Проблема профессионального самоопределения школьников адекватна принципам современной “Концепции модернизации российского образования” и “Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования”. Особенно остро эта проблема ставит задачи перед педагогами в связи с реализацией идеи профильности старшей ступени школы. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования» [4, 6, 13].
Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.
Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным [4, 6].
Учебный план предпрофильной подготовки имеет структуру и включает в себя три компонента. Из имеющихся 102 часов рекомендуется большую часть времени отводить на специально организованные (от месяца до полугодия) курсы по выбору [11].
Курсы предпрофильной подготовки (элективные курсы) рекомендуется организовать как систему профессиональных «проб» ученика в разных областях деятельности, в разных профилях. Именно поэтому основная цель курсов - профориентационная.
Сегодня задачи профессиональной ориентации школьников в области профессий, связанных с безопасностью жизнедеятельности, могут решаться в образовательном учреждении как через базовый предмет ОБЖ, так и на уровне элективных курсов и факультативов [7, 13].
Школьный предмет ОБЖ не является сложным предметом, так как мотивация к приобретению знаний обеспечивается естественной потребностью человека в безопасности.
Анализ проведенного констатирующего этапа эксперимента в рамках выпускной квалификационной работы «Организация предпрофильной подготовки учащихся 8-х классов по экологической безопасности», был выполнен в двух направлениях:
1. Нами рассматривался профессиональный интерес к ОБЖ у старшеклассников (10-11 классы) в рамках профильного обучения в универсальном и оборонно-спортивном профилях (на базе СОШ № 364 г. Санкт-Петербурга), связанный с выбором будущей профессии в области безопасности жизнедеятельности;
2. В рамках предпрофильной подготовки с учащимися 8-х классов через реализацию элективного курса «Основы экологической безопасности и рационального природопользования» (20 ч), с целью выбора будущей профессии в области экологической безопасности, нами также проводилась диагностика профессиональных предпочтений учащихся.
Как показал констатирующий этап эксперимента, в целом заинтересованность учащихся 10-11 классов в предмете ОБЖ – 64,5 % от общего числа опрошенных (всего было опрошено 56 человек). Но будущую профессию с областью БЖ, связали напрямую 21% учащихся (военные и специалисты по безопасности жизнедеятельности – пожарные, специалисты ГАИ, спасатели МЧС), ещё 23% выбрали свою специальность, косвенно касающуюся обеспечения безопасности (юристы, управление персоналом, охрана труда, безопасность производства и т.п.). Общий процент результативности профильного обучения в направлении БЖ составил 44%, при этом специальность, напрямую связанную с безопасностью жизнедеятельности выбрали только мальчики, а косвенно связанную с безопасностью жизнедеятельностью – только девочки. Субъективные профессиональные предпочтения учащихся 10-11 классов продемонстрированы в таблице 1.
Таблица 1
Тип профессий |
Количество учащихся |
Отношение к общему числу учащихся в классе |
||
Эксперименталь-ный класс |
Контрольный класс |
Эксперименталь-ный класс |
Контрольный класс |
|
Человек-техника |
12 |
9 |
43% |
31% |
Человек-человек |
10 |
8 |
34% |
28% |
Человек-природа |
1 |
5 |
3% |
17% |
Человек-знак |
5 |
2 |
17% |
7% |
Человек-худ.образ |
1 |
5 |
3% |
17% |
Что же касается учащихся 8-х классов, то их профессиональные пристрастия по основным типам профессий распределились в соответствии с таблицей 2 (было опрошено 53 учащихся)
Таблица 2
|
Количество учащихся |
Отношение к общему числу учащихся в классе |
||
Эксперименталь-ный класс (27 человек) |
Контрольный Класс (26 человек) |
Эксперименталь-ный класс |
Контрольный класс |
|
Человек-техника |
11 |
9 |
41 % |
35 % |
Человек-человек |
4 |
6 |
15 % |
23 % |
Человек-природа |
5 |
4 |
19 % |
15 % |
Человек-знак |
4 |
5 |
15 % |
19 % |
Человек-худ.образ |
3 |
2 |
11 % |
8 % |
К сожалению, в основной школе при определении образовательного профиля класса, прежде всего, делается акцент на усиление базовых предметов, а так как школьный компонент учебного плана ограничен количеством учебных часов, учителю ОБЖ очень трудно обосновать необходимость введения дополнительных занятий именно по его предмету. Поэтому, «отстаивая» дополнительные часы, важно определиться с основными образовательными потребностями школьников и их родителей и актуальностью изучения вопросов безопасности с различных профориентационных позиций [4, 13].
