Воспитание патриота своей Родины во все времена является приоритетной задачей государства, а в настоящее время требует научного осмысления и выработки конкретной программы действий по созданию стройной системы патриотического воспитания детей и подростков в государственных учреждениях дополнительного образования. В настоящей статье предпринята попытка рассмотреть возможные подходы к пониманию сущности процесса патриотического воспитания.
Особое место в системе гражданско-патриотического воспитания занимают государственные учреждения дополнительного образования. Хотя, практика работы таких учреждений в вопросах патриотического воспитания свидетельствует, что в большинстве государственных учреждений дополнительного образования не сложилась ещё стройная система гражданско-патриотического воспитания подростков. Об этом свидетельствуют такие факты как: отсутствие необходимых программ гражданско-патриотической деятельности; программы дополнительного образования детей военно-патриотической направленности не соответствуют предъявляемым требованиям ни по форме, ни по содержанию; слабо развита учебно-материальная база; отмечается недостаточно высокий уровень подготовки педагогов дополнительного образования, способных реализовывать дополнительные общеразвивающие программы по патриотическому воспитанию подростков [2, 12].
События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, обострился национальный вопрос, утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма[3].
Патриотизм, как известно, – это не только любовь к Родине, но и уважение к своему государству, к нации, к президенту как гаранту, к армии как защитнице. В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой патриотизм определяется как преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. В «Словаре живого великорусского языка» В. Даля написано: Патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его…. Патриотизм – это ревностное, деятельное отношение к родине, стремление что-то сделать для ее блага, для ее процветания.
Патриотизм – это исторически сложившаяся и развивающаяся категория социальной педагогики, отражающая устойчивое положительное отношение людей к своему Отечеству, проявляющееся в деятельности на его благо, в реализации которого с единых позиций участвуют и государство и общество [5]
Принимая во внимание понятие «патриотизм», патриотическое воспитание - это управляемый скоординированный совместный процесс деятельности государственных и общественных организаций по формированию у детей и молодежи высокого патриотического долга, сознания, готовности к выполнению задач по обеспечению защиты Отечества и его национальных интересов.
Задачи патриотического воспитания:
· разработать и внедрить эффективные формы и методы работы, способствующие развитию патриотизма через активную практическую деятельность, осуществляемую в разных сферах жизни и отношений;
· развивать гражданское и национальное самосознание школьников, патриотическую направленность личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время;
· формировать патриотическое мировоззрение, направленное на сохранение окружающей среды и достижений предшествующих поколений, воспитание гражданина, ответственного за свою малую родину и стремящегося к созиданию на ней;
· создавать педагогические ситуации, направленные на формирование способности и готовности к защите Отечества в военно-спортивных мероприятиях и творческих конкурсах.
В настоящее время в России выделяют пять моделей [5, 6, 11] патриотического воспитания, которые встречаются как в чистом, так и в смешанном вариантах (см. таблицу):
Таблица
Модели патриотического воспитания и их основные характеристики
Модель |
Основные характеристики |
предметно-тематическая |
основанная на изучении предметов, содержание которых специально направлено на освоение основ научных знаний в сферах политологии, прав человека, обществознания, граждановедения, истории |
межпредметная |
которая включает совокупность воспитательных приемов и методов, объединенных общей ценностной направленностью воспитательной работы |
институциональная |
представляющая собой доминирование в жизни образовательного учреждения общественного самоуправления, придающего ему статус центра общественных и культурных связей; |
проектная |
связанная с разработкой и реализацией различных проектов общественно-политической, патриотической направленности |
диссеминационная |
представляющая собой внедрение готовых разработок, сценариев, творческих дел, обеспечивающих результативность воспитательной работы по проблемам развития патриотической грамотности, формированию патриотической позиции учащихся |
На современном этапе развития системы образования, деятельность учреждений дополнительного образования детей в реализации патриотического воспитания детей, приобретает особый смысл, так как именно здесь обеспечивается возможность детям быть активными участниками личностно значимой и социально активной деятельности, что, собственно, и способствует формированию патриотических качеств у детей.
Цель гражданско-патриотического воспитания - создание условий для формирования значимых морально-психологических качеств и установок школьников, готовности их к активному проявлению в различных сферах жизни общества и особенно в вооруженной защите Отечества на основе принципов гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностях [6].
Структура гражданско-патриотического воспитания подростков в государственных учреждениях дополнительного образования включает в себя:
1. комплекс воспитательных задач, связанных с формированием: потребности стать патриотом; патриотического мировоззрения и патриотических чувств; уважения к Вооруженным Силам России и их боевым традициям, интереса к изучению военного дела; морально-психологических качеств, необходимых при выполнении задач по обеспечению вооруженной защиты Отечества и его национальных интересов; знаний основ военного дела и умений применять их на практике; необходимых физических качеств подростков;
2. педагогическую деятельность субъектов воспитания, осуществляемую с учетом требований психолого-педагогической науки и обеспечивающую формирование и развитие обучаемых в соответствии с поставленными воспитательными целями;
3. управляемую деятельность подростков по самосовершенствованию, осуществляемую в соответствии с осознанным идеалом гражданина, готового к выполнению задач по обеспечению вооруженной защиты Отечества и его национальных интересов [3, 5].
