Жизнедеятельность человека к началу XXI века породила ряд глобальных проблем, связанных с бурным техническим развитием и несовершенством социального устройства общества. Неумение обеспечить безопасность в стремительно меняющихся природных и социальных условиях стало угрозой дальнейшему существованию человечества. Вследствие этого возникла необходимость в обучении населения и особенно подрастающего поколения безопасному поведению в опасных и чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера [10].
Для организации целенаправленного обучения в области безопасности жизнедеятельности в государственные общеобразовательные учреждения России Постановлением Совета Министров РСФСР от 14 мая 1991 г. №253 был введен курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).
В настоящее время ведущей формой обучения ОБЖ является урочная форма, однако содержание предмета предусматривает выход за пределы урочной формы и организацию интересных в познавательном плане и важных для практического применения внеклассных мероприятий. К сожалению, на практике внеклассная работа в сфере ОБЖ развита слабо. В российских школах детей в рамках дополнительного образования учат рисовать, танцевать, петь, вышивать, но мало внимания уделяют обучению их технике безопасности. По нашему мнению, формирование умений и навыков безопасного поведения в большей степени происходит в тесном взаимодействии урочной и внеклассной работы по ОБЖ со школьниками [2, 4, 6, 7, 10].
В рамках магистерского исследования «Развитие умений безопасного поведения школьников 8-х классов на уроках и внеурочной деятельности по ОБЖ» с целью изучения практического состояния вопроса взаимосвязи урочной и внеклассной работы по ОБЖ в общеобразовательной школе (на базе СОШ № 287 г. Санкт-Петербурга), нами были поставлены следующие задачи констатирующего этапа эксперимента:
1. Проанализировать программу по курсу ОБЖ на предмет определения возможностей установления взаимосвязи между учебными и внеурочными формами работы.
2. Изучить школьную документацию на предмет установления наличия или отсутствия взаимосвязи между урочными и внеурочными формами работы.
3. Изучить мнение учащихся и опыт педагога-организатора ОБЖ, присутствует ли взаимосвязь между урочной и внеклассной формами работы по курсу ОБЖ в общеобразовательной школе.
Анализ программы по курсу по ОБЖ для 5 – 11-х классов показал, что изучаемые в этих классах темы отличаются большим разнообразием, предполагают наличие межпредметных связей с такими курсами как «природоведение», «химия», «биология», «география», «экология» и др. [1, 3, 5, 8, 9].
Всего на курс ОБЖ за период обучения ребенка в общеобразовательной школе отводиться 400 часов. Основные разделы программы по курсу ОБЖ: Безопасность и защита человека; Основы медицинских знаний и ЗОЖ; Основы подготовки к военной службе.
Анализ тематических планов показал, что программа предусматривает проведение уроков в разнообразных формах: традиционной, в форме урока-экскурсии; урока-семинара; урока-практикума и т.д. [1, 3, 8, 9, 10]. Таким образом, программа по курсу ОБЖ предусматривает творческий подход учителя к организации формы проведения занятий.
Анализ сетки дополнительных услуг школы № 287 показал, что в школе работают следующие кружковые объединения:
· туристский клуб;
· спортивные секции: каратэ, теннис, волейбол;
· студия живописи;
· студия бального танца;
· литературный кружок;
· культурологическая секция;
· клуб «Спасатели».
Также в школе проводятся факультативные занятия по химии, физике, биологии, математике, литературе, английскому языку, истории.
Учитель по ОБЖ практически не принимает участия в работе этих факультативных и кружковых объединений за исключением деятельности клуба «Спасатели». Занятия ведутся педагогами-предметниками. «Туристский клуб» работает под руководством учителя географии.
В клуб «Спасатели», который работает под руководством одного из учителей по ОБЖ, приглашаются учащиеся 7 – 11-х классов. Здесь дети учатся оказывать первую помощь, с ними проводятся тренинги, также совместно с Политехническим институтом (университетом), РГПУ им. А.И. Герцена и МЧС ведется профориентационная работа.
Из беседы с педагогом по ОБЖ мы выяснили, что кружковые занятия посещают 24 человека, все они учащиеся различных классов, но преимущественно 7 – 9-х классов.
Помимо этого мы установили, что доля внеклассных мероприятий по ОБЖ в сетке дополнительного образования составляет 3%, что несомненно, слишком мало, учитывая важность предмета.
Также мы выяснили, что на один класс в среднем ежегодно приходиться 2-3 внеклассных занятий по ОБЖ в год. Что также не много, хотя, безусловно, это не самая худшая ситуация.
Далее нами было проведено анкетирование учащихся школы, а также анкетирование участников клубного объединения «Спасатели» и туристического клуба.
В общем анкетировании приняли участие 50 человек (учащиеся 7 и 8-х классов).
Анализ анкет показал следующие результаты. К урокам ОБЖ в школе положительно относятся 74% учащихся; отрицательно – 8%; затруднились с ответом – 18% учащихся (см. рисунок 1).
