в детские дома, увеличивается количество фактов семейного насилия над такими детьми, остаются нерешенными вопросы взаимоотношений замещающих родителей и детей после достижения последними совершеннолетия. Все это требует комплексного, взвешенного анализа сложившейся ситуации, выявления наметившихся тенденций, поиска путей минимизации проблем [3, с. 46].
В этой ситуации развитие и поддержка системы замещающих семей, включая подготовку приёмных родителей и их психолого-педагогическое сопровождение на всех этапах адаптационного процесса, могло бы в определённой степени решить проблему социального сиротства.Особое значение в этой связи приобретает разработка концептуальных основ процесса воспитания приемных детей в замещающих семьях, теории и методики их социально-педагогического сопровождения, обоснования педагогических условий, при которых такая семья становится субъектом воспитательного влияния на ребенка из государственного интернатного учреждения.
Анализ зарубежного и отечественного опыта социальной помощи детям, оставшимся без попечения родителей свидетельствует, что наибольшую эффективность дает воспитание в замещающей семье, поскольку ему присущи непрерывность, продолжительность, устойчивость, возможность обеспечения индивидуального подхода, безопасности, защищенности ребенка, удовлетворения потребности в более тесных эмоциональных отношениях, привязанности [4, с.28].
Определениезамещающей семьи даетД.В. Каширский. «Замещающая семья — форма жизнеустройства, или форма семейного воспитания (реабилитации) детей, нуждающихся в защите государства, где воспитатели и приемные родители не являются биологическими родителями ребенка» [5, с. 4].
Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей, способствует формированию профессиональных компетенций замещающих родителей, в них входит:
- выявление личностных качеств кандидатов в замещающие родители которые необходимых для воспитания детей.
- информирование родителей о проблемах воспитания ребенка в замещающей семье, о тех трудностях и барьерах с которыми могут сталкиваться родители;
- создание условий для приобретения родителями навыков работы в условиях замещающей семьи [6, с. 40].
Все семьи будущих замещающих родителей должны проходить этап серьезной подготовки, так как знания и навыки, которые они приобретают в этот период, помогают им справиться с неизбежно возникающими проблемами в дальнейшем. Службы сопровождения позволяют создать условия для формирования профессиональных компетенций замещающих родителей.
В настоящие время в России апробированы формы работы с замещающей семьей. Одной из форм работы является социальный проект «Детский вопрос» организованный Инной Зотовой в 2005 году. Данный проект реализует различные программы способствующие устройству детей сирот в семьи. Это возможность для приемных родителей и детей, которые их ждут, найти друг друга. Для этого была задействована программа радио «Маяк» на канале Россия. Это способствовало размещению детей в замещающие семьи и решения вопроса социального сиротства [7].
Еще одним проектом привлечения к проблеме работы с замещающей семьей является «Поезд Надежды», который тоже существует с 2005 г. Содержанием мероприятий «Поезда Надежды» является работа с семьями, которые хотели бы взять детей на воспитание. Работа осуществляется квалифицированными специалистами по семейному устройству. Так например, Галина Красницкая, кандидат педагогических наук, специалист по семейному устройству, которая в дороге подробно рассказывает будущим родителям, как правильно заполнить документы в банке данных, на что нужно обратить внимание при изучении анкет детей, каких диагнозов не стоит пугаться, как вести себя при первой встрече с ребенком.Организаторы этих поездок, надеются привлечь внимание местных жителей к детям, которые живут рядом с ними, но остались без попечения родителей [8].
Основная деятельность этого проекта заключается в том, что о детях из детских домов расположенных по всей территории России снимаются сюжеты, составляется видео паспорт ребенка и эти данные размещаются в интернете, демонстрируется по каналам СМИ, дети- сироты становятся участниками радио — передач. Благодаря тому, что телеканал «Россия», предоставляет свою информацию на всю страну, гораздо большее количество семей сможет узнать о детях оставшихся без попечения родителей и взять их в свою семью, подарив этим детям свою любовь и заботу. Одна из таких телевизионных программ идущая на телеканале «Росси» называется «День ангела», которая выходит в эфир каждую неделю. [9].
Многие замещающие родители сталкиваются с большим количеством проблем в воспитании приемного ребенка и нуждаются в оказании квалифицированной социально-правовой, психолого-педагогической и других.видов помощи с привлечением соответствующих специалистов. Для этого многие регионы создают единую службу сопровождения замещающей семьи. Так департаментом семейной и молодежной политики города Москвы было принято решение о начале работы социально-значимой программы с замещающими семьями «Рука в Руке». В связи с этим цели социально значимой программы «Рука в руке» были определены следующим образом:
1. Разработка жизнеспособной модели семейного клуба для родителей с кровными детьми и замещающих семей, взявших ребенка (детей) по одной из форм семейного устройства, позволяющей выработать механизмы и средства адаптации замещающих семей в социум
2. Распространение наиболее эффективных механизмов и успешного опыта работы среди замещающих семей и других семей города, имеющих отношение к данной проблеме.
