Важнейшим направлением роста экономического потенциала Мордовии, является развитие инновационной составляющей. Эффективное управление инновационным процессом требует специальных организационно — экономических механизмов.
Ключевой проблемой при проведении налоговой политики в регионе является существенное ограничение его полномочий. Налоговые льготы субъект РФ может дополнительно предусмотреть только по региональным и в муниципалитетах по местным налогам. Причем из них в качестве инструмента стимулирования инновационной деятельности организаций можно использовать только налог на имущество организаций. [3] Дополнительные налоговые преференции регионы могут предусмотреть в виде понижения ставки налога на прибыль и единого налога по упрощенной системе налогообложения при объекте «доходы, уменьшенные на величину расходов». [1, с. 108]
Организации, создающие инновации, на территории Республики Мордовия не имеют безусловных льгот. Так, в соответствии с Законом Республики Мордовия от 25 ноября 2004 г. N 77-З «О снижении ставок по налогу на прибыль организаций» в части суммы налога, подлежащей в соответствии с федеральным законодательством зачислению в республиканский бюджет Республики Мордовия, налог на прибыль уплачивается по пониженной ставке 13,5 % только организациями, осуществляющими научно-исследовательские работы для электротехнической и светотехнической промышленности, если данный вид деятельности составляет не менее 70 % от общего объема выполненных работ данной организацией, и в течение пяти лет со дня их регистрации.
В соответствии со стратегией развития республики Мордовия до 2025 года одним из приоритетных направлений развития РМ является развитие электротехнического, светотехнического кластера Мордовии. Поэтому указание на данные виды деятельности в качестве условия применения пониженной ставки по налогу на прибыль организаций понятно. Однако, по нашему мнению, оно дестимулирует проведение НИОКР для других видов деятельности, не менее перспективных с точки зрения Стратегии развития России до 2020 г. Например, разработка программного обеспечения, медицинских препаратов, биотехнологий и др., которые вполне могут быть реализованы на территории региона.
Недостатком преференций, стимулирующих внедрение инноваций в хозяйственный оборот, является, по нашему мнению, очень узкий круг субъектов, которые имеют право их применять. Если государство и регион, как его часть, ориентируются на инновационный прорыв, то логично было бы стимулировать если не всех субъектов экономики, осуществляющих НИОКР, то хотя бы тех, которые ведут деятельность в отраслях — локомотивах роста: тяжелой промышленности, химии, общего машиностроения, нефтепереработки и др.
Нельзя в этой связи не отметить, что налогоплательщики, осуществляющие деятельность на территории Мордовии в приоритетных для страны и региона отраслях, имеют преференции в виде пониженной ставки как по налогу на прибыль организаций, так и по налогу на имущество. Однако условием ее предоставления является только факт ведения указанного в преференции вида экономической деятельности. По нашему мнению, рационально перейти от льготирования в зависимости от вида экономической деятельности к льготированию в зависимости от инновационной активности налогоплательщика. [4]
Организации, потребляющие инновации, так же нуждаются в налоговом стимулировании с целью повышения спроса на инновационную продукцию. Законы РМ не предоставляют льготы организациям, являющимся потребителями инновационного продукта.
Включение в состав субъектов, требующих налоговой поддержки, организаций инновационной инфраструктуры, обусловлено тем, что их деятельность связана со всеми стадиями инновационного процесса и важна для функционирования инновационной экономики. На территории РМ организации инновационной инфраструктуры льгот в соответствии с региональным законодательством не получают.
Одним из основных механизмом стимулирования инновационной активности в республике является послабление налогового бремени. В наибольшей степени стимулированы организации, внедряющие инновации в хозяйственный оборот. Круг получателей преференций довольно узок и требует расширения. Рационально было бы обратить внимание региональных властей на практику льготирования не отдельных категорий налогоплательщиков, а их группы, объединенной по принципу соответствия каждого определенному статусу. В данном случае это может быть статус «инновационная организация».
В настоящее время в законодательных актах субъектов Российской Федерации уже имеется практика закрепления критериев для отнесения организаций к категории инновационных. Например, такие субъекты, как Москва, Санкт-Петербург и Томская область, применяют количественные критерии для формирования реестров организаций, относящихся к числу инновационных. Анализ разработанных этими субъектами критериев позволяет утверждать, что многие из них зачастую не отражают специфики деятельности инновационных организаций или носят бюрократический характер. Вместе с тем, на основе их обобщения можно определить ограниченное количество критериев для выделения категории инновационных организаций как субъектов налогового регулирования:
- объемы осуществляемых НИОКР;
- результативность НИОКР и в целом инновационной деятельности, выражающаяся в показателях доли инновационной продукции, приросте объемов ее реализации, количестве полученных патентов.
