В статье сделана попытка рассмотреть современный уровень информированности сельского населения о выгодах и принципах построения сельскохозяйственных кооперативов на базе социологического исследования на примере одного сельского районного центра. Раскрывается значимость повышения кооперативной грамотности среди сельских граждан разных возрастов в развитии кооперативного движения.
Ключевые слова: сельское население, сельскохозяйственная кооперация, потребительские кооперативы, личное подсобное хозяйство (ЛПХ), товаропроизводители, респондент.
Сельскохозяйственная кооперация может стать серьёзной силой не только в достижении индивидуальных целей потребителей, работников системы потребкооперации и пайщиков, укреплении их личного благосостояния и социальной защищённости, но и в реализации общегосударственных задач, приоритетных национальных проектов, целевых программ, обеспечении занятости населения, решении. Миссия потребительской кооперации в России - участие в развитии социальной инфраструктуры, в первую очередь на селе, укрепление безопасности России в сфере продовольственного обеспечения [2].
Сельскохозяйственная потребительская кооперация социально ориентирована, что возлагает на нее: построения гражданского общества, удовлетворение нужд народа, развитие нравственности в обществе, повышения качества и уровня жизни сельского населения, развитие инфраструктуры села и др.
Как показывает опыт сельское население недостаточно информировано о преимуществах потребительских кооперативов, которые могут обеспечить им стабильный доход. Примером этого являются результаты проведенного экспресс-опроса в форме интервьюирования среди двух категорий населения с. Исетского - районного центра: молодёжи (молодые люди до 30 лет) и старшего поколения (от 30 до 50 лет). В каждой группе наблюдалась разная степень информированности о кооперации в целом, её принципах и преимуществах.
Так на вопрос «Знаете ли вы что такое сельскохозяйственная кооперация или кооператив? » респонденты ответили следующим образом:
Рис.1. Диаграмма сравнения ответов респондентов на вопрос: «Знаете ли вы что такое сельскохозяйственный кооператив?»
Как видим, молодежь менее информирована в этом вопросе: только 10% респондентов смогли ответить утвердительно и больше половины представляют, о чем идет речь лишь примерно. В «старшей» группе только 20% опрошенных не смогли дать какой-либо внятный ответ.
Далее, тем респондентам, кто смог ответить на первый вопрос, был задан следующий: «Можете ли вы назвать преимущества вступления в кооператив. Результат опроса проиллюстрирован на рисунке 2.
Рис.2. Диаграмма сравнения ответов респондентов на вопрос: «Можете ли вы назвать преимущества вступления в кооператив?»
Среди молодежи никто не справился с данным вопросом: 20% не уверены в своих рассуждениях, а 80% не смогли ответить. Старшее же поколение лучше справилось с задачей, хотя только 20% ответили положительно, а остальные затруднились с ответом. Уровень понимания выгод и принципов кооперирования среди населения остается низким.
Уже эти данные могут говорить о том, что большинству сельского населения словосочетание «сельскохозяйственный потребительский кооператив» ни о чем не говорит. В крайнем случае, напоминает старшему поколению или о колхозах, или о потребительских обществах – почти государственных организациях, у которых очень мало общего с реальной кооперацией.
Между тем, современное понимание кооперации и её основных принципов приведено в ст.1 и 2 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» (с изменениями и дополнениями) №193-ФЗ от 8 декабря 1995 г.
Сельскохозяйственный кооператив - организация, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личные подсобные хозяйства гражданами на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива (в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 193-ФЗ). Кооператив создается и функционирует на основе следующих принципов: добровольность членства в кооперативе; взаимопомощь и обеспечение экономической выгоды для членов кооператива, участвующих в его производственной и иной хозяйственной деятельности; распределение прибыли и убытков кооператива между его членами с учетом их личного трудового участия или участия в хозяйственной деятельности кооператива; ограничение участия в хозяйственной деятельности кооператива лиц, не являющихся его членами; ограничение дивидендов по дополнительным паевым взносам членов и паевым взносам ассоциированных членов кооператива; управление деятельностью кооператива на демократических началах (один член кооператива — один голос); доступность информации о деятельности кооператива для всех его членов.
