Тема: Путешествие к Северному и Южному полюсу.
(Интеграция двигательной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности в физкультурно-оздоровительной образовательной ситуации)
Цель – формировать и закреплять навыки правильной осанки посредством физических упражнений и интеллектуального развития.
Задачи:
· оздоровительные – способствовать профилактике нарушения осанки и плоскостопия, укреплению опорно-двигательного аппарата;
· обучающие – совершенствовать технику выполнения упражнений, ходьбы с преодолением препятствий, лазания по гимнастической скамейке;
· познавательные – расширять представления о географическом расположении Северного и Южного полюса, о растительном и животном мире, климате; развивать у детей интерес к познанию окружающего мира, познакомить детей с особенностями природных условий Арктики и Антарктиды; учить устанавливать причинно-следственные связи между средой обитания и жизнью животных; развивать мышление, память, способность к умозаключениям;
· воспитательные – воспитывать бережное отношение к животным и птицам, чувство коллективизма, сопереживания, любознательность, желание познавать окружающий мир.
Оборудование:
Дорожка здоровья: ребристая доска, массажные коврики, гимнастическая скамейка; обруч – «озеро» для рыбок, рыбки из салфеток, кочки, «шуршики».
Материал:
Подготовленные картинки по темам: животный мир Арктики и Антарктиды, глобус, музыкальные записи северного ветра, метели, звуки, сопровождающие северное сияние, песни «Пингвины», «Где-то на белом свете».
Сценарий образовательной ситуации.
Инструктор
- Отгадайте-ка ребятки, вот про что моя загадка.
Ни начала, ни конца, ни затылка, ни лица.
Знают все и млад, и стар, что она – большущий шар. (земля)
Игровая ситуация:
– Ребята, вы уже знаете, что глобус – уменьшенная модель Земли. А я вам расскажу то, что его «макушка» выкрашена белым неспроста. Обратите внимание – снизу глобус тоже белый. Так обозначены на глобусе (и на карте) две противоположные полярные области Земли - самая северная и самая южная – Арктика и Антарктида.
Арктику омывает Северный Ледовитый океан, и он почти весь скован толстым, крепким льдом. Здесь на Крайнем Севере, в Арктике, лед никогда не тает. Почему? (ответы детей)
Потому, что коротким полярным летом солнце не поднимается высоко, его нежаркие лучи отражаются ото льда и снега. Растопить лед такое солнце не может. Зимой здесь круглые сутки темно – ночь. Полярная ночь.
Летом и зимой Арктика бела от снега и льда. Вот поэтому макушку глобуса и покрасили в белый цвет.
Если перевернуть глобус вместе с подставкой «вверх ногами», то мы увидим вторую белую «макушку». Огромная белая страна. Только здесь не океан, а земля, закованная в ледяной «панцирь» – огромный материк Антарктида.
Холоднее места не найдешь во всем мире. Студеный ветер наносит все новые горы снега. Под собственной тяжестью снежные сугробы утрамбовываются и превращаются в лед. И так из века в век (фото 1).
(фото 1 «Ты на глобус посмотри, полюса там поищи!»)
– Ребята, сегодня я вас приглашаю в путешествие по Арктике и Антарктиде. Только слабеньким, друзья, в наш поход идти нельзя!
Массаж биологически активных зон «Неболейка»
(для профилактики простудных заболеваний)
Чтобы горло не болело, - гладить ладонями шею сверху вниз
Мы его погладим смело.
Чтоб не кашлять, не чихать, - указательными пальцами растирать
Надо носик растирать. крылья носа
Лоб мы тоже разотрем, - приложить ко лбу ладони «козырьком»
Ладошку держим козырьком. и растирать его движ. в сторонывместе
«Вилку» пальчиками сделай, - указательными и средними пальцами
Массируй уши ты умело. растирать точки перед и за ушами
Знаем, знаем – да – да – да! – - потирают ладони друг о друга
Нам простуда не страшна! (М.Ю. Картушина [3, с.136])
Инструктор
В Антарктиде айсберги и льды.
