Методы социальной адаптации подростков и молодежи и технологии их привлечения в «Места Свободного Общения» путем реализации программы развития социальных компетенций в студии "Вектор" | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №6 (86) март-2 2015 г.

Дата публикации: 18.03.2015

Статья просмотрена: 1156 раз

Библиографическое описание:

Редковская, М. А. Методы социальной адаптации подростков и молодежи и технологии их привлечения в «Места Свободного Общения» путем реализации программы развития социальных компетенций в студии "Вектор" / М. А. Редковская, И. Ю. Кривошеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 6.4 (86.4). — С. 105-107. — URL: https://moluch.ru/archive/86/16452/ (дата обращения: 19.12.2024).

Сегодня среди молодежи и подростков усиливаются такие негативные явления, как вызывающее поведение, немотивированная жестокость, растет подростковая преступность, заметно опережая темпы роста правонарушений в других возрастных группах. В «Отчете о работе администрации Невского района за 2014 год» приводятся следующие данные: «Число зарегистрированных в районе преступлений составило 4996 и уменьшилось в сравнении с показателем 2013 года на 6 %. Вместе с тем, удельный вес преступлений, совершенных в общественных местах, остается одним из самых высоких в городе. Выросло количество преступлений, связанных с оборотом наркотиков, на 42 проявления и составило 1644.». По данным информационного центра ГУ МВД за 10 месяцев 2014 года на территории Невского района г. Санкт- Петербурга несовершеннолетними совершено 40 преступлений, что на 10 проявлений меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В том числе -24тяжких и особо тяжких, преступлений имущественного характера-22, из них: по ст.158(кража) -12 преступлений, ст.159 (мошенничество)-1, ст.161 (грабеж)-2, ст.162(разбой)-6, ст.166(неправомерное завладение транспортом)-1, ст.228(наркотики)-7, ст.228(сбыт наркотиков)-9.

 На 01.11.2014 года на учете ОДН Невского района состояло 135 несовершеннолетних. На протяжении ряда лет одним из основных видов административного правонарушения среди подростков было распитие спиртных напитков и появление в общественных местах в пьяном виде. Результаты работы по профилактике алкоголизации несовершеннолетних напрямую связаны с значительным уменьшением числа подростков, доставленных в территориальные отделы полиции в состоянии алкогольного опьянения.

 03.09.2014 на базе ГБУ Подростковый Центр «Невский» прошла педагогическая конференция на тему: «Правоприменительная практика субъектов профилактики в работе с несовершеннолетними группы риска» с участием всех руководителей субъектов профилактики для выработки первоочередных мер по стабилизации оперативной обстановки по данному направлению. Внесены предложения о дополнении в «Комплексный план по воспитанию и дополнительному образованию воспитанников на 2014/2015 учебный год» [1].

 В связи с этим сегодня актуальной проблемой становится развитие программы социальной адаптации подростков и условий для свободного выбора каждым из них направления и интересного для них вида деятельности и возможностей для вовлечения в интересную и насыщенную сферу, где подросток мог бы проявить себя.

 Теоретической базой работы по созданию программы социальной адаптации подростков в студии «Вектор» явились лекции Е.Ю. Молодцовой, Э.М. Ребко и Т.В. Маликовой, прочитанные педагогам Подросткового Центра «Невский» по программе повышения квалификации «Профилактика наркомании среди несовершеннолетних и молодежи» в 2011 году и наш личный практический опыт в этой сфере деятельности более 10 лет

 Адресатами программы являются подростки и молодежь, в том числе, склонные или совершившие правонарушения, состоящие на учете в ОДН, а также дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, проживающие в Невском районе Санкт-Петербурга в возрасте от 12 до 21 года.

 Программа предполагает решение следующих задач:

-переориентация поведенческих стереотипов, приобщение воспитанников к нравственным ценностям, социальным нормам поведения и формирование общественно-значимых жизненных качеств личности.

-формирование адекватного отношения к труду, как к необходимому способу гармоничного развития и сосуществования в окружающем мире;

-создание ситуации успеха для ориентации воспитанников на построение позитивной модели будущего и для повышения личностной значимости каждого;

-создание условий для формирования и развития гражданственности и патриотизма;

- формирование у подростков стремления к освоению морально-этических ценностей путем приобщения к культурному наследию.

Программа использует стандартизованные методы с детальным планом занятий и дидактическим материалом; воспитывает социально-позитивное отношение к клубу, друг другу и обществу; развивает позитивное влияние подростков друг на друга через введение новых педагогических технологий: игровых, проектных и модульных.