В комплексном подходе к обучению и воспитанию учащихся безопасной жизнедеятельности большую роль играют межпредметные связи. Все школьные предметы формируют представления об общих понятиях, законах, теориях и проблемах жизнедеятельности человека, поэтому найти связь и обосновать необходимость введения дополнительных занятий по ОБЖ в классах с любой профессиональной направленностью не трудно. В образовании накопился достаточный опыт по предпрофильному и профильному обучению и не сложно выбрать существующую программу, нацеленную на углублённое изучение знаний и расширение умений учащихся по различным разделам безопасности жизнедеятельности, чаще всего реализация профильного обучения в области БЖ осуществляется в рамках оборонно-спортивного профиля [4, 7, 13].
Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования предоставил возможность углублённо изучать школьный предмет ОБЖ на профильном уровне в 10-11-х классах в течение 140 часов. Можно долго спорить о результативности школьного профильного образования с оборонно-спортивным направлением [11]. Не секрет, что учитель проектирующий работу в классе с углублённым изучением ОБЖ на основе учебных программ военного и спортивного образования, понимает, что контингент учащихся в таком классе будет подобран из школьников, которые не имеют высоких оценок по «важным» предметам. Конечно, трудно решиться на работу с «троешниками», а пессимистическое настроение по поводу «собрали в класс всех лодырей, которые любят только физкультуру» рисует другим учителям-предметникам не очень ясную картину результатов базовых предметов, по которым необходимо сдавать единый государственный экзамен [4, 7, 13].
Многие родители, отчаявшиеся в положительных успехах своих детей в области школьного образования, соглашаются «отдать» своего ребёнка в «класс ОБЖ» имея только один мотив: лишь бы получить аттестат, а там уж видно будет. При этом учитель разъясняет родителям, да и самим учащимся, что это неплохой вариант формирования у будущего выпускника средней школы крепкого здоровья, позитивного отношения к безопасности и приобретения таких положительных качеств личности, как смелость, решительность, умения действовать в условиях физического и психологического напряжения. К сожалению, профессия специалиста по безопасности жизнедеятельности для родителей выпускников общеобразовательной школы является непонятной: им видны опасные условия работы и не видна коммерческая выгода, престижность и перспектива профессионального роста. Именно поэтому роль родителей в выборе профессии «Безопасность жизнедеятельности» очень мала [7, 13].
Подводя итог, еще раз приходиться констатировать, что, к сожалению, школьный предмет ОБЖ не является престижным как для самих старшеклассников, так и для их родителей - это просто жизненно важный и необходимый предмет, уважаемый, но не вызывающий интереса в будущей профессии. Стоит оценивать, прежде всего, уровень знаний по ОБЖ в старшей школе, показывающую подготовку обучающихся к дальнейшему освоению программ в области безопасности жизнедеятельности в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования и подвести итоги углублённого изучения элементов программ по ГО и ЧС, определяющие у выпускника общеобразовательной школы уровень сформированности качеств личности безопасного типа и навыков поведения в чрезвычайных ситуациях [4, 7].