Повышение роли кооперативов в развитии гражданского общества и сельских территорий возможно только при условии вовлечения в кооперативное движение значительной части населения, а также в результате расширения сферы функционирования потребительской кооперации.
К глубокому сожалению, безграмотность сельского населения «стала тормозом» развития кооперации на селе. Роль общеобразовательной школы как звена, способного ликвидировать, в определенной мере эту проблему, недооценивается. Молодежь с ранних лет должна уяснить, что успех в любой деятельности зависит от развитого экономического кооперативного сознания, чувства собственности реальных хозяев, экономического осознания отношения к труду и его результатам, стремления к повышению трудовых доходов, улучшения качества жизни, ориентации на рациональный труд и повышение его эффективности, готовности участия в разнообразных формах деятельности, связанных с рыночной экономикой и широким использованием кооперативных принципов взаимодействия [4].
Важным методологическим моментом и аспектом в вопросе обучения основам кооперации и формирования кооперативного мышления является воспитание и обучение детей, учеников сельских школ. Известный опыт стран Северной Америки (Канады, США) свидетельствует о плодотворности таких подходов. Так, в странах Северной Америки через систему «Эксеншейн-сервис», посредством специальных программ типа «4-Н» детей школьного возраста просвещают о принципах работы кооперативов, показывают на конкретных примерах их работы передовые кооперативные практики, закладывают идеи гуманизма, сострадания, необходимости оказания помощи, нуждающихся в ней. В Канаде, например, кооперативы сопровождают людей на протяжении всей их жизни. Они рождаются в медицинских учреждениях, которые по своему статусу и природе – кооперативы. Выпускается достаточно много красочной и иллюстрированной, доступной для восприятия детей литературы, по пропаганде кооперативов [4]. Так как многие годы в нашей стране наблюдался уход от приоритетности экономической грамотности, то в современной сельской местности созрела необходимость её повышения и развития не только на стадии раннего детства, но и среди граждан всех возрастов.
Необходимо также проводить обучение чиновников на региональном и муниципальном уровне основам потребительской кооперации, пропаганда кооперации должна осуществляться на самом высшем уровне власти.
На кафедре «Экономики и кооперации» ГАУ Северного Зауралья разработаны ряд программ обучения и повышения квалификации по кооперации для разных категорий слушателей: школьников старших классов сельских школ, студентов ССУЗов, ВУЗов, слушателей повышения квалификации. Во второй половине 1990-х в научно-учебном центре по проблемам сельскохозяйственной кооперации при Тюменском ИПК агробизнеса ежегодно проводились курсы повышения квалификации для работников сельскохозяйственных кооперативов (председателей, маркетологов, бухгалтеров и др. категорий специалистов. Эту традицию необходимо возрождать.
Подвести итог можно выдержкой из Большой Советской Энциклопедии: «Работа по вовлечению широких отсталых масс крестьянства в кооперативное движение является процессом длительным, поскольку кооперация требует для успеха своей деятельности определённых навыков. Развитию её способствуют распространение грамотности, рост культуры населения, его сознательное отношение к кооперированию, когда мелкие товаропроизводители на собственном опыте убеждаются в выгодах и преимуществах кооперации».
Литература:
1. «О сельскохозяйственной кооперации»- Федеральный закон №193-ФЗ от 8 декабря 1995 г (с изменениями и дополнениями)
2. Концепция развития потребительской кооперации РФ до 2015 года
3. Кильдеев Р.Х., Тусков А.А. Концептуальный подход к развитию сельских территорий // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5
4. Пахомчик С.А. К вопросу кооперативного образования в аграрной сфере // Агропродовольственная политика России, 2014, .№ 2, с. 55-60