Под оптимизацией содержания гражданско-патриотического воспитания подростков в государственных учреждениях дополнительного образования следует понимать целенаправленный подход к построению учебно-воспитательного процесса, при котором в единстве рассматриваются цели и принципы воспитания и обучения, особенности содержания, арсенал возможных форм и методов обучения, особенности данной группы подростков и ее реальные возможности. И уже на основе системного анализа всех этих данных сознательно, научно обоснованно выбирается наилучший для конкретных условий вариант построения процесса обучения и воспитания [3, 4, 7, 12].
К важнейшим требованиям оптимизации содержания гражданско-патриотического воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования можно отнести:
· максимальное отражение в содержании учебно-воспитательного процесса достижений современной науки и изменений в социальной практике; целенаправленность, соответствие содержания учебно-воспитательного процесса целям и задачам гражданско-патриотического воспитания подростков в государственных учреждениях дополнительного образования;
· комплексность, оптимальное сочетание всех содержательных компонентов патриотического воспитания при планировании, организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса;
· оптимальность, эффективное достижение поставленных целей и задач путем подбора оптимального сочетания содержательного компонента и наиболее подходящих ему форм и методов патриотического воспитания;
· неразрывную связь обучения и воспитания, организация патриотического воспитания подростков в процессе учебной и общественно значимой деятельности;
· дифференцированный подход к обучению и воспитанию, учет в содержательном компоненте учебно-воспитательного процесса индивидуально-психологических, возрастных особенностей подростков и специфики воспитательной деятельности в подростковом коллективе.
Методы патриотического воспитания [11]:
1) Убеждения - разъяснение, рассказ-размышление, убеждение на собственном примере, опыте и опыте других, спор, дискуссия, полемика (постановка учащегося в позицию полноправного участника процесса, активного субъекта).
2) Побуждения - увлечение радостной перспективой, делом, творческим поиском; героическим, необычным, красивым, загадочным; поощрение, похвала, награда, требование и др. (формирование высокой значимости порученных и выполненных дел для общества; гордости за принадлежность обществу, народу, государству; разработка требований, распоряжений, рекомендаций которые способствуют становлению и развитию патриотической направленности личности).
3) Приучения - творческое поручение, творческая игра, соревнование, традиции, личный пример (на основе коллективной творческой деятельности, метода проектов происходит развитие всех сторон личности, формируется отношение к жизни, складывается характер школьника, его патриотическое видение мира; воспитание через коллектив).
Реализация данных направлений связана со следующими формами деятельности [1-4, 6-10]:
· выполнение исследовательских работ по краеведению, в том числе по экологическому краеведению;
· организация поисковой работы;
· волонтерская и «тимуровская» работа;
· проведение встреч с известными людьми, героями;
· изучение и анализ исторических событий в России, истории Отечества, своего края, рода, семьи;
· организация детских творческих конкурсов и т д.
В системе дополнительного образования процесс обучения подростка полностью строится на личностно-значимых интересах самого обучаемого с максимальным учетом его индивидуальности. Именно здесь подросток имеет возможность учиться делать личностный выбор, подбирает ключ к открытию себя, приобретает опыт духовной, нравственной, социальной деятельности, осознает цели собственной жизненной перспективы.
В современных условиях программы дополнительного образования патриотической направленности являются для подростков школой гражданского становления, а для общества – возможностью и механизмом влияния на молодых граждан [3, 4, 6, 7, 11, 12].
Наиболее эффективной, в плане патриотического воспитания, формой внешкольной деятельности учащихся являются творческие объединения учащихся и клубы военно-патриотического характера, так как они охватывают все направления военно-патриотической работы и позволяют, с одной стороны, придать военно-патриотическому воспитанию наиболее массовый характер, с другой стороны - вовлечь больше учащихся в самоуправление оборонно-массовой работы [2, 6, 7, 11].
Широкое распространение получает в последнее время организация профильных военно-спортивных лагерей для подростков, в которых ребята знакомятся с армейской жизнью, с требованиями общевоинских уставов Вооружённых сил РФ, занимаются по некоторым разделам боевой и тактической подготовки, получая знания, умения и определённые навыки, необходимые для будущих солдат, и армия перестаёт казаться для них чем-то неведомым и страшным.
Деятельность обучающихся осуществляется на учебных занятиях военно-патриотических объединений, военно-спортивных слетах, экскурсиях, в рамках походов по родному краю, проведения зимних и летних профильных лагерей патриотической направленности, организации поисковых экспедиций.
В рамках выпускной квалификационной работы «Военно-патриотическое воспитание школьников в учреждениях дополнительного образования (на базе ВПК «Красная Звезда»)» нами рассматривается деятельность военно-патриотического клуба «Красная Звезда» – это Межрегиональная Молодежная Общественная Военно-Патриотическая Организация.