Практика реализации оборонно-спортивного профиля в общеобразовательных школах показывает, что не все выпускники идут учиться по профилю, но есть уверенность, что молодые люди найдут возможность успешной самореализации в любой профессии, так как у них сформировались качества личности безопасного типа, способной к социальному взаимодействию с обществом именно через культуру безопасности, т.к. сами выпускники, которые не увидели себя специалистами в области обеспечения безопасности, не сожалеют, что углублённо изучали ОБЖ, и считают, что полученные навыки необходимы им если не в профессии, то в жизни [7, 13].
Для мотивации старшеклассников на выбор профессий в области безопасности жизнедеятельности следует проводить разнообразные профориентационные мероприятия, которые показывают необходимость в современной действительности владеть знаниями, умениями и навыками в области БЖ с целью повышения общей культуры безопасности подрастающего поколения.
На формирующем этапе эксперимента нами проводился ряд профориентационных мероприятий для учащихся 8-х и 10-11-х классов, где мы отмечали, что содержание образовательной области безопасности жизнедеятельности обладает высоким профессиональным потенциалом и в сложившихся социально-экономических и экологических условиях чрезвычайно актуальными и востребованными становятся профессии, базирующиеся на знаниях основ безопасности жизнедеятельности, которые отражены в таблице 3 «Профессии в области БЖ по основным типам профессий».
Таблица 3
Тип профессий |
Примеры профессий |
Человек-техника |
специалист в области экономической безопасности, менеджмент безопасности (специализация, разработанная совместно с факультетом экономики университета), инженер по информационной безопасности (специализация «Информационная безопасность»), специалист в охранной деятельности в сфере предпринимательства, инженер по охране труда на различных предприятиях, инженер по защите окружающей среды (специализация «Экологическая безопасность») в промышленности, лаборант-эколог и аппаратчик со знанием основ экологической безопасности в промышленности и др.; |
Человек-человек |
педагог-организатор ОБЖ (специализация «Экологическая безопасность и охрана труда» «Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного происхождения»), социальный педагог, педагог-валеолог (превентология и реабилитология) в общеобразовательных учреждениях; тренер по самообороне и боевым искусствам (специализация, разработанная совместно с факультетом физической культуры РГПУ им. А.И. Герцена); инструктор по туризму и краеведению (специализация, разработанная совместно с факультетом географии РГПУ им. А.И. Герцена); специалист-геронтолог, социальный психолог, социальный воспитатель, гувернер (данные специальности также дань времени и на факультете БЖ были разработаны совместно с международным учебным центром Эспо-Ванта г. Хельсинки); спасатель МЧС, специалист по ГО и др. |
Человек-природа |
специалист в области экологической безопасности и рационального природопользования в различных природоохранных организациях. |
При формирующем этапе эксперимента в 8-х классах в рамках предпрофильной подготовки по экологической безопасности и с целью готовности учащихся к выбору будущей профессии, связанной с экологической безопасностью, нами был реализован в учебно-воспитательном процессе в экспериментальном классе элективный курс «Основы экологической безопасности и рационального природопользования» (20 ч), который был уже успешно опробован в рамках магистерского исследования Буянтуевой Д.Б. в ряде школ Агинского округа [1].
Введение данного курса в предпрофильном обучении считаем актуальным не только с целью повышения общего уровня экологической культуры, но и для дальнейшего определения будущей профессии учащимися в естественнонаучном ключе в области экологической безопасности. Т.к. в современном сложном, полном противоречий мире, экологические проблемы приобрели глобальные масштабы и любая деятельность человека, и главным образом хозяйственная, влияет на состояние окружающей среды. Особенно остро стоят проблемы чистой воды, атмосферного воздуха, загрязнения почвы, состояния здоровья человека в г. Санкт-Петербурге(СПб) и Ленинградской области (ЛО). Необходимо принимать меры по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения; сохранению разнообразия живых организмов; сбережению генофонда планеты
Целью предлагаемого элективного курса является: Подготовка экологически грамотного молодого поколения, способного видеть последствия воздействия промышленного производства на окружающую среду и умеющего соотносить хозяйственную деятельность с законами природы. [3, 5, 9, 12].
