Ключевые слова: мотивация, иностранный язык, индивидуальность, коммуникативность, когнитивная деятельность.
Современные условия развития общества характеризуются не только глобализацией экономики, но и ее сближением с системой высшего образования, в которой динамично развиваются процессы модернизации языковой подготовки и, соответственно, существенно возрастают требования к уровню владения иностранным языком будущих выпускников высших учебных заведений. Владение одним или более иностранным языком существенно повышает степень коммуникативной активности специалистов и их конкурентоспособности при дальнейшем трудоустройстве [3, с. 150].
Основополагающей целью высшего учебного заведения является не только создание условий для самознания, самоопределения и саморазвития каждого студента, но и подготовка высококвалифицированных кадров в узкой сфере профессиональной деятельности. Среди условий для достижения поставленных целей высшей школы следует отметить и организацию активности студента, а любая активность невозможна без мотива. Мотив — это побуждение к действию, связанное с удовлетворением потребностей субъекта, а мотивация — это побуждения, активизирующие деятельность субъекта и определяющие ее направленность [4, с. 627].
Мотивация является важнейшей компонентой обучения иностранному языку в вузе. Студенты, в сравнении со школьными учениками, которые учатся ради получения хорошей оценки или каких-то личных интересов, на первое место определяют более глобальные цели, связанные с дальнейшим трудоустройством и их профессиональной деятельностью. В связи с этим в последнее время в вузах наблюдается рост мотивации к изучению иностранного языка, в частности английского, поскольку будущий выпускник прекрасно осознает важность и умение общения на иностранном языке для участия в программах академического обмена, семинарах и конференциях на иностранном языке, в деловых поездках; для ведения деловой переписки с потенциальными партнерами и для продвижения по карьерной лестнице.
Однако многие студенты не обращают должного внимание на изучение иностранного языка, не проявляют активности на практических занятиях, достаточно поверхностно, а иногда и вовсе, небрежно, относятся к выполнению домашних заданий. Здесь неоспоримым является тот факт, что именно преподаватель представляет собой главное звено в цепочке формирования устойчивой мотивации к изучению английского языка: его способность убедить студента в необходимости упорно трудиться и интенсивно работать, преподавательский профессионализм, опыт и практические знания дисциплины «Иностранный язык», «Профессиональный иностранный язык»; установление добрых, располагающих к общению на иностранном языке отношений, способны стимулировать студентов к изучению международного языка общения. Преподавателю следует занимать лидирующую, но не доминирующую позицию, выполнять роль не только организатора, но и соучастника такого учебного процесса, который строится как диалог студента с познаваемой им реальностью, с другими людьми, как обогащение их личностного опыта.
Немаловажным является и формулирование чётких установок в изучении иностранного языка: для чего выполняется тот или иной вид деятельности на занятии; объяснение трудностей процесса усвоения. Также следует убедить студента в значимости и неоспоримой ценности владения иностранным языком в дальнейшей профессиональной деятельности [1;2].
Р. Эймс и ряд других авторов (1990) обращают внимание на то, что в организации учебного процесса существуют определенные стратегии, позволяющие повысить самооценку обучающихся и поднять их интерес к иностранному языку. При предъявлении нового вида задания или материала преподавателю следует объяснить студентам его преимущества и роль в совершенствовании навыков владения иностранным языком. Нестандартная форма изложения материала, его наглядность и занимательность способны мотивировать студента к обучению. Здесь важным становиться не только поиск студентом смысла и ценности предлагаемого преподавателем задания, но и осознание студентом факта его неповторимости и индивидуальности как личности в процессе познавательной деятельности.
При подготовке к занятию преподавателю следует принимать во внимание не только реальные возможности и индивидуальные особенности студентов, но и определить те мотивационные приемы, которые позволят создать оптимальные условия интеграции каждого обучающегося в активную познавательную деятельность на иностранном языке. Если познавательный мотив занимает доминирующую позицию, то для удовлетворения познавательной потребности студентов преподавателю следует как можно чаще вносить на занятие элемент новизны и строить процесс обучения студентов английскому языку с учётом постоянного повышения уровня сложности предъявляемых заданий. Если же доминирующая позиция отводится мотиву самоопределения студента, то преподавателю необходимо создавать ситуации для его самоопределения: активно использовать на практическом занятии дискуссионные приемы, деловые и познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, в которых студенту предоставляется возможность проявить свою жизненную позицию и лучшие личностные качества [5].
При обучении иностранному языку эмоциональная привлекательность занятия играет немаловажную роль. Эмоциональная атмосфера занятия зависит, главным образом, от преподавателя: если он полон позитивной энергии, энтузиазма, творческой активности; положительно настроен по отношению к обучающимся, то, несомненно, создается благоприятная эмоциональная аура для познавательной деятельности студентов. Наоборот, безынициативный, апатичный и пассивный настрой преподавателя иностранного языка не благоприятствует когнитивной деятельности обучающихся и передается студентам, которые не проявляют заинтересованности в процессе обучения, ведут себя достаточно пассивно или вообще не идут на контакт.
