В статье раскрыто содержание современной земельной политики. Главная идея статьи заключается в обосновании целесообразности и способов использования земельных участков на муниципальном уровне. Приведен опыт преобразований в Тюменской области. Показаны направления последних предложений Минсельхоза РФ в действующее земельное законодательство.
Ключевые слова: земельные ресурсы, сельскохозяйственные земли, земельное реформирование, землеустройство, земельные доли.
В настоящее время в Тюменской области все сельскохозяйственные предприятия работают в основном на частной земле, поделенной между гражданами на доли и землях, находящихся в государственной и муниципальной собственности, предоставленных на праве пользования. В целом в 2012 году в составе земель предприятий и организаций использовалось 871,2 тыс. га земель, находящихся в общей собственности, из них 17 тыс. га — невостребованные земельные доли.
Реформирование коллективных предприятий в Тюменской области также не завершено, поэтому невостребованные земельные доли числятся за коллективными предприятиями, которые юридически не ликвидированы, а фактически не осуществляют финансово-хозяйственной деятельности. По Тюменской области насчитывается 164 сельскохозяйственных предприятия, прекративших своё существование в связи с банкротством, но по которым вопрос о прекращении прав на землю не решен. За ними по государственным актам числится — 926,9 тыс. га земель.
Земли собственников земельных долей, использующих свои земли, не примкнув к какому-либо предприятию и не оформив документы на участок, предоставленный в счет земельной доли, а также земельные доли ликвидированных хозяйств, право собственности на которые сохраняется, составляют также значительный процент 473,2 тыс. га (33,5 %). Хотя эти земли числятся в использовании, они в основном не обрабатываются, за редким исключением их используют для сенокошения и выпаса скота [3,4].
В связи с тем, что подобная ситуация сложилась в сельскохозяйственном землепользовании не только в Тюменской области, но и во всей территории России, Правительством был предложен план перехода от условных земельных долей к эффективному сельскохозяйственному землепользованию. С целью концентрации земельных долей у дееспособных работников и сельскохозяйственных предприятий, а также для формирования на основе земельных долей государственных районных земельных фондов — муниципальным образованиям вменено повсеместно провести землеустройство, используя механизм выделения земельных долей в натуре [6,7].
Так, в соответствии с п. 3 ст. 19.1. ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» [2], если до 1 июля 2013 года участники долевой собственности не приняли решение об утверждении проекта межевания земельных участков или не зарегистрировали свое право собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности, органы местного самоуправления должны:
1. провести общие собрания с вынесением на повестку дня вопросов, находящихся в полномочии общих собраний
2. обеспечить подготовку проекта межевания земельных участков
3. обеспечить проведение кадастровых работ по образованию земельных участков, предусмотренных утвержденным решением общего собрания проектом межевания земельных участков.
Посредством проведения указанного землеустройства представится возможным решить две важные проблемы. Во-первых, сократить количество собственников земельных долей, а затем и полностью исключить земельные доли из оборота, в результате чего в дальнейшем можно будет оперировать земельными участками. Во-вторых, юридически разморозить земельную собственность, превратив ее из виртуальной (условные доли) в реальную (участки с границами).
Таким образом, муниципальные образования в случае отсутствия утвержденного проекта межевания земельного участка или отсутствии регистрации прав участников долевой собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности, в установленные законом сроки должно обеспечить подготовку такого проекта и постановку на кадастровый учет земельных участков, утвержденных проектом межевания. При этом муниципальные образования вынуждены будут проводить работы по постановке на учет как земельных участков, выделяемых в счет невостребованных земельных долей, так и в отношении земельных участков, которые останутся в долевой собственности. Проект межевания земельного участка по-прежнему будет утверждаться на собрании участников долевой собственности и должен содержать сведения о собственности. Таким образом, муниципальные образования должны провести кадастровые работы на всех землях, находящихся в долевой собственности [1].
Эффективность такого развития событий довольно велика в связи с тем, что собственники земельных долей в большинстве случаев не заказывают проект межевания на все хозяйство в целом, а ограничиваются индивидуальным порядком утверждения проекта межевания земель.
Отметим, что выделение земельных долей в натуре само по себе является сложной землеустроительной процедурой как технического, так и юридического характера, но и эти проблемы в настоящее постепенно находят свое решение. Как известно, в начале земельной реформы сельскохозяйственным предприятиям были выданы государственные акты на право собственности на землю в пределах границ соответствующих землепользований. Позже на эти же земли были выданы свидетельства на земельные доли. На практике сельскохозяйственные предприятия постоянно совершали операции с землей. Земля передавалась под застройку, размещение транспортных коммуникаций, промышленных предприятий и для иных несельскохозяйственных нужд. На территориях, отдаленных от административных центров, за 10 лет реформ из хозяйственного использования выбыли большие площади сельскохозяйственных угодий, в том числе пашни. В настоящее время эти земли не пригодны для использования без проведения дополнительных работ — ввиду зарастания древесно-кустарниковой растительностью. Отсюда следует, что в натуре уже нет тех земельных площадей, которые были переданы гражданам в качестве земельных долей.
