Информатизация общества - это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена.
Информация как тип ресурсов имеет особенности, существенно отличающие ее от других типов ресурсов, например, природных, производственных, финансовых и т.п. Важнейшими такими отличиями являются:
- неисчезновение при потреблении;
- неотчуждение при обмене или передаче;
- неограниченное по времени сохранение потребительских качеств (стоимости). [1]
В настоящее время современное общество сильно подвержено влиянию на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя тем самым глобальное информационное пространство. Неотъемлемой частью этих процессов является компьютеризация образования.
В России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Использование информационно-компьютерных технологий открывает для преподавателя новые возможности в преподавании своего предмета. И обучение безопасности жизнедеятельности не стало исключением. Не смотря на консерватизм в обучении безопасности жизнедеятельности, данный процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.
Как отмечал академик А.П. Ершов, информатизация - всеобщий неизбежный период развития цивилизации, период освоения информационной картины мира, осознания единства законов функционирования информации в природе и обществе, практического применения, сознания индустрии производства и обработки информации. [2]
Таким образом, возрастает роль информационно-социальных технологий в образовании, которые обеспечивают всеобщую компьютеризацию обучаемых и преподавателей на уровне, позволяющем решать, как минимум, три основные задачи:
- обеспечение выхода в сеть Интернет каждого участника учебного процесса, причем, желательно, в любое время и из различных мест пребывания;
- развитие единого информационного пространства образовательных индустрий и присутствие в нем в различное время и независимо друг от друга всех участников образовательного и творческого процесса;
- создание, развитие и эффективное использование управляемых информационных образовательных ресурсов, в том числе личных пользовательских баз и банков данных и знаний учащихся и педагогов с возможностью повсеместного доступа для работы с ними.
Как и давно проверенные методы, наглядные пособия по безопасности жизнедеятельности, новые формы образования тесно интегрируются в курс. Но им характерны интерактивность и сотрудничество в процессе обучения. Различные подходы к определению образовательной технологии в области образования безопасности жизнедеятельности можно суммировать как совокупность способов реализации учебных планов и учебных программ, представляющую собой систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую достижение образовательных целей.
Различие образовательных технологий специалисты обычно выводят из различия применяемых средств обучения. Информационные образовательные технологии по дисциплине безопасность жизнедеятельности возникают при использовании средств информационно-вычислительной техники. Образовательную среду, в которой осуществляются образовательные информационные технологии, определяют работающие с ней компоненты:
- техническая (вид используемых компьютерной техники и средств связи);
- программно-техническая (программные средства поддержки реализуемой технологии обучения);
- организационно-методическая (инструкции учащимся и преподавателям, организация учебного процесса).
Использование информационных технологий в процессе обучения дисциплине безопасность жизнедеятельности позволяет не только дать студентам информацию об объекте изучения, но и помогает им осознать все многообразие и сложность связей, проследить динамику этих связей при изменении внешних и внутренних факторов, а также разрушить сформировавшиеся у студентов междисциплинарные барьеры, обусловленные временной последовательностью изложения учебных предметов.
Использование средств новых информационных технологий позволяет усилить мотивацию обучения безопасности жизнедеятельности благодаря не только новизне работы с компьютером, которая сама по себе нередко способствует повышению интереса к учебе, но и возможности регулировать предъявление задач по трудности, поощряя правильные решения, не прибегая при этом к нравоучениям и порицаниям. Работая на компьютере, обучающийся получает возможность довести решение любой учебной задачи до конца, поскольку ему оказывается необходимая помощь, а если используются наиболее эффективные обучающие системы, то ему объясняется решение, он может обсудить его оптимальность и выявить наиболее рациональные решения.
Компьютерные технологии могут влиять на мотивацию обучаемого, раскрывая практическую значимость изучаемого математического материала. Например, моделирование решения задачи в различных условиях, позволяет обучаемому увидеть значимость выражений с переменными. Во многих учебных программах заложены неоднозначные пути решения поставленной задачи, тем самым предоставляя обучающим возможность проявить оригинальность, поставив интересную задачу, и попытаться построить ее модель. Все это способствует формированию положительного отношения к обучению. Однако, необходимо обращать внимание на то, чтобы занимательность не стала превалирующим фактором в использовании компьютера и не заслонила поставленные учебные цели.
Сегодня одной из характерных черт образовательной среды является возможность студентов и преподавателей обращаться к структурированным учебно-методическим материалам, обучающим мультимедийным комплексам всего университета в любое время и в любой точке пространства.
В нынешних условиях развитие системы образования в направлении информатизации учебного процесса должно являться частью государственной политики. Известно, что, чем выше уровень образования населения страны, тем выше темпы развития государства, тем большее влияние оно имеет в мировом сообществе. [3]
Наиболее быстрый способ включения нашей страны в мировую образовательную систему - создание учебным заведениям России условий для использования глобальной сети Интернет, считающейся моделью коммуникации в условиях глобального информационного общества. Министерство образования РФ видит следующие пути вхождения отечественной системы образования в мировую информационно-образовательную среду:
- совершенствование базовой подготовки учащихся школ и студентов высших и средних учебных заведений по информатике и современным информационным технологиям;
- переподготовка преподавателей в области современных информационных технологий;
- информатизация процесса обучения и воспитания;
- оснащение системы образования техническими средствами информатизации;
- создание современной национальной информационной среды и интеграция в нее учреждений образования;
- создание на базе современных информационных технологий единой системы дистанционного образования в России;
- участие России в международных программах, связанных с внедрением современных информационных технологий в образование. [4]
Стремительное развитие современных технологий способствовало не только повышению доступности информации в области безопасности жизнедеятельности, но и позволило создать благоприятные условия для получения полноценного, качественного и конкурентоспособного образования всем членам общества, независимо от их физических возможностей. Применение средств информационно-компьютерных технологий, оптимизированных для удовлетворения индивидуальных потребностей пользователей и используемых во взаимодействии с наиболее прогрессивными педагогическими технологиями, является необходимым связующим звеном, которое помогает обеспечить более высокую эффективность учебного процесса.
Обладая значительным потенциалом для компенсации имеющихся у пользователей функциональных ограничений, современные технологии способны стать мощным дидактическим и коммуникационным инструментом, который, в свою очередь, заложил бы основу для прогресса в развитии личности, обеспечив полноценное участие людей с особыми потребностями в жизни общества.
Несмотря на то, что большинство методов обеспечения доступности представляются весьма простыми в теории, реализация их на практике требует привлечения значительных материальных, временных и человеческих ресурсов. На современном уровне развития информационно-образовательные системы следует рассматривать в рамках решения задач совершенствования дидактической теории и практики применительно к резко изменяющимся социально-экономическим условиям. [5] В связи с этим огромное значение при разработке нового или модернизации имеющегося учебного материала, предназначенного для передачи обучающим в электронном виде, имеет своевременное планирование.
Таким образом, речь идет о решении проблемы качественного изменения состояния всей информационной среды системы образования, о представлении новых возможностей как для опережающего, развивающего образования каждой личности, так и для роста совокупного общественного интеллекта. Обмен знаниями, объединение усилий по дальнейшему познанию природы, по развитию науки, техники, культуры - всё это способствует эффективному повышению материального уровня, удовлетворенности общества, безопасности личности и государства. Всё это говорит о важности внедрения информационных технологий в повседневную жизнь, в том числе в образовательный процесс.
Литература:
1. Назаров С.В., Белоусова С.Н., Бессонова И.А., Гиляревский Р.С., Гудыно Л.П., Егоров В.С., Исаев Д.В., Кириченко А.А., Кирсанов А.П., Кишкович Ю.П., Кравченко Т.К., Куприянов Д.В., Меликян А.В., Пятибратов А.П. Основы информационных технологий. - Издательство: Интернет-Университет Информационных Технологий, 2012 г. С. 596
2. Балдин К.В., Уткин В.Б. Информационные системы в экономике: Учебник. - Издательство: Дашков и К, 2015 г. С. 395
3. Чепурнова Н.М., Ефимова Л.Л. Правовые основы информатики: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Прикладная информатика». - Издательство: ЮНИТИ-ДАНА, 2015 г. С. 295
4. Трайнев В.А., Теплышев В.Ю., Трайнев И.В. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании. - Издательство: Дашков и К, 2012 г. С.319
5. Лобачев С.Л. Основы разработки электронных образовательных ресурсов. - Издательство: Интернет-Университет Информационных Технологий, 2013 г. С.195