Для организации образования и воспитания на правильной научной основе в каждом существующем учебном заведении нашей страны, надо знать своеобразные психологические закономерности этого процесса, его механизмы, также эффективные способы составления процесса творческого мышления на основе современных знаний. В этой области, возрастная и педагогическая психология считаются развитыми отраслями современной психологии, занимает важное место, так как эта отрасль изучающая природу духовного мира человека и его закономерностей.
Известно, что невозможно успешно решить теоретические и реальные вопросы образования и воспитания, полностью не зная психологические закономерности, научных основ процесса образования личности.
В прошлом наши предки хотя и не изучали психологических закономерностей человека в определённом научном направлении, однако до сих пор имеет высокое значение очевидность вышеуказанных ситуаций, достойных мыслей о человеческом совершенстве в рукописях учёных. Абу Рейхан Беруни утверждал, что цель, задачи и положение образования и воспитания, мысли о развитии человека, молодого поколения в прямом смысле созданы на почве гуманности и человековедении. Тенденции гармонии знания и воспитания с природой можно наблюдать в каждом произведении мыслителя. Он утверждал, что человек является частью природы.
Известно, что воспитание является непрерывным процессом, и он продолжается с приходом человека на свет и до конца его жизни. На протяжении этого процесса происшествия вокруг могут повлиять негативно или положительно, и это определяет уровень формирования его личных качеств. А это считается одной из самых актуальных проблем в области образования.
Глубоко анализируя причины возникновения этой проблемы, прежде всего, мы должны обратить внимание на личность родителей появившегося ребёнка, во-вторых в какой социальной среде он растёт, взрослеет. По мнению многих ученых, подтверждается что в последнее время часто встречается проблемы связанные с трудновоспитуемыми детьми и резкий рост численности таких детей. Также эту проблему можно связать с несколькими внешними причинами, то есть, в настоящее время большой уровень информационного потока (непрерывный просмотр телевизора, различные компьютерные игры, освоение различной неприличной информации через неофициальные сайты в интернете) или внимание взрослых, экономия в семье и т. д. На основе практики американские педагогами утверждается, что в сфере педагогического обслуживания есть необходимость оказания при предотвращении негативных изменений в воспитании ребёнка влияния прежде всего на ребёнка. Для этого подготовить ребёнка самого к изменению, то есть:
- Не впадать в панику под влиянием внешней среды;
- Нужно научить побеждать различные трудности.
При предотвращении отрицательных недостатков ребёнка и при их устранении нужно обратить внимание на следующие:
- Нужно определить уровень своеобразного психологического развития каждого возрастного периода.
- Надо изучить отрицательные изменения происходящие в воспитании ребёнка.
- Надо разработать специальные мероприятия направленные на нормирование психологического развития трудновоспитуемых детей.
Соблюдая это:
- Усиление учителей, воспитателей, родителей и общественного контроля на территории школы, улицы.
- Учить ребёнка способам продуктивного использования свободного времени и контролировать их.
- Продуктивно и разумно использовать социально полезными трудами.
- Приобщение ребёнка в кружках с учётом его интересов и способности.
- Обратить внимание успехов положительных героев и действия для достижения этих успехов.
- На каждой занятии по возможности ни на минуту не оставлять без внимания этих трудновоспитуемых детей.
- Обеспечение уведомленности родителей психологическими знаниями.
- Различные мероприятия проводимых в школе: предоставить ему слово в различных вечеринках, в кругах своих ровесников, среди товарищей, обеспечить активное участие в них.
- Научить правильно использовать газеты, радио, телевидение и журналы.
- Использовать методы поощрения. При необходимости прибавить пол балла, один балл, нужно в меру отметить его достижения в классе, школе.
Если ребёнок оказался в беспорядочно, недисциплинированной среде, немедленно отделив его из этого среда, приобщить этого трудновоспитуемого ребёнка к дисциплинированным ученикам, учащимся на «хорошо» и «отлично»
С тех пор как наша страна достигла независимости, значительно усилилось внимание по отношению молодёжи, строителей будущего нашего общества. Особенно в области народного образования происходят серьёзные изменения. На сегодняшний день в каждый момент можно ощутить положительные изменения в воспитании учеников. Когда вес мир признаёт Узбекистан правильное воспитание молодого поколения считается одним из важных факторов. Такие вопросы как: «Какая молодёжь нужна в будущем? Как нужно воспитывать их?» озадачивает каждого преданного своему делу педагога. До школьного порога в течении шести, семи лет жизни ни много ни мало у ребёнка формируется мировоззрение, характер. Признавая совместный долг школы и семьи в воспитании ребёнка, нужно иметь в виду что воспитанием первой степени является семья.
Несправедливость очень сильно действует на ребёнка. И в грубом крике, и в насмешке, и в замечании сказанное мимоходом, и в вне внимании взрослых к ребёнку он видит несправедливость. Несправедливость кажется ему оскорблением, задевает его самолюбие, вызывает гнев, приводить к возникновению активных (ненависть) и пассивных (злословие и зависть) различных форм недовольства. Ведь легко взволновавшая взрослого человека, может стать источником большого горя у ребёнка.