Среди льдов пингвины и киты
Да еще китихи и китята
В общем, где пингвины и киты, -
Маленькой сосулькой стал бы ты!
А чтобы нам не превратиться с сосульку потренируем наши ножки.
Малоподвижная игра «Карусель».
(может быть гимнастикой для стоп)
Завертелись карусели и помчались с ветерком.
Поначалу еле – еле, а потом бегом, бегом.
Повертелись, покружились, а потом остановились.
Дети, стоя на месте, выполняют перекат с пятки на носок.
Зрительная гимнастика «Маячок»
Дети, вытянув вперед руки, сжимают и разжимают кулаки с одновременным зажмуриванием глаз.
Инструктор
Вот теперь пора идти
Ждут преграды на пути
Не цветет там мак и клевер
Царство снега – это …(север)
Антарктида – это самое холодное место на Земле: летом – 50ºС., зимой – 90ºС.
Ходьба обычная.
Ходьба на носках, руки вверх, щелкая пальцами – по сугробам
Ходьба на пятках, руки в стороны, сжимая кисти рук.
Ходьба на носках приставным шагом, руки вперед, поочередно соединяя все пальцы с большим пальцем.
По льду неуклюжа, ходят пингвины – ходьба на пятках.
Лед кругом, а эти птицы
Не боятся простудиться…(Пингвины)
Пингвины живут только на южном полюсе в Антарктиде.
В океане темно-синем, - ходьба на внешней стороне стопы.
Лапой, выудив моржа
На полярной скользкой льдине
Я дрейфую не дрожа. (Белый медведь)
Белые медведи живут на северном полюсе в Арктике.
Зверь морской клыкастый, - «черепашки», на низких четвереньках.
Вместо ног – ласты. (Морж)
Бег с захлестом голени.
В течение всего года над Антарктидой и Арктикой дуют мощные полярные ветры.
Бег змейкой на носках или скамейка между ногами – через снежную гору. (фото 2)
(фото 2 «Через снежную гору)
Часто ветер поднимает снежную пыль и закручивает ее в вихрях – так назревают снежные бураны.
Ходьба на носках, одна рука вверх другая низ; волнообразные движения вверх – вниз.
Весной и осенью в полярных областях можно понаблюдать одно из красивейших явление природы – полярное сияние.
Ходьба на внешней стороне стопы, руки вверх, опустить руки через стороны вниз.
На ночном небе, загораются сверкающие дуги, переливаясь разными цветами.
Ходьба на носках, руки в стороны; сжимать разжимать кисти рук.
Этот фейерверк устраивает Солнце.
Ходьба перекатом с пятки на носок, руки вверх, ладони соединить.
Весной можно увидеть голубовато-зеленого цвета острова – бродяги – это Айсберги.
Дети ложатся на коврики.
Зимой в Арктике не бывает ни утра, ни дня, ни вечера: круглые сутки - ночь. И тянется она полгода. В центре Арктики весь покрытый льдом находится Северный Ледовитый океан.
Упражнение № 1«волны океана»
И.п.: лежа на спине, одна рука вверх, другая вниз
- поочередное поднимание и опускание рук.
А вот по океану проплывает айсберг.
Упражнение № 2«айсберг»
И.п.: то же.
- плавно поднять нижнюю часть туловища и ноги вверх, руками тянуться к носкам.
Но, несмотря на холод и полярную ночь живут в Арктике различные птицы и животные.
Может плавать целый день
В ледяной воде тюлень!
На холодном льду лежит,
И не мерзнет, не дрожит!
Питается тюлень рыбой. Хорошо плавает, ныряет. Вместо ног – ласты.
Упражнение № 3«тюлени»
И.п.: лежа на спине, руки внизу.
- приподняться и посмотреть на «ласты».
Любят и нырять. Могут находиться под водой до 18 минут.
Упражнение № 4 «ныряльщики» (фото 3)
И.п.: то же руки вниз.
