Повышение роли малых предприятий в экономике является составной частью экономической политики России. Развитие созданных и формирование новых малых предприятий является условием формирования конкурентной рыночной среды, фактором преодоления монополизма в производстве и других сферах деятельности. [5]
С помощью малого предпринимательства происходит развитие экономического сектора, создаются дополнительные рабочие места и увеличиваются налоговые поступления в бюджеты всех уровней. [6]
Малые предприятия являются источником налоговых поступлений и участвуют в формировании бюджетов на всех уровнях. Ведь все предприниматели осуществляют отчисления в бюджет от доходов своих компаний, предлагают людям работу, таким образом, являясь одним из основных источников доходов населения, способствуют сбору налогов с физических лиц. [2]
Развитие малого и среднего предпринимательства в сфере потребительского рынка способствует «здоровой» конкуренции в данной отрасли, стабилизации уровня цен, не позволяя крупным «игрокам» (торговым сетям) диктовать свои условия на рынке.
Малый и средний бизнес присутствует во всех отраслях экономики Челябинской области, в его деятельность вовлечены все социальные группы населения. Челябинская область является одним из наиболее крупных в экономическом отношении субъектов Российской Федерации. Среди регионов РФ область занимает 3 место по производству скота и птицы на убой в живом весе, 8 место по объему отгруженной продукции в обрабатывающих производствах, 9 место по вводу жилья, 12 место по обороту розничной торговли, 14 место по объему платных услуг населению. В Челябинской области выпускается каждая 4-я тонна проката и стали, каждая 9-я тонна стальных труб, каждый 4-й кг (1 место) макаронных изделий всероссийского выпуска.
Область обладает значительным производственным, трудовым и научным потенциалом, разнообразной ресурсной базой, развитой инфраструктурой и выгодным транспортно-географическим положением, уникальными природно-климатическими условиями. Для развития предпринимательской деятельности и разработке инвестиционных проектов в регионе и г. Магнитогорске служит наличие достаточно широкой ресурсной базы и высококвалифицированных кадров.
Малое предпринимательство играет важную роль в решении социально-экономических задач Челябинской области и города Магнитогорска, способствуя насыщению потребительского рынка товарами и услугами, а также обеспечивая занятость трудоспособного населения.
Показатели развития малого и среднего предпринимательства в динамике за 2013–2014 гг. представлены в таблице 1.
Таблица 1
Развитие малого и среднего предпринимательства в г. Магнитогорске
Показатели |
2013 год |
2014 год |
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, всего, единиц, в том числе |
16651 |
16568 |
- малых предприятий (юридические лица) |
5508 |
6394 |
- средних предприятий (юридические лица) |
40 |
40 |
- индивидуальных предпринимателей |
11103 |
10134 |
Среднесписочная численность работников субъектов малого и среднего предпринимательства, всего, человек |
47840 |
50469 |
- малых предприятий (юридические лица) |
27929 |
30687 |
- средних предприятий (юридические лица) |
7032 |
7133 |
- индивидуальных предпринимателей |
12879 |
12649 |
Анализ данных таблицы 1 свидетельствует о том, что в 2014 году произошло снижение количества субъектов малого и среднего предпринимательства на 83 единицы, причем малые предприятия (юридические лица) увеличились на 886 единиц, а количество индивидуальных предпринимателей уменьшилось на 969 единиц. Скорее всего, это связано с экономической ситуацией в России и введением санкций Евросоюзом.
Основной задачей развития предпринимательства в Челябинской области является обеспечение занятости населения. По оценке на 1 января 2014 года среднесписочная численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства составила 563,7 тысячи человек (33,8 процента от общей численности занятых в экономике Челябинской области).
Наибольшее число действующих в настоящее время малых предприятий в городе Магнитогорске сосредоточено в таких вида деятельности, как оптовая и розничная торговля (66,47 %), образование (9,21 %), операции с недвижимостью (7,42),строительство (4,85), обрабатывающее производство (3,82 %), гостиничный и ресторанный бизнес (3,8 %) и т. д. (рисунок 1). [3]
Рис. 1. Отраслевая структура малого и среднего предпринимательства г. Магнитогорска, %
Оборот розничной торговли крупных и средних организаций за 12 месяцев 2014 года в действующих ценах вырос на 23, % по сравнению с аналогичным показателем 2013 года и составил 20,6 млрд. рублей. Оборот общественного питания за тот же период составил 978,2 млн. рублей и вырос на 31,6 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По итогам 2013 года общее количество субъектов малого и среднего предпринимательства составило 124,3 тысячи единиц, в том числе: 38,6 тысячи малых предприятий — юридических лиц, 84,3 тысячи индивидуальных предпринимателей, 1 тысяча крестьянских (фермерских) хозяйств, 360 средних предприятий — юридических лиц. В сфере торговли действуют 33,1 % средних предприятий, 30,8 % — в обрабатывающих производствах, 15,6 % приходится на предприятия строительства, транспорта и связи.