Одним из необходимых принципов общения с детьми не имеющих определённых целей проведения досуга является удаление главного внимания дифференцированному режиму, когда всё по времени очень коротко (примерно 15 минут). Это могут быть произвольные игры, физические упражнения, упражнения на концентрацию внимания, занятия музыкой, мышечная релаксация. Педагоги и детский актив студии «Вектор» - это единая команда. Весь персонал клуба нацелен на результат. Отношения эмоционально тёплые принимающие и любящие.

 Все мероприятия по организации досуга детей и подростков можно отнести к социальной неспецифической профилактике. Этим создается альтернатива асоциальному поведению и организуется занятость подростков в свободное время.

Преобладание отрицательных эмоций в процессе социализации толкает подростка на поиск иллюзорного положительного выхода, поэтому работа студии "Вектор" предполагает развитие позитивных эмоций и обучение управлению отрицательными эмоциями и формированию черт совершенствующейся социально-успешной личности, которые позволяют успешно жить, не прибегая к употреблению ПАВ.

Весь воспитательный процесс осуществляется в форме последовательных, целостных и логически взаимосвязанных мероприятий, составляющих тематические модули. Модули скомпонованы по тематике и приурочены к календарным датам.

Каждый модуль содержит в себе достаточное количество информации и форм её подачи, что помогает варьировать содержание и форму каждого занятия в зависимости от состава, настроения и наполнения группы МСО и потребностей каждого воспитанника. Педагог выбирает именно тот блок определённого модуля, который актуален в данный момент общения с воспитанниками.

Модуль "Письмо памяти" содержит мероприятия героико-патриотического направления. Такие как

"Герои нашего времени". Это дискуссионный клуб. В результате обсуждения подготовленных материалов о современных детях-героях и былинных богатырях, участники подводятся к выводу о том, что в современной жизни есть место подвигу.

В клубе "Лидер" есть добрая традиция: провожать ребят в армию, писать им письма и устраивать встречи с теми, кто в "Увольнительной" и кто уже отслужил.

При поддержке Муниципальных Образований "Оккервиль", "Правобережный" и Депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, Игоря Владимировича Высоцкого, воспитанники клуба "Лидер" участвуют в мероприятиях:

- в военно-патриотическом слете "Готов к труду и обороне", "Старты рекрутов";

-в игре по станциям "Муниципальные баталии";

- военно-патриотической игре "Зарница";

- военизированной олимпиаде "Юный спасатель";

- в мероприятии по отработке навыков спасения "Знай, умей и применяй";

- в турнире по боулингу; в состязании "Мама, папа и я - спортивная семья";

- в ежегодной спортивной программе "Рафтинг"

Модуль "Мы - дети одной планеты" содержит мероприятия, воспитывающие толерантное отношение друг к другу и знакомят с культурой и традициями разных стран и народов. Ребята помещают свои фотографии на стенд "Карта дружбы", рассказывают, в каких странах и городах у них есть родственники и друзья, соединяют стрелками эти города и свои фотографии на фоне силуэта нашей большой страны;

Игра по станциям "Путешествие в Уч Кудук" включает в себя викторину "Узбекистан", конкурс " 19 стран - наших соседей", игра "Гербы и флаги", знакомство с "Колыбельными мира".

В результате воспитывается уважительный взгляд на культуру мирового сообщества, расширение кругозора, формирование вкуса и готовности к восприятию мирового культурного наследия. Развивается интерес к фольклорным традициям разных народов.

Модуль "Здорово живем" включает в себя мероприятия профилактического, спортивного и социально-культурного направления. Основная цель модуля - пропаганда здорового образа жизни. Оздоровительные мероприятия поощряют развитие альтернативных привычек (например, физические упражнения, рекреационная деятельность, здоровый стиль жизни, здоровый режим труда).

В сценарном комбинированном мероприятии "На далекой планете" оказывая помощь" инопланетянам", команды предлагают проекты спасения из сложной ситуации путем отказа от вредных привычек.

Турнир-викторина "Здорово живем" продолжает работу по формированию у подростков ответственного отношения к своему здоровью

Игра по станциям "No smoking" помогает осознать отрицательные последствия табакокурения. Игра включает станции: "Буримэ", пословицы и поговорки о здоровье, этап коллажей, этап "Лучший слоган ", шуточная викторина и спортивный блок;

Модуль профессионально-ориентационного направления включает мероприятия под девизом: "Семейные ценности" и " Профессии, которые мы выбираем".

Использование метода "готовых ролей" в сказке, включенной в модуль "Зимние забавы" дает возможность каждому спонтанно примерить на себя роль героя из Новогодней Сказки. Техника примерки масок (ролей) позволяет включить в игру большое количество подростков. Каждый имеет возможность примерить на себя разные социальные роли и черты характеров, что в дальнейшем облегчает и расширяет общение детей в социуме.