- сгруппироваться, удержаться несколько секунд.
Они замечательно плавают.
(фото 3 Упражнение «Ныряльщики»)
Упражнение № 5 «купание»
И.п.: лежа на животе, руки вдоль туловища одна внизу, другая вверху
- поочередное поднимание и опускание рук.
Их узкие крылья в воде действуют как ласты, а ноги как руль.
Упражнение № 6 « рулевые»
И.п.: то же, руки вдоль туловища, кисти в стороны.
- приподняться, удерживаясь на весу выполнять движения стопами - одной вверх, другой вниз.
Любят кататься на горке на брюшке.
Упражнение № 7 «катание с горки»
И.п.: стоя на коленях и ладонях.
Иногда они падают брюхом на лед и быстро скользят, помогая себе лапками и ластами – крыльями.
Многие арктические птицы откладывают яйца высоко на скалах, чтобы хищные звери не могли до них добраться.
Упражнение №8 «высокие гнезда»
И.п.: на высоких четвереньках.
- походить вокруг себя.
Прыгай в прорубь, не дрожи
Закаляйся, как… (моржи)
При помощи двух длинных клыка они выбираются на лед для отдыха. По льду и земле передвигаются, работая задними ластами. Могут находиться под водой почти 10 минут.
Упражнение №9 «моржи»
И.п.: сидя на ягодицах
- передвигаться вперед-назад.
Остаются в Арктике на всю зиму белые совы. Они гнездятся на земле, обычно на небольшом возвышении, чтобы было удобно наблюдать за окрестностями. Она не сразу откладывает все яйца, потому и птицы в одном гнезде могут быть разного размера.
Упражнение № 10 «белые совы»
И.п.: сидя на пятках, в позе эмбриона, руки вперед
- встать на колени, руки на поясе, отклоняться назад.
Живут в Антарктиде и морские млекопитающие.
Может плавать целый день
В ледяной воде тюлень!
На холодном льду лежит,
И не мерзнет, не дрожит!
Тюлени весной выбираются на лед, чтобы обзавестись потомством. На суше – неуклюжие, зато в воде – замечательные пловцы, ныряют и могут находиться под водой один час, не дыша. Питаются они рыбой, кальмарами.
Упражнение № 11 «тюлени»
И.п.: стоя на коленях.
- сесть на пятки, вытянуть руки вперед, переместить центр тяжести на предплечья, подтянуть ноги.
Морские слоны – самые крупные из тюленей. Они называются так потому, что у самцов над носом есть морщинистый кожаный мешок, который они могут раздувать в своеобразный хобот. Его длина – 6 метров, вес – 3,5 тоны. У каждого морского слона несколько подруг.
Упражнение № 12 «морские слоны»
И.п.: сидя на корточках, на полной стопе.
- приподняться на носки, покружиться вокруг себя.
Самое крупное животное на Земле - это кит. Он хоть и живет в воде, но вовсе не рыба, а зверь – млекопитающее. Его длина – 33 метра, вес 150 тон – тяжелее, чем пять слонов. Сердце его весит более 500 килограмм. Однако питается планктоном. У китов вместо зубов во рту – сито – китовый ус.
Упражнение №13«синий кит»
И.п.: стоя.
- вдох через нос, сомкнуть зубы – выдох – ш – ш – ш.
Дышат киты, как все звери воздухом. Когда кит выныривает из воды, чтобы сделать вдох – выдох, они выпускают фонтан высотой – 12 метров.
Дыхательное упражнение «Кит».
Носиком сейчас вдохни
И дыханье задержи
Выдыхаем воздух ртом,
«Пых» мы говорим потом.
Дети – киты легко бегают на носочках по всему залу, на команду «Кит!» приседают и после максимального вдоха делают максимальный выдох и задерживают дыхание как можно дольше.
Самым крупным хищником на земле и жителем Арктики является – белый медведь.
Белые медведи немного косолапы,
Белые медведи немного толстопяты.