Потребительский рынок товаров и услуг в городе Магнитогорске представлен в таблице 2. [3]
Таблица 2
Потребительский рынок города Магнитогорска
Наименование показателей |
2010г. |
2011г. |
2012г. |
2013г. |
2014г. |
Организации розничной торговли, единиц |
2 462 |
2 585 |
2 589 |
2 700 |
2 104 |
Организации общественного питания, единиц |
514 |
519 |
513 |
538 |
542 |
Предприятия бытового обслуживания, единиц |
642 |
673 |
696 |
730 |
1 001 |
Индекс физического объёма в сопоставимых ценах в % к предыдущему году |
117,6 |
123,7 |
131,0 |
102,7 |
95,7 |
Индекс физического объёма в сопоставимых ценах в % к предыдущему году |
101,6 |
99,2 |
99,5 |
94,8 |
149,2 |
Индекс физического объёма в сопоставимых ценах в % к предыдущему году |
101,6 |
99,2 |
99,5 |
94,8 |
93,8 |
Данные, представленные в таблице 2, свидетельствуют о том, что за 2010–2014 года наблюдается снижение единиц предприятий розничной торговли, что, скорее всего, связано с развитием сетевого бизнеса. В сфере общественного питания и предприятий бытового обслуживания наблюдается устойчивый рост. [1]
В соответствии с Постановлением Правительства Челябинской области от 19 ноября 2014 г. N 594-П «О государственной программе Челябинской области «Комплексная поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2015–2017 годы» предусматривается реализация мероприятий по восьми основным направлениям:
1) устранение административных барьеров и совершенствование законодательства в сфере развития малого и среднего предпринимательства;
2) содействие развитию малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне;
3) финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;
4) развитие объектов инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
5) совершенствование механизмов использования областного и муниципального имущества для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
6) развитие потребительского рынка;
7) содействие в формировании и развитии кадрового резерва для субъектов малого и среднего предпринимательства;
8) информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности. [4]
В городе Магнитогорске разрабатываются и реализуются различные меры по развитию малого предпринимательства, повышению его роли в формировании конкурентной экономической среды. Руководством осваиваются новые направления государственной поддержки малого бизнеса, которые позволяют организовать рыночную инфраструктуру, ориентируют субъекты малого предпринимательства на решение приоритетных экономических задач и расширение города и области в целом.
В городе Магнитогорске в целях развития инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, развития инновационного малого бизнеса, молодежного, женского и семейного предпринимательства создано муниципальное бюджетное учреждение «Магнитогорский инновационный бизнес-инкубатор» (МБУ «МИБИ»).
МБУ «МИБИ» предоставляет следующие услуги:
1) имущественная поддержка (предоставление офисных помещений в аренду) субъектам малого, инновационного, женского, молодежного предпринимательства при условии наличия свободных помещений, укомплектованных мебелью, оргтехникой, необходимого технического оснащения;
2) консультационная поддержка субъектов малого предпринимательства.
В настоящее время в бизнес-инкубаторе размещены 9 резидентов — субъекты инновационной деятельности, субъекты молодежного, женского предпринимательства.
Приоритетные области экономики, в рамках которых осуществляется работа МБУ «МИБИ», — энергосбережение и информационные технологии, альтернативная энергетика, интеллектуальные системы, молодежное и женское предпринимательство, инновации в технической и конструкторской сфере. [3]
Литература:
1. Долматова И. А., Котова Т. И., Рябова В. Ф. Современные тенденции развития рынка предприятии общественного питания г. Магнитогорска [Текст]: материалы Всероссийской научно-практической конференции Современное состояние и перспективы развития индустрии питания и гостеприимства: — Омск: АНО ВПО Омский экономический ин-т, 2012. — Т.1.– С. 34–41.
2. Жуковец, М. В. Совершенствование управления развитием малого бизнеса в розничной торговле// Вестник Научно-исследовательского центрам корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — http:// minsk-zhukovec-m-v
3. Официальный сайт города Магнитогорска [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — magnitog.ru
4. Постановление Правительства Челябинской области от 19 ноября 2014 г. N 594-П «О государственной программе Челябинской области «Комплексная поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2015–2017 годы» [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — magnitog.ru
5. Шпилькина, Т. А. Малые предприятия и их роль в современной рыночной экономике [Текст] / Т. А. Шпилькина // Финансовые проблемы экономического роста /Под ред. проф. Селезнева А. З. М.: Изд-во Академии труда и социальных отношений, 2006. — С. 110–120.
6. Шпилькина, Т. А. Эффективность и ее значение в управлении предприятием [Текст] / Т. А. Шпилькина // Девятые апрельские экономические чтения: материалы традиционной научной конференции, проводимой на факультете экономики и менеджмента ОмГПУ с 1995г. — Омск: Издательство ОмГПУ, 2004. С. 91–93.