Стоит отметить, что организация использования сельскохозяйственных земель технологически более сложна. Этот процесс на практике включает постоянное поддержание плодородия земель и функционирование соответствующего обустройства территории: производственные центры, дороги, мосты, мелиоративные системы, гидротехнические и противоэрозионные сооружения, колодцы, многолетние насаждения, лесополосы и т. д. Эти вопросы находят комплексное разрешение главным образом через проекты землеустройства, но этот инструмент не был в достаточной мере задействован при проведении земельной реформы.
Администрациям муниципальных образований нужно провести работы по землеустройству среди собственников земельных долей, отдельно выделить участки в счет невостребованных земельных долей с учетом существующих прав собственности и текущего землепользования. Также необходимо учитывать расположение выделяемых земельных участков относительно собственников земельных долей.
Технически преодоление этого этапа реформирования системы земельных правоотношений затруднено двумя факторами — дефицитом квалифицированных специалистов по землеустройству в отдаленных районах области, а также отсутствием у муниципальных образований в настоящее время средств и административных механизмов для реализации этой задачи.
Отсутствие средств на землеустройство становится основной помехой для поступательного экономического развития муниципальных образований, поскольку, согласно действующему законодательству, основное финансовое бремя по землеустройству муниципального образования несет само муниципальное образование. С целью сокращения дефицита бюджетных расходов муниципалитетов на проведение землеустройства, нужны дополнительные источники финансирования землеустроительных работ.
В настоящее время муниципальные образования ведут активные работы по определению, формированию и публикации списков собственников земельные долей, выявлению собственников невостребованных земельных долей. Кроме того, в рамках указанного нормативного регулирования органам местного самоуправления было предоставлено право обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли. Таким образом, в процессе землеустройства земельные площади, образованные за счет невостребованных долей, необходимо сразу же включить в районный земельный фонд.
В Тюменской области в настоящее время уточняется порядок вовлечения в оборот и использования невостребованных земельных долей, Департаментом имущественных отношений проводятся работы по инвентаризации земель общей долевой собственности и формированию земельных участков в счёт невостребованных земельных долей.
Проведение работ по инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения, выявлению невостребованных земельных долей и регистрации на них права собственности муниципальных образований даст возможность передать их в аренду сельскохозяйственным товаропроизводителям либо использовать их для государственных и муниципальных нужд, что позволит активизировать оборот земель сельскохозяйственного назначения и создаст условия для развития эффективных форм хозяйствования.
В настоящее время Министерство сельского хозяйства РФ разработало ряд законодательных актов, направленных на совершенствование земельных отношений в аграрной сфере. Основное содержание их состоит: в предложениях по внесению поправок по запрету на предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения иностранным гражданам в ФЗ № 63927–6 «О внесении поправок в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»; в определении наиболее ценных сельскохозяйственных земель, подлежащих особой охране и изъятие которых для иных целей недопустимо в проект постановления Правительства РФ «О критериях отнесения земель к особо ценным сельскохозяйственным землям»; в создании единой федеральной государственной информационной системы о землях сельхозназначения и предназначенных и используемых для сельского хозяйства в составе земель иных категорий в проект ФЗ «О внесении изменений в ст.67 Земельного кодекса Российской Федерации и в отдельные акты РФ [5].
Литература:
1. Земельный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 25.10.2001г. № 136-ФЗ (с изменениями и дополнениями)
2. Об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Федеральный закон от 24.07.2002г. № 101-ФЗ
3. О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области. Закон Тюменской области от 05.10.2001г. № 411(с изменениями и дополнениями)
4. Об обороте земель сельскохозяйственного назначения и планировании их использования. Закон Тюменской области от 03.11.2003г. № 170 (с изменениями и дополнениями)
5. Коротко о важном //Главный агроном, 2015, № 1–2, с.90
6. Пахомчик С. А., Жак С. А. О порядке представления государственной поддержки оформления в собственность и использовании участков из земель сельскохозяйственного назначения Тюменской области//Вестник Государственного аграрного университета Северного Зауралья, 2015,№ 2(25), с. 83–86
7. Пахомчик С. А. Земельное реформирование: проблемы и пути решения// Вестник Государственного аграрного университета Северного Зауралья, 2009, № 4 (11), с.149–151