В настоящее время развитие мотивационной сферы личности является предметом разносторонних исследований. При этом большое внимание уделяется вопросам развития ценностных ориентаций как важнейших элементов структуры личности, мотивирующих настоящее поведение и программирующих будущее [3].
Система ценностных ориентаций личности не является чем-то абсолютно упорядоченным и неподвижным, она противоречива и динамична, отражает как главные, существенные изменения взаимозависимости личности с миром, так и смену текущих, в известной мере случайных жизненных ситуаций. Рассматривая ценностные ориентации, выдающийся советский психолог А.Н. Леонтьев отмечал, что «…это ведущий мотив … такие жизненные мотивы способны создать внутреннюю психологическую оправданность существования, которая составляет смысл жизни» [2, С.126].
В психолого-педагогических исследованиях изучаются структура ценностных ориентаций личности в процессе обучения, их динамика и условия формирования. Исследуются роль ценностных ориентаций в механизме социальной регуляции поведения, их взаимосвязи с особенностями личности и т.д. Современными педагогическими исследованиями показано, что важная роль в процессах формирования и развития ценностных ориентаций школьников принадлежит образовательной среде [3, 10].
Особое внимание уделяется изучению вопросов о ценностных ориентациях учащихся применительно к среднему школьному возрасту (10-11 – 12-13 лет, т.е. 5-7 классы). Почему? В среднем школьном возрасте определяются особенности взаимоотношений личности с окружающими, которые влияют на ее формирование и развитие, в действиях личности формируется совокупность норм, правил и форм поведения. Важное место в процессе формирования ценностных ориентаций школьников на этом этапе обучения принадлежит курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) [4, 5].
Значимость курса ОБЖ в формировании и развитии личностно-мотивационной сферы учащихся обусловливается, прежде всего, актуальностью вопросов безопасности и ее обеспечения в повседневной жизни. Проблема безопасности жизнедеятельности в её современном виде возникла в связи с ростом мощности технологий преобразования человеком окружающей среды. Разработка и применение всё более мощных технологий преобразования стимулируются базовой потребностью человека в безопасности. Однако, как показывает практика, преобразовательная деятельность человека по борьбе с исходными опасностями от взаимодействия с окружающей средой также потенциально опасна: устранение исходных опасностей неизбежно приводит к появлению новых, вторичных опасностей, теперь уже от взаимодействия с преобразованной средой. Вследствие этого всегда существовали вопросы безопасности двух типов - безопасности от окружающей среды и безопасности от собственных действий.
К настоящему времени выявлен целый ряд глобальных угроз, возникших от жизнедеятельности человека. Глобальной катастрофой стало грозить даже применение прежде безопасных (при ограниченном применении) технологий промышленности и сельского хозяйства, постепенно преобразующих природную среду, но при этом повсеместно уничтожающих естественные экосистемы.
Создание и применение технологий, изначально предназначенных для повышения уровня безопасности и комфорта, привели как к возникновению «невидимых» (до поры до времени) угроз природных и социальных катаклизмов, так и к очевидному росту числа угрожающих аварий технических систем и опасных ситуаций в повседневной жизни современного человека. Новые опасности и угрозы жизни, здоровью людей усугубляются ростом численности населения Земли и деформацией сознания общества: утверждается господство потребительской идеологии в ущерб духовно-нравственным ценностям и моральным принципам, обеспечившим существование и развитие человечества. В общем итоге сформировался новый комплекс взаимоувязанных задач обеспечения безопасности, который стал современной комплексной проблемой безопасности жизнедеятельности.
В этой связи образование в области безопасности жизнедеятельности рассматривается как одно из приоритетных направлений развития современной школы. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) общего образования в основной и в полной (средней) школе курс ОБЖ является обязательным [11].
ФГОС определяет требования к результатам освоения основной образовательной программы общего образования – предметным, метапредметным и личностным. Из требований ФГОС основного общего образования к личностным образовательным результатам:
«…формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; … развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях» [11, С.6-7].
Таким образом, формирование у учащихся системы ценностей, среди которых одними из важнейших являются здоровье и безопасность, а значит, и соответствующих ценностных ориентаций – закрепленная во ФГОС конкретная образовательная задача. Ключевая роль в решении этой задачи принадлежит курсу ОБЖ.
Цель образования школьников в области безопасности жизнедеятельности – формирование их мировоззрения, культуры безопасности. Учащиеся должны овладеть комплексом знаний и умений, необходимым для безопасной жизни и деятельности в окружающей человека среде, с одной стороны, и для создания безопасной и комфортной среды обитания, с другой [4].
Так как человек сталкивается с опасностью на протяжении всей жизни, а круг опасностей и их характер в зависимости от возраста и вида деятельности постоянно расширяется и изменяется, то образование должно быть непрерывным и опережающим по отношению к номенклатуре опасностей, с которыми сталкивается человек. Под непрерывностью образования следует понимать то, что оно должно включаться во все ступени уровни воспитания и образования человека.