 В этом же модуле представлены сценарии " Зимние традиции разных стран", "Широкая Масленица", "Богатырские игры". Таким образом подросткам предлагаются варианты активного, содержательного и альтернативного асоциальному, проведения праздников.

Игровой модуль включает развивающие современные настольные игры, психологические игры и задания, головоломки, игры со словами, игры для активного отдыха. Этот блок предназначен для сплочения и разминки групп, оживления любого сценария и формирования навыков и умений, которым не обучишь только словами, например, коммуникативного опыта, на котором основывается любой процесс воспитания.

Модуль "Творческого развития" служит для знакомства с разными видами изобразительно-прикладной деятельности.

 Благодаря мобильности, ненавязчивости, определённого рода «спонтанности» и использования различных форм занятий складываются условия, при которых каждый подросток переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.

 

Литература:

1.      Н.С. Филонова, заместитель начальника ОУУП и ДН по Невскому району г. Санкт-Петербурга, начальник ОДН подполковник полиции. «Анализ состояния оперативной обстановки по линии несовершеннолетних на территории Невского района за 10 месяцев 2014 года»;

2.      Профилактика наркозависимости среди несовершеннолетних и молодежи
Соломин В.П., Макарова Л.П., Маликова Т.В., Матусевич М.С., Молодцова Е.Ю., Ребко Э.М., Станкевич П.В., Тарасов А.М. учебно-методическое пособие / Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями; Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2010.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, модуль, мероприятие, Невский район, подросток, друг, формирование.


Похожие статьи

Программа работы педагога-организатора школы «Человек в движении», направленная на социализацию учащихся 5–11 классов с низкой успеваемостью посредством участия в творческих проектах

Создание условий для становления культуры самовыражения в профессиональной деятельности у студентов-бакалавров педагогического ВУЗа в рамках курса «Педагогика самовыражения в профессии»

Формирование универсальных учебных действий учащихся в процессе реализации проекта "Кредиты в современной жизни человека"

Формирование жизненных стратегий у семиклассников через сотрудничество с семьей в рамках элективного курса «Экономика моей семьи»

Современные формы и методы обучения в рамках дополнительного экологического образования детей и молодежи (из опыта работы областной экологической школы «Зеленый остров»)

Взаимодействие воспитания и обучения в педагогической системе образования младших школьников на примере реализации целей и задач акции «Покормите птиц зимой»

Эффекты деятельности региональной инновационной площадки «Гендерное обучение как условие активизации и поддержки образовательной субъектности у взрослых и детей» в Лицее № 6 г. Благовещенска

Создание и развитие оптимальной среды для жизни и развития детей с ТМНР в условиях пребывания детей в ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь»

Разнообразные формы неформального обучения педагогов через деятельность регионального консультационного центра РИП-ИнКО «Школа — территория здоровья» (из опыта работы)

Исследование в действии: повышение коммуникативных навыков у учащихся 11 класса на уроках информатики через новые подходы в обучении с целью увеличения качества знаний

Похожие статьи

Программа работы педагога-организатора школы «Человек в движении», направленная на социализацию учащихся 5–11 классов с низкой успеваемостью посредством участия в творческих проектах

Создание условий для становления культуры самовыражения в профессиональной деятельности у студентов-бакалавров педагогического ВУЗа в рамках курса «Педагогика самовыражения в профессии»

Формирование универсальных учебных действий учащихся в процессе реализации проекта "Кредиты в современной жизни человека"

Формирование жизненных стратегий у семиклассников через сотрудничество с семьей в рамках элективного курса «Экономика моей семьи»

Современные формы и методы обучения в рамках дополнительного экологического образования детей и молодежи (из опыта работы областной экологической школы «Зеленый остров»)

Взаимодействие воспитания и обучения в педагогической системе образования младших школьников на примере реализации целей и задач акции «Покормите птиц зимой»

Эффекты деятельности региональной инновационной площадки «Гендерное обучение как условие активизации и поддержки образовательной субъектности у взрослых и детей» в Лицее № 6 г. Благовещенска

Создание и развитие оптимальной среды для жизни и развития детей с ТМНР в условиях пребывания детей в ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь»

Разнообразные формы неформального обучения педагогов через деятельность регионального консультационного центра РИП-ИнКО «Школа — территория здоровья» (из опыта работы)

Исследование в действии: повышение коммуникативных навыков у учащихся 11 класса на уроках информатики через новые подходы в обучении с целью увеличения качества знаний

Задать вопрос