Весь учебный материал иллюстрируется нами учащимся на примере их родного края, т.к. краеведческий принцип особенно важен в вопросах освещения экологических проблем разного уровня - локальные проблемы в большей мере затрагивают эмоциональную сферу учащихся, в то время как региональные и глобальные их разум. Осознание причин и следствий местных экологических и экономических проблем требует понимания их взаимосвязи с региональными, глобальными проблемами [1, 2, 8, 10]
В результате освоения элективного курса учащимися экспериментального 8-го класса в итоге были выбраны, достаточно осознано профессиональные ориентиры на выбор будущей профессии в области экологической безопасности, что отражено в таблице 4.
Таблица 4
Тип профессий в области ЭБ |
Констатирующий этап эксперимента |
Формирующий этап эксперимента |
||
Контрольный Класс (26 ч) |
Эксперимен-тальный класс (27 ч) |
Контрольный класс |
Эксперимен-тальный класс |
|
Человек-техника |
19 % |
22 % |
19 % |
44 % |
Человек-природа |
15 % |
11 % |
15 % |
33 % |
Мы старались акцентировать, проводя профориентационные мероприятия со школьниками 8-х и 10-11 классов, внимание на то, что именно образовательная область безопасность жизнедеятельность призвана стать инструментом нравственного развития школьников и студентов как личностей, средством воспитания, противодействия деградации и сохранения природных и социокультурных ценностей нации.
Литература:
- Буянтуева Д.Б., Силакова О.В. Эколого-краеведческий подход в обучении основам экологической безопасности учащихся старших классов общеобразовательной школы. В сборнике: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. 2010. С. 62-65.
- Зверев И.Д. Цели природоохранительного просвещения в школе // Краеведческая работа в школе. - М.: Просвещение, 1974. - № 4 . - С. 69-87.
- Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования. – М.: Издательский центр «Академия», 2003 г.
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (Концепция одобрена на заседаниях Федерального координационного совета по общему образованию 24.04.2002 г. и 28.06.2002 г. Доработана по отзывам, поступившим из субъектов Российской Федерации (май-июнь 2002-го), и результатам 2-го Всероссийского совещания по профильному обучению (28.06.2002 г.)
- Пономарева И.Н., Соломин В.П. Экологическое образование в российской школе: История. Теория. Методика: Учебное пособие / Под ред. В.П. Соломина. - Спб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005 г.
- Савченко, М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. / М.Ю. Савченко. - М.: Вако, 2005.
- Силакова О.В. Востребованность специалистов в области безопасности жизнедеятельности на рынке труда. // Развитие системы уровневой подготовки специалистов безопасности жизнедеятельности (опыт внедрения): Материалы Х11 Всероссийской научно-практической конференции, г. Санкт-Петербург, 25-26 ноября 2007 года. / Под ред. В.П. Соломина, - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008 г. – 191 с.
- Силакова О.В. Методика развития эколого-экономический знаний при обучении общей биологии. / диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Санкт-Петербург, 2006
- Силакова О.В. Экологическая безопасность как компонент экологической культуры школьников. / В сборнике: Методология и теория биологического и экологического образования в вузе и школе. - сборник материалов IX Всероссийского методологического семинара. Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, Факультет биологии, Кафедра методики обучения биологии и экологии; науч. ред.: В. П. Соломин, Н. Д. Андреева. 2009. С. 144-148.
- Станкевич П.В. Формирование и развитие экологических и краеведческих знаний во взаимосвязи в курсе биологии 7-8 кл. Автореферат дисс. к.п.н. СПб, 1994. – 16 с.
- Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования. / М., 2003.
- Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность. Москва, 2002.
- Шавейко И. Образовательные потребности школьников и актуальность с позиций выбора профессии. / Журнал "Основы безопасности жизнедеятельности" № 3 2010 г.