Разговор родителей в пользу лёгкого труда и путей нахождения лёгких денег, насмешка отца над своим коллегой, хвастливые слова перед ребёнком раскрывает перед ним уровень невоспитанности. Только правильное и непрерывное воспитание даёт положительный результат. Обычно недисциплинированные, невоспитанные, лодыри, отсталые и неумелые ученики считаются «трудновоспитуемыми» детьми. Из практики известно, что дети по характеру могут различные. Некоторые из таких детей могут быть аномального поведения, некоторые социального и одна часть трудновоспитаемыми. Детей с поведением не отвечающим нормам поведения, требованиям общества называют детьми асоциального поведения. Аномальное поведение и действия связаны с болезнью мозга ребёнка. Дети с трудным воспитанием — это дети оставшиеся без внимания в воспитании, оставленные сами по себе. Они появляются в результате незнания индивидуального подхода к ним в воспитании, ошибок допущенных где-то, когда-то, со стороны кого-то.
Воспитание для человека означает борьбу. Каким будет ребёнок — не может быть личным делом, а является проблемой интересующей общество. При воспитании ребёнка, важно учитывать его неумение и плохое понимание последствий деяний сотворённых им. Он мечтает подружиться с настоящим парнем. Если при ошибочном попадании под влияние плохих, показывать ему правильный путь, считается всесторонне целесообразным.
Каждая личность в своём формировании проходит сложный путь развития, эта особенность связана не только с внешним миром, но и своей индивидуальностью. В последнее время среди детей и юношества усиление негативно-отрицательных тенденций считается острой социальной проблемой, к ним относятся рост преступности, в том числе, групповая преступность, омоложение контингента нарушителей, употребление наркотических и токсических веществ, попытки убить себя и самоубийства.
Период юношества — это период ускоренного и неровного физического развития, полового созревания, в самой личности, серьёзные изменения в отношениях между людьми окружающими его. При сравнении изменений личности с другими периодами детства, самооценка возникает от подъёма на более высокий уровень развития. Интерес к своему внутреннему миру состоит из попытки анализировать свои ощущения определённой самооценкой, самопониманием, пониманием своей природы и мышлением, чувствовать свою индивидуальность.
Через самосознание личность овладевает знанием о себе. В соответствии с эмоционально-ценными отношениями к себе обогащенными результатами самосознания закрепляет самооценку. Представление о себе состоит из многих частных сторон оценки различным сторонам самой личности.
Собственная этическая свобода это оценка способностей и возможностей различного вида деятельности имеющих свое место в обществе. Самооценка даёт другой облик, сравнивает его с собой, открывает стороны похожести на себя и непохожести на других. Оценивает себя и появляется чувство самоудовлетворения и это требует полного совершенствования его личности.
По мнению большинства психологов, адекватная самооценка формируется при удобных внешних факторах, в условиях нормального и откровенного отношения к ребёнку в семье, в результатах объективной педагогической оценки своеобразия личности, а также деятельности подростков.
Именно адекватная самооценка считается важным условием эмоционального простодушия, обеспечивающего гармоничное развитие личности. Однако в результате неудобных условий и в семье, и в школе у подростка слабеет самооценка, а это порождает неадекватность, чрезмерное угнетение, покорность, неуверенность в себе, неполноценное ощущение себя, неудовлетворение своим местом в коллективе. Низкий уровень самооценки, унижение своей личности — это всё приводит к невезению, к жизненным происшествиям, так же к потере интереса к жизни. Многие из подростков с негативным изменением поведения из-за отсутствия необходимых личных особенностей, считают сложным осуществление таких жизненных планов, как найти интересную работу, как получить хорошее образование.
К сожалению, из-за низких показателей самооценки похожих на это, они не смогут поставить перед собой большие цели и предпринять нужные для их осуществления действия. У человека верящем в свои недостатки, не считающим себя полноценным человеком, не уверенном в своих силах, не хватит сил, чтобы стать лучше. У таких подростков эмоционально-ценные отношения к самому себе образуются в самом низком уровне. У людей с низким чувством самоуважения к окружающим часто появляется тенденция скрытности, показа ложного облика.
Но у подростка долгое время не может достичь момента понимания своей свободы и внутренных противоречий. Подростки со слабой нервной системой и склонные к самоунижению, суициду включают себя к числу самоубийц, они решают жизненные проблемы через расставание с жизнью. В девяти из десяти случаев суицида подростков счмтается не покончить с жизнью, а может быть крик о помощи.
Подростки, как правило, более чувствительно, более сердито и импульсивно реагирует на события, чем люди из других возрастных групп. Наконец, внушаемость подростков и их стремление подрожать другим, в том числе тем, кто пытается покончить с собой, может создать почву для суицида. Подростку нужно помочь для оценки себя и показать себя в деле, испытать свои способности в работе. Основным поприщем развития самосознания считается деятельность и общение. Подросток может осознать свои возможности и способности только приступая к деятельности, он узнаёт результаты своего труда только после оценки окружающих в соответствии со своими требованиями и возможностями. Чтобы предотвратить негативные изменения поведения нужно начать именно с отношения подростка к самому себе и другим.
Литература:
1. Амбрумова А. Г. Возрастные аспекты суицидального поведения // В сб.: Сравнительно-возрастные исследования в суицидологии. — М., 1989. С. 8–24
2. Ефремов В. С. Основы суицидологии. –СПб., 2004.-479 с.
3. Погодин И. А. Суицидальное поведение: психологические аспекты: учебное пособие. М., 2008. -330 с.
4. Синягин Ю. В., Синягина Н. Ю. Детский суицид: психологический взгляд. — СПб, -176 с.