Рис.1. Отношение учащихся к урокам ОБЖ
Нравиться учитель, который ведет этот предмет 82% учеников; не нравится – 12%; не уверены в своем отношении – 6% учеников.
На вопрос: «В какой форме проводятся уроки ОБЖ в твоем классе?2 прозвучали следующие варианты ответов: «когда как» - 64% опрошенных; в форме обычных уроков – 36% опрошенных.
Домашние задания по ОБЖ выполняет постоянно только 24% учащихся; вариант «когда как» выбрали 66% учеников, 10% учащихся считают, что итак все знают.
Занимаются в кружках и секциях 48% учащихся. Из них 22% занимаются спортом; 20% искусством; 4% - много чем.
Принимают участие во внеклассной работе 36% учащихся школы.
Среди мероприятий, которые были проведены по курсу ОБЖ, учащиеся смогли вспомнить: игру типа «Зарницы» (88% опрошенных) и подготовку творческих работ (6%).
Работу учителя по ОБЖ на «отлично» оценили 16% учащихся; на «хорошо» – 72% учащихся; на «удовлетворительно» – 2% учащихся. Среди участников опроса 52% – мальчики; 48% – девочки.
Таким образом, проведенный опрос показал, что дети в целом положительно настроены по отношению к учителю и содержанию предмета ОБЖ. Однако в настоящее время в курсе ОБЖ практически отсутствуют внеклассные формы работы; проводимые же в рамках учебной деятельности уроки чаще всего проводятся в традиционной форме.
Следовательно, в целях совершенствования преподавания курса ОБЖ необходимо разнообразить используемые формы работы и активизировать внеклассную работу с учащимися.
Анкетирование учащихся кружковых объединений, в котором приняло участие 20 человек, показало, что школьникам интересны занятия, проводимые в школе после уроков. Среди участников анкеты 80% учащихся посещают два и более кружков; остальные –по одному.
Наиболее интересными формами организации занятий, по мнению 30% опрошенных являются индивидуальные формы работы; 70% учащихся любят разнообразные формы работы. Считают, что курс ОБЖ может быть дополнен работой различных кружков и секций 70% учащихся; не знают – 30% учеников. Подобные занятия были бы интересны 50% учащихся; вариант «Не знаю» выбрали 30% учащихся; 20% предпочли вариант «нет».
Таким образом, результаты анкетирования показали, что дети, занимающиеся в школьных кружках и секциях в целом довольны системой внеклассной работы, однако они считают, что во внеклассной деятельности курс ОБЖ также мог бы занять достойное место. Следовательно, необходимо активнее использовать внеклассные работы по курсу ОБЖ и привлекать к участию в такой работе как можно большее число учащихся школы.
В ходе теоретического анализа и практического исследования мы определили, что необходимо активнее использовать внеклассные формы работы с учащимися по курсу ОБЖ. Более того, планируемые и проводимые мероприятия должны дополнять урочные, оптимизировать отношение учащихся к предмету, развивать познавательный интерес и способствовать прочности приобретаемых знаний [2, 4, 6, 7, 10].
Для реализации этой цели мы предлагаем включение внеклассных мероприятий по ОБЖ для учащихся средней и старшей школы в программу досуговых мероприятий на год [2, 6, 7, 10]. Подчеркнем еще раз: крайне важно, чтобы планируемые мероприятия соответствовали тематике и уровню знаний учащихся.
По нашему мнению, важно проводить внеклассные мероприятия, рассчитанные на участие отдельного класса, а также общешкольные, т.е. массовые мероприятия.
Примерами массовых внеклассных мероприятий являются «Неделя безопасности в школе», «Безопасное колесо» и т.д. Их проведению предшествует большая подготовительная работа. В мероприятиях могут участвовать школьники разного возраста [2, 10].
При проведении «Недели безопасности» вначале составляется план:
1) проведение конкурсов, оформление газет, обсуждение стихов, плакатов, сочинений;
2) подготовка инсценировок по правилам безопасности;
3) подготовка к «Веселым стартам»;
4) подготовка спортивного, военно-спортивного праздника.
Подготовка учащихся проводится учителем по параллелям, а общие мероприятия проводятся в конце недели.
Содержание «Недели безопасности» может быть следующим:
1) встречи с интересными людьми: пожарные, спасатели, сотрудники ГИБДД, военные, медицинские работники и др.;
2) лекции для старших классов — о вреде курения, алкоголизма, наркомании, о правах подростка и т.д.;
3) видеотека — демонстрация видеофильмов;
4) подведение итогов конкурсов;
5) «Веселые старты»;
6) игра по станциям — общие мероприятия.
Подготовка «Недели безопасности» требует от учителя значительного напряжения сил и умения увлечь большой коллектив. Такие мероприятия имеют большое образовательное, воспитательное и развивающее значение. В организации и проведении этого мероприятия принимают участие преподаватель — организатор безопасности жизнедеятельности, учителя физкультуры, классные руководители. Для подведения итогов «Недели безопасности» создается жюри, готовятся грамоты и призы.
В качестве примера приводим план проведения предметной недели по ОБЖ в школе № 287 с 26.02.15 по 0503.15 (см. таблицу).