Остановимся на некоторых особенностях учащихся среднего школьного возраста. В этот период школьникам присуща неравномерность физического развития. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, поэтому преподавателю-организатору ОБЖ следует более тщательно следить за дисциплиной на уроках. Восприятие среднего школьника иногда отличается тонкостью и глубиной, а иногда, поражает своей поверхностностью. Более организованными и управляемыми процессами становятся память и внимание. Интересные уроки и задания очень увлекают учащихся 5-7 классов, поэтому следует тщательно отбирать учебный материал, использовать педагогические технологии и методы, адекватные этапу и задачам обучения. В этом возрасте школьник не опирается слепо на авторитет учителя или учебника, он стремится иметь свое мнение, склонен к спорам и возражениям, что делает целесообразным включение в структуру урока проблемных вопросов, ситуационных задач [2, 9].
Нравственные идеалы и моральные убеждения учащихся среднего школьного возраста складываются под влиянием различных факторов и поэтому очень многообразны: так, мальчики склонны выбирать своими кумирами сильных, мужественных, смелых людей. Поэтому в данном возрасте стоит особое внимание уделить мероприятиям патриотической направленности, чтобы кумирами стали положительные личности, а не пираты из книг.
Нравственно-патриотическое воспитание является одной из важнейших задачей задач школьного образования. Оно должно пронизывать все уровни образования и все школьные предметы. Курсу ОБЖ наряду с литературой и историей в нравственно-патриотическом воспитании принадлежит особая роль. Патриотизм - это любовь к родине, своему народу и готовность, при необходимости, пожертвовать своим здоровьем и даже жизнью для их блага. Но любая жертва, любой риск должны быть мотивированными. Воспитание осознанности и мотивированности риска, заботы о собственной безопасности и безопасности окружающих человека среды и людей, понимания необходимости создания безопасной техники, благоприятной окружающей среды - это повседневный патриотизм, который формируется при изучении безопасности жизнедеятельности.
Необходимо отметить, что вопросы патриотического воспитания школьников в процессе обучения ОБЖ, как и другие вопросы формирования и развития их личностно-мотивационной сферы (в первую очередь, ценностного отношения к здоровью и безопасности) являются важной и неотъемлемой составляющей профессиональной подготовки будущих бакалавров и магистров педагогического образования, обучающихся по программе «Безопасность жизнедеятельности» [1, 7].
Следует подчеркнуть, что ФГОС определяет предмет ОБЖ в разряд обязательных для изучения в школе. Попытки ликвидировать ОБЖ как самостоятельный предмет и перенести элементы его содержательной части в качестве отдельных изучаемых вопросов в другие предметы (физику, химию, биологию и т.д.) несостоятельны и вредны. В этом случае эффективность формирования культуры безопасности будет низка, у человека не сложится общего представления об опасностях окружающей среды, общих закономерностях формирования и проявления опасностей, методах защиты и организации безопасного жизненного пространства. Введение в программы отдельных школьных курсов изучения вопросов безопасности должно быть, но как содержание, направленное на достижение обозначенной цели - формирование у учащихся культуры безопасности [8]. Реализация межпредметных связей в процессе обучения содействуют достижению метапредметных и личностных образовательных результатов, в том числе и такого значимого личностного результата, как ценностные ориентации школьника.
Литература:
1. Абрамова В.Ю. Особенности курса методики обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. - №3-2. – С.162-165.
2. Киселева Э.М. Методические аспекты обучения безопасности жизнедеятельности на основе деятельностного подхода //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. - №12-2. – С.72-75.
3. Костецкая Г.А. Педагогические условия развития ценностных ориентаций учащихся в системе школьного экологического образования: Автореферат дис. … канд. пед. наук /Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства. – СПб., 1999. - 19с.
4. Костецкая Г.А. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности школьника: ценностно-ориентационный аспект проблемы /Детство и социокультурная прогностика: Материалы XVI Международной конференции «Ребенок в современном мире. Детство и социокультурная прогностика». – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2009. – С. 177-182.
5. Костецкая Г.А. Формирование ценностных ориентаций школьников на здоровый образ жизни при обучении основам безопасности жизнедеятельности //Профилактическая и клиническая медицина – 2011. - №3 (40). – С.467.
6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Академия, 2005.- 352с.
7. Попова Р.И. Аспекты методической подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности //Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2012. - №11 (126). – С.54-56.
8. Силакова О.В. Использование межпредметного подхода в процессе изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» //Метаметодика как перспективное направление развития предметных методик обучения /РГПУ им.А.И.Герцена; науч. ред. Е.П.Суворов. – СПб.: Статус, 2011. – С.215-219.
9. Спицына Т.А., Чугунова М.В. Игра как способ развития познавательного интереса у учащихся к экологической безопасности в курсе изучения ОБЖ //Молодой ученый, 2014. - №4. – С.1108-1110.
10. Vasilev S., Vasileva T. Kostetskaya G. Ecological Education as an Important Factor in Solving Ethnic, Social and Economic Problems faced by Modern Society [Электр.] /Journal of International Scientific Publications: Educational Alternatives, Volume 10, Part 4 /2012. – Published by Info Invest Ltd, Bulgaria, 2012. - http://www.scientific-publications.net/download/educational-alternatives-2012-4.pdf . – P.196-208.
11. Официальный сайт Министерства образования и науки РФ. - Образование. - Новые ФГОС. - ФГОС общего образования. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.mon.gov.ru