В современных условиях реформирования здравоохранения и системы образования одной из важных нерешенных проблем является здоровье подрастающего поколения, от которого зависит не только сохранение коллективного и общественного здоровья, но и осуществление государственных планов по развитию страны и общества.
Здоровье детей и молодежи является важнейшей составляющей благополучия общества, при этом именно дети и подростки наиболее чувствительны к изменениям социальной и экологической обстановки, остро реагируя на неблагоприятные воздействия повышением заболеваемости. Именно в детском возрасте формируется большая часть хронической патологии взрослого населения, что определяет будущую медико-демографическую ситуацию.
В последние годы здоровье подрастающего поколения (школьников, студентов) – стало предметом особой тревоги общества, так как последствия негативных тенденций его состояния напрямую воздействуют на такие фундаментальные ценности, как трудовой, репродуктивный и интеллектуальный потенциал страны [1,5,6].
По данным Министерства здравоохранения РФ, за последние годы здоровье детей и подростков заметно ухудшилось и характеризуется ростом заболеваемости, изменением структуры и увеличением частоты хронических заболеваний. Более 50% выпускников имеют ограничения в выборе профессии по состоянию здоровья.
Внимание государства к проблемам сохранения здоровья молодежи нашло отражение в Федеральных законах и постановлениях («О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999), «Концепция охраны здоровья здоровых в РФ до 2010 года», «Концепция модернизации российского образования до 2010 года» и др.), направленных на развитие здоровьесберегающего образовательного пространства, здоровьесберегающей педагогики на всех ступенях многоуровневого образования, что обеспечит не только защиту и укрепление здоровья участников образовательного процесса, но и формирование культуры здоровья обучающихся.
Особое значение приобретает проблема здоровьесбережения в подростковом и юношеском возрасте. Именно тогда определяются свои ценности и приоритеты, свой индивидуальный стиль жизни.
Еще в работах знаменитого русского ученого И. И. Мечникова («Этюды о природе человека», 1923г.) отмечены характерные черты юности - недостаточная выраженность инстинкта самосохранения, отсутствие умения предвидеть негативные последствия тех или иных факторов, склонность к риску. Вместе с тем, желания и стремления подростков сильны и ярко выражены. Такие особенности предрасполагают к проявлениям безрассудного, опасного поведения, негативно сказывающегося на состоянии здоровья и безопасности.
Современные исследователи, подтверждая правильность суждений ученого, отмечают низкую поведенческую активность молодого поколения в сохранении и укреплении здоровья. Так, при абсолютном понимании ценности здоровья, собственные усилия к его поддержанию и сохранению прикладывает не более 10-15% респондентов [3,5].
Вот почему необходимым направлением в методике ОБЖ представляется внедрение здоровьесберегающих технологий обучения, направленных на формирование мотивации здоровья, на формирование привычек здорового образа жизни. Важно искать новые методические подходы, которые не только создают мотивацию к выбору поведения, способствующего сохранению здоровья, но и побуждают к действию.
В программе подготовки бакалавров педагогического образования вопросы методики работы учителя по сохранению здоровья детей рассматриваются в профильном курсе «Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности» [2,4].
В ходе освоения программы бакалавры выполняют следующие виды учебной работы - прослушивают лекции, активно участвуют в практических и семинарских занятиях, подготавливают и защищают рефераты и индивидуальные проекты, а также выполняют задания в соответствии с технологической картой курса.
Особое внимание уделяется учету возрастных особенностей школьников в процессе формирования готовности школьника к сохранению и укреплению индивидуального здоровья. Так же студенты анализируют учебные программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности», определяют, какие темы программы позволяют формировать знания и умения здорового образа жизни, знакомятся с методическими требованиями к организации и проведению системы уроков и внеклассных мероприятий по сохранению здоровья.
На занятиях студенты изучают теоретические аспекты, разрабатывают уроки и внеклассные занятия.
Большими возможностями обладает предметное содержание курса ОБЖ. На уроках и внеурочной деятельности учитель ОБЖ может реализовать программу по формированию здорового образа жизни учащихся.
Содержание уроков формирует мотивацию и обеспечивает необходимую информацию для выработки навыков здорового безопасного поведения.
Основой формирования мотивации являются реальные ценности учащихся. Фактически здоровье само по себе не является ценностью для детей и подростков; поэтому здоровье на уроках рассматривается не как цель, а как средство достижения желаемого (общение, красота, сила, успех, карьера, высокая работоспособность и т.д.).
Например:
- Беседа о гигиене полости рта, гигиене тела должна показать, что «свежее дыхание облегчает понимание», элементарные гигиенические процедуры дают возможность человеку быть уверенным в себе, способствуют уравновешенности, облегчают общение, помогают добиться успеха и дать необходимые знания для формирования навыков.
