Определены условия психологического комфорта для владельцев элитного жилья, обоснованно возможные стилистические решения.
Ключевые слова: элитное жилье, психологический комфорт.
Постановка проблемы. Общественные процессы, преобразования материально-пространственной среды городов и изменения образа жизни в Украине выдвинули новые требования к проектированию элитного жилья. Обеспечение комфортной среды — одна из главных задач проектирования элитного жилья. Распространенность средств создания физиологического комфорта способствует росту значения психологических факторов. Очевидно, что обеспечение психологических потребностей конкретных социальных групп, с возможностью настройки на потребности конкретных людей, становится одной из характеристик, которые выделяют именно элитное жилье. Следовательно, необходимо определить психологические типы, связанные с такими группами, их специфические потребности и требования и определить, какие именно архитектурные и дизайнерские решения являются лучшими для конкретных групп.
Анализ последних исследований и публикаций. Специфика проектирования жилья изложена в нормативных документах [1–2], ей посвящены работы многих архитекторов, например [3], но обоснованию требований к элитному жилью уделяется недостаточно внимания. Ю. М. Ковалев и Н. М. Мхитарян [4–5] предложили методику проектирования психологически комфортного жилья для различных психотипов, но обоснования связи между психологическими типами, социальными группами и требованиями к проектированию комфортного жилья различных категорий, в том числе элитного, не ставилось целью в их трудах.
Формулировка целей статьи. Целью статьи является оценка возможностей применения методов определения психологического комфорта для поиска корреляций между специфическими психологическими потребностями и архитектурными и дизайнерскими решениями элитного жилья, которые должны способствовать удовлетворению потребностей, а также публикация предварительных результатов.
Изложение основного материала исследования. Последовательность исследования следующая:
1. Определение психологических характеристик различных психотипов.
2. Проведение их корреляций с характеристиками психотипов (по [4–5]) и определения преобладающих психотипов для покупателей элитного жилья;
3. В соответствии с обоснованными в [4–5] рекомендациями, определения условий психологического, биоритмологичного и физиологического комфорта на всех уровнях организации жилой среды (обеспечение гармоничных отношений с окружающим миром, самодостаточность, трансформированность, объемно-планировочные решения, сенсорный комфорт) для элитного жилья;
4. Проверка полученных результатов путем тщательного анализа аналогов;
5. Формулировка окончательных рекомендаций по конкретным архитектурным решениям, благоприятных для обеспечения психологического комфорта покупателей элитного жилья.
Характеристики психотипов вытекают из специфических для каждого из них способов взаимодействия с окружающим миром. Используя следующие методы: прямое тестированием с помощью проективных методов и опросов, анализ существующих социальных данных, анализ исторических и литературных источников, определены психологические характеристики.
Учитывая весовые коэффициенты, которые определяют их вклад в гармоничность личности, проводится корреляция определенных характеристик с аналогичными характеристиками психотипов. Предварительные результаты свидетельствуют, что среди покупателей элитного жилья преобладают личности, которые относятся к психотипа «эгоист»; заметными также доли психотипов «изобретательный исследователь»; и «борец».
Проверим эти выводы, используя маркетинговые характеристики двух категорий элитного жилья, которые отражают наиболее явные потребности целевых групп покупателей. Более тонкий анализ потребностей на основании анализа зарубежного опыта проектирования жилья с использованием методов психологии, теории самоорганизации сложных систем и методов геометрического представления данных, планируется осуществить в будущем.
Но если под элитной недвижимостью подразумевать жилье, которое покупают покупатели с высоким уровнем доходов, то по классификатору Украинской строительной ассоциации такому жилью должны соответствовать два формата: «De lux» и «Premium». То, что сегодня причисляют к сегменту элитной недвижимости за одним, двумя и более параметрам не соответствует принятой классификации. В классификаторе каждое жилье имеет около 100 обязательных параметров — начиная от требований к отделочным материалам и заканчивая территориальным расположением [6]. Элитное жилье ориентировано на очень богатых людей. Этим объясняется небольшая доля дорогого жилья в общем объеме строительства 10–12 %. Недвижимость категории «De lux» характеризуется следующими особенностями (таб 1).
Таблица 1
Особенности элитного жилья категории «De lux»
№ п/п |
Особенность |
Характеристика |
1. |
Покупатели |
Политики, бизнесмены, звезды эстрады. |
2. |
Приоритеты жилья |
Уникальность, престиж, трансформированность. |
3. |
Региональность |
Столица, города-миллионеры, курортные регионы. |
4. |
Место расположения |
Административный центр, исторический центр, курортные зоны. |
5. |
Тип здания |
Блокированные дома, коттеджи, пенхаусы. |
6. |
Строительные характеристики |
Максимум 7 этажей (6 этажей + мансарда), не более 2 квартир на этаже. |
7. |
Техническая инфраструктура |
Телефон, телевидение, интернет; система «умный дом». |
8. |
Социальная инфраструктура |
Магазин, Аптека, Салон красоты, Тринажерний зал, кафе, банк. |
9. |
Придомовая территория: |
Детская площадка, площадка выгула собак, спортивная площадка, гостевая стоянка. |
Перечисленные характеристики наиболее соответствуют потребностям психотипа «эгоист» (рис.1.)(Усиление его, воли а умы происходит за счет интуиции и, в меньшей степени, интеллекта и чувств. Это потенциально опасно для здоровья. Приоритетами для жилья будут престиж, самодостаточность и, отчасти, трансформированность.) [4–5].