Вот они шагают дружно,
Для порядка это нужно.
Его рост – 2,5 метра, а вес – 450 килограмм – это столько, сколько весят 10 человек. Он не живет на одном месте. В поисках пищи они кочуют по глубокому снегу и по дрейфующим льдам.
Ходьба по дорожке здоровья
- Ходьба по кочкам – «льдинки».
Белые медведи хорошо плавают.
- Лазание по гимнастической скамейке на животе - «плавание».
Отлично ныряют.
- Ходьба с приседанием.
Ловко лазают по скалам.
- Лазание на четвереньках по гимнастической скамейке.
Медведи любят, ловит рыбку.
- Прыжки на двух ногах через скамейку, то с одной, то с другой стороны.
Любят ягоды.
- Подлезание под дугу «кусты».
У белых медведей появляются детеныши в берлоге, покрытой в толще снега. Она защищает медвежат от ветра и холода.
Подвижная игра «Белые медведи».
Выбирается водящие – «белые медведи», которые собираются в условленном месте на «льдине». Дети находятся на противоположном конце зала за чертой (в домике).
По сигналу дети выходят из «домика» и идут к льдине со словами:
Где здесь белые медведи?
Их не видно на снегу,
Испугаться я могу.
В дом скорее побегу!
После этих слов медведи выбегают и ловят ребят. Дети должны быстро добраться до «домика», а те, кого поймают, сами становятся медведями.
Малоподвижная игра «Медведи ловят рыбку».
Дети изображают медведей. В большом обруче лежат рыбки (из салфеток) – это «прорубь». У каждого игрока своя «берлога». Звучит песня «Где-то на белом свете», дети начинают собирать ногами рыбок и переносить к себе в «берлогу».
Вразвалочку ходит, как моряк.
Белый галстук, черный фрак.
В Антарктиде среди льдин
Проводит дни свои … (пингвин).
Ритмическая гимнастика «Пингвины»
Любимой пищей пингвинов является сардины, анчоусы и качки – криль.
В зоопарке карантин
Заболел малыш пингвин.
Может рыбы он объелся?
Нет, на солнце перегрелся. (И. Финк)
Игра для профилактики плоскостопия «Удержи рачка»
Дети стоят в кругу. Посреди зала лежит обруч – это «прорубь», в нем лежат «рачки - шуршики» По сигналу, они должны захватить «шуршик» пальцами ног и как можно дольше удержать.
Речевая игра «Скажи, одним словом»
Дети стоят в кругу, или на гимнастической скамейке. Ведущий бросает мяч ребенку, а те в свою очередь бросает обратно, называя правильный ответ.
Мы по кругу идем и с собою берем…сладкое, жидкое, твердое, мягкое, кислое.
Растут березы – березовая роща.
Растут сосны – сосновый бор.
Растут ели – ельник.
Растут дубы – дубрава.
Упражнение для развития мелкой моторики рук «Лезгинка»
Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6 – 8 смен позиций.
Итог занятия:
Скажу я слово – далеко,
А ты ответишь – близко.
Скажу я слово – высоко,
А ты ответишь – низко.
Скажу тебе я слово – трус
Ты отвечай – храбрец.
Теперь – начало – я скажу,
Ты отвечай – конец.
Таким образом, играя, дети закрепили полученные знания о животном и растительном мире, климате Северного и Южного полюсов. Игровая оздоровительно-образовательная деятельность способствует интеллектуальному развитию, и оздоровлению детей.
Литература:
1. Егоров Б.Б, Кудрявцев В.Г. Развивающая педагогика оздоровления. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000. – 296 с.
2. Ефименко Н.Н. Программа «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста». – М.: Дрофа, 2014. – 144 с.
3. Картушина М.Ю. Быть здоровым хорошо М.: ТЦ Сфера, 2004. – 384 с.
4. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью М.: ТЦ Сфера, 2002. – 128 с.
5. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 3-5 лет. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003 -104 с.