- Беседы о рациональном питании демонстрируют влияние питания на фигуру, чистоту кожи, настроение, работоспособность [7].
Эффективность таких занятий непосредственно связана с правильным выбором форм и методов обучения. Целесообразно чаще применять активные и игровые методы. Например, ролевые и ситуационные игры – «Я заболел гриппом», «Пассивный курильщик», «Молодые родители» – в средних классах. В старших классах лучше использовать ситуационные задачи и деловые игры.
Определенная часть учебного материала на уроках ОБЖ трансформируется в формы и методы, присущие сфере искусства. Разыгрывание сценок безопасного перехода улицы; рекламы на использование лечебно-профилактической зубной пасты; телеинтервью по темам безопасного поведения во время чрезвычайных ситуаций и выживания в экстремальных условиях, оказание первой медицинской помощи - часто встречающийся на практике вариант интеграции сценического искусства. При этом не только повышается эффективность образовательного процесса, интерес к урокам, но и достигается позитивный результат для здоровья учащихся. Нейтрализация напряжения и стресса, эмоциональная разрядка, повышение коммуникативной компетентности, в том числе при разрешении конфликтов, преодоление эгоцентрической позиции через идентификацию с историческими или вымышленными героями - это лишь краткий перечень психологических эффектов, которые возникают при таких формах проведения уроков.
- Использование здоровьесберегающих технологий при решении воспитательных задач в наибольшей степени может быть успешно реализовано с использованием нетрадиционных форм работы – экскурсии, подвижные, театрализованные игры для младших школьников, деловые игры для подростков, «круглые столы», дискуссии и другие.
В формировании мотивации здорового образа жизни нам представляется важной и перспективной проектная деятельность школьников. Проектная деятельность обеспечивает школьникам наиболее высокий уровень самостоятельности, они выступают в роли разработчиков и исполнителей проекта. Эта форма работы позволяет удовлетворить одну из главных потребностей этого возраста – почувствовать себя взрослым, проявить себя в социально значимой деятельности. В результате у школьников формируются универсальные полезные навыки (умение ставить задачи и выполнять намеченное, рационально распределять свою работу, умение сотрудничать и т.д.), а также решаются специальные воспитательные задачи (например, формирование негативного отношения к наркотикам).
Знания, полученные на занятиях, студенты реализуют на практике в школе. В своей практической деятельности на основе анализа педагогического опыта учителей ОБЖ и своей педагогической работы мы пришли к выводу, что планирование работы по формированию ЗОЖ у школьников должно быть основано на современных принципах и методах. Учителя должны вести систематическую и планомерную работу. Каждый учитель должен развивать потребность и мотивированное стремление к здоровому образу жизни. Особое внимание уделяется инновационным методам и формам работы в школе.
Необходимо широко использовать такие формы работы, которые носят преимущественно интерактивный характер и основываются на самостоятельной, творческой деятельности самих учащихся.
Литература:
1. Камаев И.А., Поздеева Т.В., Дмитроченков А.В., Ананьин С.А. Здоровье и образ жизни школьников, студентов и призывной молодежи: Состояние, проблемы, пути решения: Монография. Нижний Новгород: Изд-во Нижегородской государственной медицинской академии, 2005. – 312с.
2. Киселева Э.М., Царенко В.П., Лай Е.С. Методические аспекты подготовки бакалавров к работе по формированию ЗОЖ школьников Формирование образовательных программ в свете стандартов третьего поколения (Образователь-ная область «Безопасность жизнедеятельности») Материалы научно-практической конференции, 23-23 ноября 2009г. Санкт-Петербург. Изд. РГПУ им. А.И.Герцена, 2009.С.320-324
3. Киселева Э.М. О подготовке будущих учителей ОБЖ к работе по сохранению и укреплению здоровья детей. Социальная защита детства Сборник материалов международной конференции «Ребенок в современном мире». Главный редактор К.В.Султанов.2006С 268-270.
4. Костецкая Г.А., Попова Р.И.. Подготовка студентов факультета безопасности жизнедеятельности к методической работе по формированию здорового образа жизни школьников [Текст] / Г.А. Костецкая, Р.И. Попова // Здоровьесберегающее образование. – 2013. - №1(29). – с. 105 - 108
5. Л.П. Макарова. О необходимости формирования культуры здоровья школьников [Текст] / Л.П. Макарова // Здоровьесберегающее образование. – 2013. - №1(29). – с.76 – 79.
6. Шабунова А.А. Здоровье населения в современной России: состояние и динамика – Вологда: ИСЭРТ РАН, 2010. – 408 с.
7. Филиппов В. Здоровье школьников: актуальные проблемы и пути их решения // Материалы круглого стола на тему «Современная школа и здоровье детей». – М.: ОЛМА-ПРЕС, 2002. – URL: http://www.ruscenter.ru./