«Красная Звезда» – является крупнейшим организатором военно-патриотических мероприятий, исторических реконструкций и военно-спортивных слетов для молодежи г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Основные виды деятельности Клуба:
1. создание и поддержка военно-исторических клубов реконструкции частей Красной Армии периода ВОВ 1941-1945 гг.
2. Для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области проводит реконструкции сражений ВОВ, Афганистана, Чечни и современных контр-террористических операций. Военно-спортивные клубы ВПО "Красная Звезда" - это регулярные занятия два раза в неделю, полевые выходы, военные маневры со страйкбольным оружием, участие в реконструкциях сражений ВОВ, Чечни и Афганистана, а так же участие в почетных караулах, салютах и военных парадах.
3. Ежегодно в период осенних, весенних и летних каникул Клуб, совместно с комитетом по молодежной политике Ленинградской области, организует участие молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации, в тематической военно-патриотической смене. Программа смены направлена на психологическую коррекцию девиантного поведения подростков, патриотическое, спортивное и духовное воспитание, развитие подрастающего поколения и вовлечение подростков в позитивную молодежную среду. Участниками таких смен становятся несовершеннолетние, состоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних муниципальных образований Ленинградской области, отделах по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Ленинградской области, а также участники молодежных военно-патриотических клубов Ленинградской области.
Образовательная спортивно-патриотическая программа смены включает в себя: лекции-беседы по профилактике девиантного поведения подростков [9]; просмотр патриотических фильмов; военно-тактическую игру на местности; спортивные соревнования; строевую, тактическую и медико-санитарную подготовку; конкурс военной песни; встречи с ветеранами спецподразделений и многое другое [2-6, 11, 12].
Таким образом, Санкт-Петербургская молодежная общественная военно-патриотическая организация «Красная Звезда» ведет многоплановую деятельность, направленную на военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения в разных районах г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Для учащихся быть патриотом – это значит, прежде всего, быть достойным гражданином своей страны. Хорошо учиться, быть готовым к выполнению своего конституционного долга и обязанности в российских Вооружённых Силах.
Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется. Следовательно, необходима организация целенаправленной работы по формированию и тренировке навыков патриотического поведения, необходимо увлечь учащихся примерами отечественной истории, напомнить ей, какой была преданность Родине, воинскому долгу в царской России, в годы Советской власти. Определяющими символами тех эпох были самоотверженность, мужество, храбрость наших соотечественников. Стремление воспитать учащихся патриотами должно подкрепляться обучением общественно полезному делу – защите Отечества [2, 5, 6, 8, 12].
Литература:
1. Буянтуева Д.Б., Силакова О.В. Эколого-краеведческий подход в обучении основам экологической безопасности учащихся старших классов общеобразовательной школы. В сборнике: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. 2010. С. 62-65.
2. Алпацкий И.И. Культуроохранные технологии социально-культурйой деятельности в системе патриотического воспитания учащихся. Дисс. . канд. пед. наук. Тамбов, 2004. - 214 л.
3. Аманбаева Л.И. Гражданское воспитание учащейся молодёжи в новых социальных условиях. Дисс. . докт. пед. наук. Якутск, 2002. -351 л.
4. Алиева С. А. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников на современном этапе : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Махачкала, 2002 164 c.
5. Безбородов Н. Время патриотов возвращается: Беседа с зам. пред. ком. Гос. Думы РФ по обороне//Военное обозрение. 2003. - № 1. - С. 2.л
6. К вопросу о гражданском образовании и воспитании на уроках ОБЖ. Авдеева Н.В., Абрамова В.Ю. Молодой ученый. 2014. № 12 (71). С. 245-248.
7. Мельчакова И. В. Военно-патриотическое воспитание учащейся молодежи средствами культурно-досуговой работы : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2003 189 c.
8. Пономарева И.А., Костецкая Г.А. Патриотическое воспитание школьников как условие обеспечения этнической безопасности. / В сборнике: Реальность этноса. Образование и этническая безопасность. Сборник статей по материалам ХIII Международной научно-практической конференции. Под научной редакцией И.Л. Набока, 2011. С. 255-260.
9. Профилактика социальных отклонений. Учебно-методическое пособие. / В.П. Соломин и др. / Под ред. В.П. Соломина. ГПУ им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2011.
10. Станкевич П.В. Формирование и развитие экологических и краеведческих знаний во взаимосвязи в курсе биологии 7-8 кл. Автореферат дисc. к.п.н. СПб., 1994. – 16 с.
11. Теньшова О. Н. Патриотическое воспитание подростков в клубных учреждениях Дальневосточного региона: личностно-деятельностный подход: личностно-деятельностный подход: диссертация... кандидата педагогических наук : 13.00.05 Москва, 2007 211 с.
12. Чистяков С.Н. Содержание и организация военно-патриотической работы в муниципальных учреждениях дополнительного образования. Дисс. . канд. пед. наук. -М., 2002. 187 л.