Рис. 1. Уточнение зон психологического комфорта для покупателей элитного жилья. Психотип «эгоист».
В свою очередь, осознание этого обстоятельства позволяет уточнить стилистические решения, выбор материалов, цветов и т. д. (таб.2).
Таблица 2
Уточнение стилистических и других решений, исходя с предпочтений психотипа «эгоист»
№ п/п |
Категория |
Архитектурные и дизайнерские решения |
1. |
Стилистика |
Барокко, классицизм, ампир, рококо |
2. |
Цветовая гамма |
Яркие цвета, игра на контрасте, активное использование позолоты, что вызывает ощущение роскоши, богатства, солидности, стабильности. |
3. |
Пространственная организация |
Организация пространства напоминает среду королевских дворцов и замков. |
4. |
Мебель |
Объемная скульптурная статическая мебель с дорогой обивкой, корпусная мебель из красного дерева, большое количество деталей (картины, скульптуры, хрустальная посуда). |
5. |
Материалы |
Красное дерево, мрамор, хрусталь, шелк,. бархат, кожа, позолота. |
Категория «Premium» отмечается следующими особенностями (табл. 3).
Таблица 3
Особенности элитного жилья категории «Premium»
№ п/п |
Особенность |
Характеристика |
1. |
Покупатели |
Родовые аристократы, обеспечены творцы, бизнесмены. |
2. |
Приоритеты жилья |
Уникальность, престиж, трансформированность. |
3. |
Региональность |
Столица, города-миллионеры, курортные регионы, областные центры. |
4. |
Место расположения |
Престижные районы, исторический центр. |
5. |
Тип здания |
Блокированные дома, коттеджи, пенхаусы. |
6. |
Строительные характеристики |
Максимум 7 этажей (6 этажей + мансарда), не более 2 квартир на этаже. |
7. |
Техническая инфраструктура |
Телефон, телевидение, интернет; система «умный дом». |
8. |
Социальная инфраструктура |
Магазин, Аптека, Салон красоты, Тринажерний зал, кафе, банк. |
9. |
Придомовая территория: |
Детская площадка, площадка выгула собак, спортивная площадка, гостевая стоянка. |
Такие характеристики подходят, скорее, «изобретательным исследователям» [4–5].(Не подвержен эскападам, он больше любит предсказуемость, упорядоченность, стабильность. Но в этих пределах он может быть достаточно энергичным, деятельным и умным (ум сильнее волы) как в бизнесе, так и в науке. Рост интеллекта происходит, в основном, за счет чувств. Требования к жилью — строгий и консервативный стиль, понятные и проверенные временем решения, спокойные тона интерьера — но так, чтобы манифестация благосостояния и социального статуса обязательно имела место. (рис1))
Рис. 2. Уточнение зон психологического комфорта для покупателей элитного жилья. Психотип «изобретательный исследователь»
Поэтому целесообразны уточнения (таб. 4.).
Таблица 4
Уточнение стилистических и других решений, исходя с предпочтений психотипа «изобретательный исследователь»
№ п/п |
Категория |
Архитектурные и дизайнерские решения |
1. |
Стилистика |
Классицизм, модернизм, функционализм. |
2. |
Цветовая гамма |
Яркие, теплые, нейтральные цвета. |
3. |
Пространственная организация |
Функциональность. |
4. |
Мебель |
Простая, прямоугольная. |
5. |
Материалы |
Дерево, камень, пластик, текстиль. |
6. |
Детали |
Скульптуры, настенные часы, картины. |
Выводы и перспективы дальнейших исследований. Показана целесообразность использования методов определения психологического комфорта для поиска корреляций между специфическими психологическими потребностями и архитектурными решениями на примере жилья элитного класса, что должно способствовать лучшему удовлетворению потребностей владельцев жилья. В последующих исследованиях такие корреляции и рекомендации будут рассмотрены с привлечением больших объемов материала.
Литература:
1. ДБН В.2.2–15–2005. «Будинки і споруди»
2. ДБН 360–92**. «Містобудування. Планування і забудова міських і сільських поселень»
3. Товбич В. В. Архітектура: мистецтво та наука / В. В. Товбич, М. В. Сисойлов. — Дніпропетровськ: Свідлер, 2007. — т. 1. — 1020 с.
4. Ковальов Ю. М. Забезпечення психологічного комфорту при проектуванні житла на основі теорії самоорганізації С-простору /Ю. М. Ковальов, Н. О. Гірник, В. В. Калашнікова // Праці Таврійського державного агротехнологічного ун-ту, 2010. — Вип.4. Прикладна геометрія та інж. графіка.-т. 46. — С.58–67
5. Мхитарян Н. М. Человек и жилище / Н. М. Мхитарян. — К.: Наукова думка, 2012.- 310 с.
6. http://u-b-a.com.ua/ Українська Будівельна Асоціація