Обе величины показывают результат двух взаимосвязанных процессов, на которых основывается развитие инновационной экономики, — процесса создания и процесса внедрения инноваций.
Таким образом, для отнесения инновационных организаций к особой категории налогоплательщиков можно предложить следующие критерии: 1) прирост интеллектуального капитала (величины нематериальных активов организации без включения деловой репутации, а также товарных знаков и знаков обслуживания) за отчетный период; 2) равенство или превышение темпов прироста доходов от реализации качественно новой или усовершенствованной продукции над темпом прироста интеллектуального капитала организации. [2]
Количественную оценку рассматриваемых критериев предлагается возложить на уполномоченные органы субъектов Федерации, поскольку она во многом зависит от инновационной развитости конкретного региона. Резиденты Технопарка в сфере высоких технологий Республики Мордовия должны получить особый статус инновационной организации без проведения каких-либо дополнительных процедур. [5]
Таким образом, для повышения инновационной активности налогоплательщиков на территории Республики Мордовия, по нашему мнению, необходимо:
1) применительно к организациям, создающим инновации:
- распространить действие пониженной ставки по налогу на прибыль организаций на налогоплательщиков, осуществляющих научно-исследовательские работы не только для электротехнической и светотехнической промышленности, но и для других, имеющих приоритетное значение для реализации Стратегии долгосрочного развития России до 2020 г. видов деятельности;
- ввести категорию налогоплательщиков, осуществляющих научно-исследовательские работы, в число применяющих пониженную ставку по упрощенной системе налогообложения с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов»;
- предоставить организациям, получившим статус инновационных, освобождение от налога на имущество в отношении имущества, используемого ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности, вне зависимости от источника их финансирования;
2) применительно к организациям, внедряющим инновации:
- применять пониженную ставку по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих внедрение результатов интеллектуальной деятельности независимо от того является ли она хозяйственным обществом, учредителем которой выступают высшие учебные заведения, являющиеся бюджетными образовательными учреждениями или нет. При применении особого статуса инновационной организации в данный перечень субъектов будет включено гораздо большее число организаций, отвечающих установленным критериям;
- предоставить организациям, получившим статус инновационных, освобождение от налога на имущество в отношении имущества, используемого ими при практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности;
- предусмотреть пониженную ставку при применении упрощенной системы налогообложения для организаций, получивших статус инновационных;
3) применительно к организациям, являющимся потребителями инноваций:
- предусмотреть для организаций, потребляющих инновации, пониженную ставку по налогу на прибыль;
- предусмотреть для организаций, потребляющих инновации, пониженную ставку при применении упрощенной системы налогообложения;
- предоставить организациям, получившим статус инновационных (в том числе потребителям инноваций), освобождение от налога на имущество в отношении имущества, используемого ими при потреблении инновационного продукта;
4) применительно к организациям инновационной инфраструктуры:
- предусмотреть льготы для АУ Технопарк в сфере высоких технологий Республики Мордовия.
Таким образом, предложенные мероприятия будут способствовать улучшению инновационного климата, оптимальному использованию имеющихся ресурсов государства и предпринимательства, а также повышению инновационной привлекательности региона, привлечению инвестиций в регион.
Литература:
1. Забалуева М. А. Налоговое стимулирование инвестиций в инновационное развитие экономики России / М. А. Забалуева // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. — 2012.-№ 3.-С. 106–109.
2. Морозова Г. В. Налогообложение организаций / Н. А. Филиппова, Н. Н. Семенова, Г. В. Морозова // Редактор профессор Н. А.Филиппова. — 2007.
3. Морозова Г. В. Влияние налоговой политики на повышение инновационной активности региона / Г. В. Морозова, Е. Н. Жарова // Теория и практика общественного развития. — 2014. — № 4. — С. 196–198.
4. О снижении ставок по налогу на прибыль организаций: Закон Республики Мордовия от 25.11.2004 г. № 77–3 [Электронный ресурс] // Справочно — правовая система «Консультант Плюс».
5. Об утверждении Программы повышения инвестиционной привлекательности Республики Мордовия на 2011–2015 годы: Постановление Правительства Республики Мордовия от 27.06.2011 № 213 [Электронный ресурс] // Справочно — правовая система «Консультант Плюс».