К настоящему времени в Российской Федерации в целом закончено формирование основ современной налоговой системы государства с рыночной экономикой. Основные параметры устройства российской налоговой системы в настоящее время уже не отражают систему налогов и сборов, унаследованную от советских времен; система базируется на общепринятых в современной мировой практике основных видах налогов с учетом специфики российской экономики [7, c. 197].
В то же время, отечественная налоговая система еще достаточно противоречива и страдает рядом принципиальных недостатков, которые препятствуют ее нормальному функционированию.
Остановимся на некоторых проблемах налоговой системы страны.
1. Система создает два различных налоговых режима. Первый — финансовый прессинг — для производителей и инвесторов, выставляемых в качестве кормильцев мира; второй — сравнительно льготный — для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
2. Обложение преимущественно доходов от трудовой и предпринимательской деятельности с неблагоприятными социальными и экологическими эффектами, такими как: рост алкоголизма, загрязнение окружающей среды. То есть, вместо стимулирования, снижения экологических, социальных и экономических издержек, эта система оказывает негативное воздействие на инвестиционную активность и на развитие производства и финансовой сферы, стимулирует рост теневой экономики.
3. Необеспеченность региональных и местных бюджетов собственными стабильными и значительными источниками финансирования при значительной доли федеральных трансфертов, дотаций. Сложившаяся в России ситуация, при которой на долю собственных доходов муниципальных образований приходится около 20 %, а остальное — это средства вышестоящих бюджетов, свидетельствует о значительном отклонении от состояния, характеризующем бюджетную самостоятельность региональных и местных образований. Считается, что бюджетная самостоятельность имеет место при условии, когда соотношение собственных доходов и безвозмездных перечислений близко к пропорции 50:50.
4. Несовершенство налогового законодательства. Действительно, многие недостатки налоговой системы являются следствием несовершенного законодательства, противоречивости и запутанности нормативной базы, процедур налогообложения, отсутствия оперативной связи исполнительной и законодательной властей.
Несовершенство правового механизма регулирования налоговых отношений в Российской Федерации обусловлено отсутствием целостного (системного) взгляда на многие проблемы функционирования системы налогообложения, ее правовую основу, а главное — отсутствием серьезных разработок налоговых проблем как в юридической, так и в экономической науках [5, c. 77].
Налоговое ведомство непрерывно латает дыры в юридических конструкциях налогов, вводит и меняет критерии добросовестности компаний — налогоплательщиков, выступает ответчиком по тысячам судебных исков — и все это с единственной целью: пополнить государственную казну. Однако собираемость налогов, несмотря на принимаемые меры, растет весьма скромными темпами. Неудачи нововведений объясняются, вероятно, тем, что Правительство — в лице налоговой службы — действует исходя из ведомственной экономической эффективности, не пытаясь найти эффективный баланс фискальной и стимулирующей функций налогов.
5. Недостаточное качество налогового администрирования.
К сожалению, нет нормативно-правовых актов, регламентирующих конкретно администрирование, а в существующих правовых нормах имеются значительные недостатки, пробелы, и разрабатывались они без единого концептуального подхода к содержанию.
Невысокое качество проведения проверок, слабая доказательная база о взыскании налоговых санкций при рассмотрении дел в суде, широкое применение «фирм–однодневок», большое участие в обороте наличных денег и т. д. — все это указывает на неотлаженный механизм администрирования. Неразумное налоговое администрирование ведет к массовому уклонению от уплаты налогов, «бегству» капитала [2, c. 271].
Система налогового администрирования в России нуждается в совершенствовании. Одним из основных вопросов для обсуждения является упрощение требований к составлению подтверждающей документации.
6. Отсутствие целенаправленной налоговой политики, которая бы отвечала приоритетам экономического развития.
Если задача — модернизация и диверсификация экономики, а принимаемые меры, в том числе в налоговой сфере, стимулируют только один сектор экономики, говорить об эффекте трудно.
Кроме того, при снижении нагрузки на высокодоходные сектора возникает необходимость компенсировать снижающиеся бюджетные доходы другими мерами. В результате налоговая нагрузка на те сектора, которые действительно нужно стимулировать, не снижается либо, наоборот, повышается.
7. Одной их главных проблем налоговой системы РФ является уклонение налогоплательщиков от уплаты налогов, главной причиной чего является нестабильное финансовое положение налогоплательщика, и чем оно неустойчивее, тем сильнее намерение скрыть налоги.
Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации сегодня представляет большую опасность для бюджета страны и граждан и угрожает экономической безопасности государства.
Общественная опасность данного преступления заключается в умышленном невыполнении конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ) [1], что влечет непоступление денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации.
Результаты собираемости налогов напрямую зависят от четкости изложения методик налогообложения, технической оснащенности налоговых инспекций, профессиональной подготовленности их работников, а также от уровня знаний граждан и организаций в области налогового законодательства [8, c. 91].
8. Налоговая система не стимулирует повышение платежной дисциплины. Тезис, согласно которому соблюдение налоговой дисциплины можно добиться только путем ее ужесточения, представляется, по меньшей мере, ошибочным, так как применение таких мер вызывает в отношениях с налогоплательщиками враждебность и ведет к противоборству. А отношения противостояния крайне негативно отражаются на результатах собираемости налогов и требуют значительных усилий для ее повышения.
9. Значительный теневой оборот. Россию захлестнула волна разоблачений, связанных с незаконными финансовыми операциями. Теневая экономика — это наиболее латентный вид экономической деятельности, качественно отличающийся от всех других нарушений и «сокрытий», требующий большего количества сил и средств для борьбы с ним, в частности применения оперативно-розыскных методов и потому представляющий собой наиболее тяжкий вид социально опасных деяний в налоговой сфере.
Система национальных счетов показывает свершение экономических сделок, отраженных в отчетной документации, но наряду с этим существует теневая деятельность − различные виды экономических потоков, не отраженных официальной статистикой [6, c. 27].
Доля теневой экономики по данным экспертов Forbes в 2013 году составил 46 % ВВП. Занято в теневом бизнесе примерно 13 млн. человек или 18 % экономически активного населения. По словам главы Росстата Александра Суринова, примерно пятая часть экономики сейчас находится в тени.
Теневой оборот оказывает серьезное влияние на достоверность оценки налогового потенциала. Легализация «серого» оборота по мере совершенствования законодательства и оптимизации контроля за его соблюдением может существенно пополнить налогооблагаемую базу.
Таким образом, отечественная налоговая система, действительно, имеет ряд серьезных недостатков. Среди них превалирование фискальной функции налогов; неравномерное распределение фактической нагрузки по различным видам экономической деятельности; необеспеченность региональных и местных бюджетов собственными источниками финансирования. По-прежнему остро стоят проблемы уклонения от уплаты налогов, неплатежей налогов, слабой налоговой дисциплины и низкой налоговой культуры населения, проблема взаимной социальной ответственности и сотрудничества гражданина, бизнеса и государства.
Отсутствие комплексного подхода при формировании налоговой системы РФ приводит к обострению экономических и социальных противоречий, бегству капитала за рубеж, развитию теневой экономики.
То есть, трудность и, в то же время, важность решения проблемы, связанной с совершенствованием налоговой системы России, очевидна.
Литература:
1. Абдуллаева Ш. Г., Магомедова З. А. Предпосылки и направления реформирования современной налоговой системы России / Ш. Г. Абдуллаева, З. А. Магомедова // Экономика и предпринимательство. — 2013. -№ 11. — С.62–65.
2. Ахунова Д. С. Развитие налоговой системы в России на современном этапе / Д. С. Ахунова // Юридический вестник Российского государственного экономического университета. -2013. -№ 37. — С.268–278.
3. Василенко А. А. Модернизация налоговой системы. Эпоха налоговой конкуренции / А. А. Василенко // Экономические исследования. — 2014. -№ 2. — С.34–39.
4. Кирина Л. С. Оценка направлений совершенствования налоговой политики в Российской Федерации // Налоги и налогообложение.-2014.-5.-C. 476–489.
5. Красноглазов А.Ю Подходы к определению эффективности современной налоговой системы / А. Ю. Красноглазов // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. — 2014. -№ 3. — С.76–82.
6. Мороз В. В. Налоговая система РФ на современном этапе ее развития / В. В. Мороз // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2013. № 6. С. 24–32.
7. Морозова Г. В., Жарова Е. Н. Влияние налоговой политики на повышение инновационной активности региона // Теория и практика общественного развития. — 2014. -№ 4. — С.196–198.
8. Садков В. Г. Налоговая система России (состояние, проблемы, направления модернизации) / В. Г. Садков // Экономические и гуманитарные науки. — 2013. -№ 12. — С.88–96.