3. Подготовка специалистов и разработка методик для эффективной работы по интеграции замещающих семей с детьми в социум [10].
Аналогична работа проводится на базе центра социальной помощи семье и детям «Гнездышко» Кировского района г. Екатеринбурга, где был создан клуб для замещающих родителей «Наша новая семья». Клуб — одна из наиболее эффективных и доступных форм сопровождения замещающих семей. Ценность работы в формате клуба заключается в добровольном и неофициальном характере встреч.Деятельность Клуба «Наша новая семья» основывается на принципах законности, доверия, уважения, конфиденциальности. Основной целью клуба является организация совместной деятельности замещающих родителей по вопросам партнерского общения, развития психолого-педагогической компетентности, родительской культуры. Вся деятельность Клуба носит социально-практический характер и направлена на формирование творческого, познавательного, социально-позитивного, развивающего опыта замещающих родителей посредством реализации мероприятий Клуба.Замещающие родители имеют возможность поделиться своими радостями и трудностями с такими же принимающими семьями, почувствовать, что они не одиноки, что рядом есть не только специалисты, готовые их поддержать, но и семьи со схожими ситуациями [11].
К 2016 году планируется обеспечить создание системы служб сопровождения замещающих семей в каждом субъекте Российской Федерации.При этом опыт регионов остается точечным, инфраструктура нередко функционирует на уровне разрозненных элементов, отношения между которыми зачастую носят несогласованный характер, имеет место дублирование функций, неясность разделения полномочий, различное понимание задач сопровождения и содержания деятельности, низкая управляемость процессами сопровождения и социально-поддерживающей сетью семьи. Все это снижает эффективность профессиональной помощи семье, тормозит развитие семейного жизнеустройства в стране.
Несмотря на это, имеются условия, и есть готовность многих регионов создать единую службу сопровождения замещающей семьи, которая позволила бы выстроить целостную систему сопровождения.Опыт регионов по работе с замещающими семьями и социальный проект устройства ребенка в семью, говорят нам о том, что данная работа, осуществляемая в нашей стране, ведётся масштабно и эффективно.
Таким образом, создание замещающей семьи в сегодняшней России является несомненно актуальным. В настоящие время продолжается большая работа по установлению правового и юридического статуса семьи. Обобщение форм работы с замещающей семьёй в различных регионах России показывает, что эта работа может иметь различные формы её организации, к ней могут привлекаться региональные организации и СМИ, что повышает эффективность этой работы и позволяет помочь большей части детей сирот. При этом ряд вопросов создание по функционированию замещающих семей остается открытым и требует своей разработки.
Литература:
1. Журавлева, Т.Б. Найти семью // Соц.- пед. работа. — 2013. — № 1.- С. 44-46.
2. Комментарий к Федеральному закону "Об опеке и попечительстве" и Федеральному закону "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве" / Под редакцией П.В. Крашенинникова. — М.: изд-во: Статут, 2009. — 173с.
3. Руденкова, Г.И. Новое об устройстве детей-сирот на воспитание в семью // Соц.-пед. работа. — 2000. — № 5. — С.45-49
4. Поспелова, Н.С. Проблемы и возможности активизации семейного устройства детей сиротской // Соц.-пед. работа. — 2001. — № 7. — С. 26-30.
5. Каширский, Д.В. Диагностика замещающих семей / Д.В. Каширский, Н.В. Сабельникова. — Барнаул: Издательство ААЭП, — 2012 — 156с.
6. Головашкина, А.В. Социальное сопровождение замещающих семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации // Соц.- пед. работа. — 2011. — № 6. — С.38-41.
7. Программа "Радио России" "Детский вопрос" — победитель Национальной премии "Радиомания — 2005". // DETI.RADIORUS.RU. (дата обращения: 29.01.2015)
8. Программа "Радио России" "Детский вопрос" — победитель Национальной премии "Радиомания — 2005". // DETI.RADIORUS.RU. (дата обращения: 29.01.2015)
9. «День ангела» на Пятом канале http://www.5-tv.ru/news/69341/ (дата обращения: 15.09.2014)
10. Социально-значимая программа с замещающими семьями «Рука в руке» http://psychologies003.ru/ (дата обращения 28.07.2014)
11. Гнездышко, центр социальной помощи семье и детям http://gnezdishko66.ru/ (дата обращения: 12.02.2014)