Таблица
План проведения предметной недели по ОБЖ и физической культуре
С 26 февраля по 5 марта 2015 г.
дата |
Мероприятие |
С кем проводится |
Место проведения |
26 февраля
|
Открытие недели ОБЖ. Сообщение плана мероприятий |
5-9 классы |
Актовый зал |
викторина «Пожарная безопасность» |
5-7классы |
спортзал |
|
27 февраля
|
«Турнир знатоков военной истории» |
6-8 классы викторина |
Актовый зал |
Тематические классные часы Лекции о вреде алкоголя, никотина, наркотиков |
9-11 |
Классные кабинеты |
|
28 февраля . |
«Турнир знатоков военной истории»
|
6-8 классы Веселые старты эстафета |
спортзал |
2 марта
|
Тематические классные часы Лекции о вреде алкоголя, никотина, наркотиков |
9-11 |
Классные кабинеты |
3 марта |
Тематические классные часы Лекции о вреде алкоголя, никотина, наркотиков |
9-11 |
Классные кабинеты |
Первая помощь при переломах в походе |
7 классы |
спортзал |
|
4 марта |
Первая помощь при переломах в походе |
8 классы |
спортзал |
Школьная конференция по проблемам злоупотребления алкоголем, курением. наркотиками и т.п. |
8-11 классы |
Актовый зал |
|
5 марта |
Закрытие недели . Нагрждение. |
5-9 классы |
Актовый зал |
Важно, чтобы внеклассные мероприятия по ОБЖ стали традиционной составляющей работы школы по данному курсу и стали логическим продолжением урочной деятельности.
Организация внеклассных мероприятий по ОБЖ проводится учителем по ОБЖ, а также при участии классных руководителей и администрации школы. Необходимо подчеркнуть важность подобного рода мероприятий.
На родительских собраниях важность предмета должна подчеркиваться перед родителями, ведь от безопасности детей, сохранения их здоровья, в конечном счете, зависит наше будущее. Необходимо привлекать родителей к организации внеклассных мероприятий: походов, экскурсий, праздников и т.д.
Планирование мероприятий должно осуществляться с учетом программных требований курса ОБЖ, а также интересов и возможностей учащихся и т.д. Курс «основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) предназначен для формирования у учащегося сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них, оказывать само- и взаимопомощь [1, 3, 8, 9, 10].
Важнейшими условиями формирования взаимосвязи урочной и внеклассной работы по ОБЖ являются: системный подход, учет познавательных способностей и интересов детей, дифференцированный подход к каждому учащемуся, установление межпредметных связей, создание условий для конструктивного диалога между учителем и его учениками [2, 4-7, 10].
Литература:
1. Основы безопасности жизнедеятельности: VIII класс: поурочные планы / авт.-сост. Г.Н. Шевченко. – Волгоград, 2007.
2. Попова Р.И., Силакова О.В. Методическая подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к организации внеклассной работы с учащимися. Мир науки, культуры, образования. 2011. № 5. С. 63-66.
3. Программы «Основы безопасности жизнедеятельности» А.Т. Смирнова, Б.О.Хренникова, М.В.Маслова. «Просвещение». М. 2008г».
4. Силакова О.В., Виноградов В.С. Использование игровых технологий в обучении школьников в курсе ОБЖ 5 класса как метод формирования навыков безопасного поведения. В сборнике: Современные проблемы безопасности: направления, подходы и технологии. Сборник материалов XV Всероссийской научно-практической конференции. 2011. С. 181-183.
5. Силакова О.В. Использование межпредметного подхода в процессе изучения курса основы безопасности жизнедеятельности В сборнике: Метаметодика как перспективное направление развития предметных методик обучения. Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена; НИИ общего образования; науч. ред. : Е. П. Суворов. СПб.: Статус, 2011. С. 215-219.
6. Силакова О.В. Инновационные методы в профессиональной деятельности педагога-организатора основ безопасности жизнедеятельности. В сборнике: Непрерывное педагогическое образование в современном мире: от исследовательского поиска к продуктивным решениям. / Сборник материалов Международной научной конференции: к 20-летию НИИ НПО Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2013. С. 401-406.
7. Силакова О.В. Особенности обучения бакалавров направления «Естественнонаучное образование» профиль «Безопасность жизнедеятельности» по экологической безопасности. Молодой ученый. 2014. № 3 (62). С. 1014-1018.
8. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2013. – 240 с.
9. Тематическое планирование по ОБЖ. Разработано на основании "Программы по ОБЖ для учащихся общеобразовательных учреждений". / Кузнецов М.И., В.Н. Латчук. Издательство: Дрофа, 2006г.
10. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности. / Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050100 «Естественнонаучное образование» (профиль подготовки «Безопасность жизнедеятельности»»). / Михайлов Л.А., Киселева Э.М., Русак О.Н., Соломин В.П., Беспамятных Т.А., Попова Р.И., Ребко Э.М. / Под редакцией Л.А. Михайлова. Москва, 2009. Сер. Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности.