Безопасность жизнедеятельности как системная наука своей главной и завершающей целью в конкретном социуме имеет сохранение здоровья и жизни человека в пределах оптимальной ее продолжительности, обусловленной влиянием целого ряда факторов и в первую очередь – наследственности, образа жизни, экологии, уровня развития здравоохранения. Именно поэтому учебные и научные дисциплины в той или иной степени связанные с изучением закономерностей становления, сбережения, развития и формирования здоровья человека в различных вариантах энвероники представляют оценочную систему способности общества решать главную задачу – сбережение здоровья его членов. С этой точки зрения является вполне объяснимым появление нового учения о здоровье – валеологии, которое в 1996 г. получило право на существование в качестве учебной дисциплины. Приоритетом здесь выступил Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, по разработкам и представленной документации которого валеология как учебная дисциплина была включена в Государственные стандарты подготовки специалистов медицинского и педагогического профиля. Кроме того, эта дисциплина получила и общеобразовательный статус в среднем и высшем звеньях.
Однако в качестве науки – валеология до сих пор не имеет всеобщего признания в силу субъективных и объективных причин. Особое противодействие научности этой дисциплины было оказано в медицинских и научно-педагогических кругах, что объяснимо традиционно сложившимися взглядами на содержательную структуру фундаментальных, профилактических и клинических дисциплин медицинской науки. С этой точки зрения, по нашему мнению следовало бы сузить задачи валеологии, и переосмыслить наименование этой спорной дисциплины и назвать ее несколько иначе, а именно – валеономика (от латинского valeo – здравствую, valere – здравствовать, и греческого nomos – закон), а также обозначить ее как науку о слагаемых и закономерностях оценки и становления здоровья в возрастной динамике, а также его коррекции в оптимальном направлении.
Использование и применение позиций валеономики, наряду с технологиями валеометрии, позволяют создавать объективную реальную картину состояния здоровья на момент исследования (status presens), а также разрешают оценить перспективы управляемой позитивной его динамики. Рамки данной статьи не позволяют развить выше изложенное положение. Однако в основу его положено фундаментальное определение здоровья человека из устава Всемирной организации здравоохранения - «Health is a state of complete physical, mental and social well-being and not merely the absence of disease оr infirmity» (Здоровье есть состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни или телесного недостатка) [24].
На наш взгляд валеономика, не принижая физическую, социальную и психическую составляющие, должна в значительной степени сделать акцент на медицинской составляющей в особом ее представлении. Речь идет о первоначальных интимных, тонких, улавливаемых с помощью современной медицинской аппаратуры и техники, сдвигах в биохимических, генетических, гормональных и других структурах и системах человеческого организма. Современные разработки и достижения позволяют выявить такие начальные сдвиги в здоровье человека, которые позволяют достоверно утверждать о разнонаправленных тенденциях в динамике его здоровья [1, 3, 4, 6, 7, 9]. Отсюда задача – разработка оценочной системы выявленных тенденций с точки зрения закономерности их возникновения.
Представляется, что в этом качестве обозначенная дисциплина – валеономика, выглядит как надежное подспорье безопасности жизнедеятельности в качестве модели сиюминутного варианта состояния здоровья человека, обусловленного в первую очередь биологическими закономерностями и особенностями.
Поэтому весьма значимыми с точки зрения повозрастной тактики и стратегии отношения к здоровью является выбор направления здоровьеориентированной коррекции (в сущности или здоровьесберегающий или здоровьеформирующий вектор), т. е. создание условий для позитивного статуса в состоянии здоровья и, в то же время перевода организма человека на более высокий уровень функционирования за счет мобилизации его резервных возможностей. Таким образом, успех реализации этой задачи зависит от того, каким резервом регуляции обладает организм. Значит исключительно важно представить эти резервы количественно. Отсюда возникает понятие индивидуального здоровья как этапа оценки здоровья индивидуума в определенном возрасте на основе комплекса медико-гигиенических критериев.
Именно поэтому, в настоящее время реальна оценка состояния организма, которое в той или иной степени даёт человеку возможность реализовать свою генетическую программу в конкретных условиях социокультурного бытия [21].
Состояние здоровья индивидуума может быть установлено на основании субъективных ощущений конкретного человека в совокупности с данными клинического обследования с учётом пола, возраста, а также социальных, климатических, географических и метеорологических условий, в которых живёт или временно находится человек.
Известны следующие медико-гигиенические критерии здоровья индивидуума:
- наличие или отсутствие хронических заболеваний;
- функциональное состояние органов и систем;
- уровень достигнутого физического и нервно-психического развития;
- неспецифическая резистентность (сопротивляемость) организма.
Именно в рамках этих критериев и следует в первую очередь вести поиск новых акцентированных признаков в оценке здоровья.
Эксперты Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) пришли к выводу (он затем был подтверждён и отечественными специалистами), что здоровье современного человека более чем на 50% зависит от его образа жизни, т.е. от него самого (оставшаяся доля ответственности распределена между наследственностью – 20%, экологией – 20% и уровнем развития здравоохранения – 10%).
Чтобы прийти к оптимальным показателям личного здоровья каждого человека, вывести его на максимально адекватный уровень, следует добиваться не частичной, относительной, а полной и безусловной зависимости между его образом жизни и характером его конституции, причем делать это целеустремленно и осознанно, учитывая слабости, резервы и адаптационные возможности организма. Отсюда и вытекает представление о здоровом образе жизни (ЗОЖ) как о жизни в максимальном соответствии со своей конституцией.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это такой образ жизни, который способствует формированию, укреплению, сохранению здоровья и который является основой первичной профилактики болезней человека.
ЗОЖ объединяет всё, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в наиболее оптимальных для развития и здоровья человека условиях.
К основным социальным принципам ЗОЖ (как известно) относятся: образ жизни должен быть позитивно мотивированным, эстетичным, нравственным, самоограничительным, альтруистичным, целеустремлённым, общественно полезным, аскетичным.
К основным биологическим принципам ЗОЖ относятся: образ жизни должен быть экологически гармоничным, возрастным, должен быть обеспечен энергетически, должен быть упреждающим, ритмичным, волевым, креативным.
Здоровье по сути своей должно быть первейшей потребностью человека. Важнейшая роль воспитания – формирование у каждого члена общества отношения к здоровью как главной человеческой ценности [19].
Объективная необходимость использования модели здоровья ВОЗ в воспитательной работе требует соответствующей коррекции концепции воспитания индивида. Система воспитания выступает как механизм и способ воспроизводства общества. Целостный подход формирования личности школьника и студента возможен лишь при условии, если деятельность будет ориентирована на производство человека. В качестве основы может быть принята концепция, состоящая из трех взаимосвязанных частей: цели, стратегии воспитания и воспитания тактики внебиологического поведения индивида.
Цель воспитания (и самовоспитания) – производство человека, способного счастливо жить в обществе. Оно включает три подсистемы. Первая – охватывает воспроизводство собственной жизни индивида (пища, одежда, система здравоохранения и др.). Вторая – производство чужой жизни. Она включает семью, демографические процессы и т.д. Третья – социальновоспитательная подсистема. В ней происходит воспроизводство человека как субьекта общественной жизни [1, 3, 4].
Применительно к системе образования следует подчеркнуть особую роль, которую призваны играть педагогические кадры в пропагандировании и овладении здоровьеориентированными технологиями в образовательном процессе. С этой точки зрения огромное позитивное значение приобретает воспитание культуры здоровья в ходе подготовки педагогических кадров для различных ступеней образования [2, 20, 21] .
Культура здоровья как проявление развитой общечеловеческой культуры, включает осознание человеком высокой ценности своего здоровья. Она предусматривает понимание необходимости охраны здоровья и его укрепления как непременного условия успешной самореализации человека. Культура здоровья человека – это, прежде всего, экологическая культура в широком её понимании, опирающаяся на гармонию всех проявлений человеческой деятельности и её взаимоотношений с окружающим человека обществом и природой [2, 12].
В формировании культуры здоровья значительную роль играют такие направления образовательного процесса, как физическое воспитание (способствующее формированию физической культуры), экологическое образование (способствующее созиданию экологической культуры), духовно-нравственное воспитание, культурологическое образование, а также - биологическое образование, медико-гигиеническое и валеологическое образование и воспитание, формирующие основы духовной, нравственной и медицинской культуры человека [19, 23].
Культура здоровья и здоровый образ жизни являются категориями широкого мировоззренческого преобразующего воздействия на формирование развивающейся личности. Они созревают в сознании будущего учителя за годы обучения в педагогическом высшем учебном заведении, образуя базовый уровень его общечеловеческой и общепедагогической культуры, - в плане формирования здоровьеобразующей компоненты профессиональной деятельности педагога [16, 17, 18, 22].
Формирование культуры здоровья нужно начинать с дошкольного детского возраста, проводя развивающие занятия с детьми в интерактивной, игровой форме; такие же занятия должны проводиться и на всех этапах обучения детей в школе, увязывая содержание валеологической тематики с конкретно изучаемыми школьными предметами; подобные занятия включаются и в программу обучения в специальных учебных заведениях, они являются также рекомендуемыми элементами программ обучения и воспитания в высших учебных заведениях [10, 13, 15].
В деле формирования культуры здоровья с дошкольного возраста целесообразно использовать доступную методику многоуровневой системы повышения результативности здоровье ориентированного образования, который протекает во времени и состоит из определенных этапов, включающих решение исследовательских, прогностических, организационных задач. Успех работы в этом направлении как общей идеологии образовательного учреждения, так и от возможностей каждого субъекта образовательной системы в отдельности.
Следует, на наш взгляд в заключении данного сообщения привести краткую характеристику четырехэтапного процесса повышения результативности здоровье ориентированного образования в дошкольных образовательных учреждениях.
В начале, на первом этапе планирования предполагается определение целей, задач, проектирование работы в области здоровья. Он включает: анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих обеспечение качества здоровьеформирующего образования [5, 8, 14].
На втором этапе - выполнение плана - осуществляется воспитательная работа с учениками по вопросам здоровья и ЗОЖ и реализуется в: обучении детей вопросам здоровья и ЗОЖ (формы и методы: дискуссии, ролевые игры и т.д.).
На третьем этапе – измерение качества – предполагается оценка качества результатов здоровьеориентированного образования
Четвертый этап представляет анализ результатов. Это разработка рекомендаций по коррекции образовательного процесса в области здоровья на основе данных, полученных на предыдущих этапах.
Таким образом, мы имеем дело с практическим воплощением поэтапного руководства здоровье ориентированным процессом в ходе обучения и воспитания в дошкольном учреждении.
Литература:
1. Арутюнова Н.С., Варшамов Ю.Л., Соломин В.П., Сопко Г.И. и др. Основы валеологии /Учебное пособие Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 1999.
2. Бахтин Ю.К., Сопко Г.И., Пазыркина М.В. Формирование культуры здоровья – ответственная задача учреждений народного образования / Молодой ученый. - 2012. - № 4. – С. 123-127.
3. Варшамов Ю.Л., Соломин В.П., Сопко Г.И. и др. Валеология/
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, 1995.
4. Варшамов Ю.Л., Соломин В.П., Сопко Г.И.и др. Валеология/
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, 1995.
5. Закон РФ «Об образовании». Ведомости СНД и ВС РС 30.07.1992, № 30 ст. 17-97.
6. Макарова Л.П., Буйнов Л.Г., Пазыркина М.В. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема // Современные проблемы науки и образования. 2012. - № 4. - С. 242
7. Макарова Л.П., Плахов Н.Н., Сопко Г.И., Пазыркина М.В. Инновационные методы оздоровления детей в дошкольном образовательном учреждении //
8. Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях» Письмо Минобрнауки РФ от 30.08.2005 n 03-1572.
9. Пазыркина М.В., Плахов Н.Н. Здоровьеформирующие технологии как основной компонент образовательного процесса дошкольников //
В сборнике: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. 2010. С. 95-97.
10. Пазыркина М.В., Сопко Г.И. Оздоровительные технологии в образовательном процессе дошкольников (на примере ГОУ Прогимназия № 698 Пансион) / В сборнике: Ребенок в современном мире. Духовные горизонты детства материалы XVII Международной конференции. ЮНЕСКО, М-во образования и науки РФ, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Северо-Западное отделение РАО, Ком. по образованию и науке Гос. Думы РФ, Ком. по науке и высш. шк. администрации Санкт-Петербурга, Ком. по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями администрации Санкт-Петербурга, С.-Петерб. акад. детства, Петров. акад. наук и искусств, факультет философии человека РГПУ им. А. И. Герцена, Герценовское философское общество. 2010. С. 502-503.
11. Пазыркина М.В., Сопко Г.И. Формирование компетентности здоровьесбережения у студентов педагогического вуза / Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. / 2014. № 1 (36).
12. Пазыркина М.В., Сопко Г.И., Журина Т.Г. Значение валеологической культуры в формировании здоровья педагога / Молодой ученый.-2012. - № 3. – С. 380-382.
13. Плахов Н.Н., Сопко Г.И., Шатровой О.В. Здоровье как системный индикатор самоиндефикации ребенка / В сборнике: Ребенок в современном мире. Процессы модернизации и ценности культуры. Материалы XVIII Международной конференции. 2011. С. 600-604.
14. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях "РГ" - Федеральный выпуск № 5430 16 марта 2011 г.
15. Соломин В.П., Варшамов Ю.Л., Сопко Г.И. Обеспечение экологической безопасности школьников / ОБЖ: Основы безопасности жизни. 1999. № 3-4. С.111.
16. Соломин В.П., Станкевич П.В. Становление уровневого высшего педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности /В сборнике: Формирование образовательных программ в свете стандартов третьего поколения (образовательная область "Безопасность жизнедеятельности") материалы XIII-й научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. 2009. С. 5-13.
17. Соломин В.П., Станкевич П.В. Стратегия высшего педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности /В сборнике: Современные проблемы безопасности: направления, подходы и технологии. Сборник материалов XV Всероссийской научно-практической конференции. 2011. С. 4-6.
18. Соломин В.П., Станкевич П.В. Экологический компонент в содержании профессиональной подготовки бакалавра естественнонаучного образования / В сборнике: Проблемы методики обучения биологии и экологии в условиях модернизации образования материалы II Научно-практической конференции. СПб.: Изд-во ТЕССА, 2004. С. 141-143.
19. Сопко Г.И., Пазыркина М.В. Здоровьеформирующий компонент как важная часть современных интегрированных программ для образовательных учреждений / Молодой ученый. - 2012. - № 6. - С. 417-420.
20. Сопко Г.И., Пазыркина М.В. Культура здоровья – важный компонент народного образования / Здоровьесберегающее образование. 2013. № 1 (29). – С. 88-93.
21. Сопко Г.И., Пазыркина М.В. Формирование компетентности педагога в области здоровьесбережения/ Молодой ученый. - 2014.- № 4. - С. 1105-1107.
22. Сопко Г.И., Пазыркина М.В. Формирование культуры здоровья в педагогическом образовании / Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. 2014. Т. 2. - № 2.- С. 69-72.
23. Сопко Г.И., Скворцова Н.Н., Платонов Д.В.Закаливание как фактор повышения культуры здоровья / В сборнике: Здоровье детей как ценность культуры материалы Х Международной конференции. Главный редактор К.В. Султанов. 2003. С. 313-315.
24. Constitution of world Health Organization. Annex I. Adapted by the international Health Conference held in New York from 19 june to 22 july 1946 [Электронный ресурс] URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=45749(дата обращения: 20.02.2014).