Профессионализм преподавателя английского языка состоит еще и в том, чтобы безошибочно определить какой эмоциональный настрой у студентов способен мобилизовать их собственный потенциал к изучению иностранного языка: положительный, нейтральный или негативный. Безусловно, наилучшие достижения в процессе обучения студент проявит в той аудитории, где приятная, комфортная обстановка создаёт атмосферу успеха и предоставляет студенту возможность максимальной реализации собственного потенциала. Однако стоит отметить, что негативные чувства и эмоции также активизируют студента, побуждая его к действию: студент приложит больше усилий и стараний, чтобы решить поставленную преподавателем задачу, но потом будет стремиться избегать как преподавателя, заставившего пережить студента неприятные мгновения, так и его занятия.
В выше обозначенном случае компетентность преподавателя состоит еще и в том, чтобы донести до сознания студента факт того, что полученные неприятные ощущения сыграли лишь роль движущего механизма на пути к преодолению трудностей в восприятии учебного материала. Нейтральные чувства не способствуют мотивации студентов, хотя и бывают полезны для устранения непродуктивной, малоприятной ситуации и возвращения к предъявляемому ранее иноязычному материалу, но с уже более позитивным настроем студента.
Исследование мотивационных факторов обучения иностранному языку, знание способов и приемов осознания мотивов студентами, безусловно, будет способствовать повышению эффективности преподавания дисциплины «Иностранный язык» и «Профессиональный иностранный язык» в вузе.
Следует отметить, что наличие высокого мотивационного уровня не присуще всем студентам. На отсутствие мотивации могут влиять такие факторы, как экономическая обстановка в государстве, в котором они проживают: например, чем дальше и меньше населенный пункт от центра, тем слабее развиты в нем культурно-экономические, деловые, политические, социальные связи и тем сложнее учащемуся увидеть практическое применение своим знаниям. Другим демотивирующим фактором может быть и сама система образования, непопулярная в обществе и требующая, время от времени, реформирования с учетом потребностей студентов и запросов, предъявляемых к выпускнику современным обществом. В образовательные программы учебных заведений внесены актуальные темы коммуникативной направленности, имеющие практическое применение в повседневной жизни, например, «Наука и культура», «Современные компьютерные технологии», «Бизнес», «Трудоустройство» и другие, которые способны еще больше побудить студентов к изучению иностранного языка.
Следующим фактором, снижающим активность мотивации обучающегося, может быть и уровень знаний отдельно взятого студента: иногда обучающийся не готов к восприятию сложного материала из-за недостаточного уровня лексико-грамматических навыков и коммуникативных умений. На данном этапе преподавателю важно правильно организовать предъявляемый материал: использовать принцип «от простого к сложному», принцип доступности, информативности и коммуникативной направленности.
Разная степень знаний внутри группы может также быть препятствием в достижении студентами высокого мотивационного уровня. Каждый студент индивидуален в изучении иностранного языка: там, где одному студенту требуется достаточное количество времени для восприятия и воспроизведения лексико-грамматических, фонетических и других конструкций, другому не составит труда выполнить поставленную перед ним поставленную коммуникативную задачу. Нехватка знаний и способностей в погоне за более успешными одногруппниками приводит к снижению уровня мотивации. Талантливые и более успевающие студенты также могут утратить интерес к процессу обучения, но уже по причине медленной скорости восприятия материала в группе [6].
Именно поэтому преподавателю необходимо давать студентам чёткие установки и объяснять трудности процесса усвоения. Важно убедить студентов в необходимости изучения иностранного языка, в его повсеместном практическом применении в будущем. Соревновательный дух внутри группы, системность подачи материала и его контроль, учёт индивидуальных особенностей студентов, правильная организация учебного процесса, настойчивость в достижении результатов являются хорошими стимулами, повышающим уровень мотивации в обучении иностранному языку.
Знание преподавателем методических приемов и обучающих стратегий, их практическое применение; осознание студентами необходимости изучения английского языка для их успешной карьеры и профессиональной деятельности — это залог эффективности образовательного процесса и повышения качества обучения в системе высшего образования.
Литература:
1. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебное пособие. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
2. Педагогика профессионального образования под редакцией Сластёнина В. А. — М., 2006.
3. Сухорукова Н. В., Мартышева Е. М., Сенцов А. Э. Тестирование в обучении иностранным языкам // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2011. № 4. С. 149–152.
4. Тумакова Н. А., Захарченко Е. А. Мультимедийные средства как способ интенсификации образовательного процесса в вузе // Молодой ученый. 2015. № 4 (84). С. 625–629.
5. Ames, R., and Ames, C. Motivation and Effective Teaching. In B. F. Jones and L. Idol (eds.), Dimensions of Thinking and Cognitive Instruction. Hillsdale, N. J.: Erlbaum, 1990.
6. Lucas, A. F. Using Psychological Models to Understand Student Motivation. In M. D. Svinicki (ed.), The Changing Face of College Teaching. New Directions for Teaching and Learning, no. 42. — San Francisco: Jossey-Bass, 1990.