В статье рассматриваются вопросы применения IT-технологий в преподавании предмета географии в области контроля, изучения и закрепления изученного материала. Возможности организации дистанционного обучения, сетевого взаимодействия учитель-учитель, учитель-ученик.
Ключевые слова: IT-технологии, проектирование, мониторинг.
Сегодня все чаще звучит тема применения новых информационных технологий в школе. Если раньше первые компьютеры и программы к ним имели явное несовершенство, то и рассчитывать на них как на регулярное средство обучения было нельзя. Программные средства не позволяли проявить преимущество над другими традиционными формами и методами обучения. На современном этапе ситуация кардинально изменилась. Компьютер прочно входит в процесс обучения.
Современные информационные технологии, применяемые в образовательном процессе, являют собой новые способы получения знаний, которые соответствуют качественно новому содержанию обучения современного школьника и направлены на решение главной задачи образовательной политики, отраженной в концепции модернизации российского образования, — достижение нового современного качества школьного образования. IT-технологии позволяют с одной стороны повысить мотивацию детей, с другой стороны уйти от традиционных способов преподавания.
Существует много различных вариантов организации учебных занятий с применением информационных технологий.
Мониторинг и контроль достижений учащихся. Использование различных компьютерных программ позволяет оптимизировать процесс — возможность подобрать индивидуальную сложность заданий, темп работы, возможность альтернативного оценивания, что особенно важно, на мой взгляд, при работе с различными категориями учащихся. Такая работа позволяет сочетать различные формы работы. Вопросы и задания, составленные с учетом индивидуальных потребностей, способствуют активизации мышления, подталкивают к поиску и анализу информации. Хотелось бы отметить еще и тот факт, что при электронном оценивании исчезает субъективизм в оценивании учащихся.
Использование различных программ при проектировании, проведении урока. В качестве примера приведу методическую разработку урока по теме «Движение вод Мирового океана: волны». Ресурс, создан на базе программ: FrontPage, MyTest, с использованием интерактивной карты издательства «Дрофа», программы-тренажера Globe. С методической разработкой занятия и медиа сопровождением можно познакомиться на страницах порталов:
- «Открытый класс»- http://www.openclass.ru/node/303855
- «Proshkolu.ru»- http://www.proshkolu.ru/user/kakichev2012/file/2940125/
Занятия такого типа можно проводить в двух вариантах: 1- возможно самостоятельное изучение темы — для работы необходим компьютерный класс, количество компьютеров по количеству учащихся класса. Ученику необходимо открыть папку «движение вод Мирового океана, веб-страницу «Главная». А далее следовать инструкциям на экране, после прохождения каждого из этапов; 2 — использование интерактивной доски — совместная работа учителя и учеников.
Структурные элементы урока |
Дидактические задачи |
Учитель |
Ученик |
Показатели результатов |
Орг.момент |
Подготовка к работе на уроке |
Настраивает на работу на уроке |
Включение в работу |
Готовность к включению в деловой рабочий режим работы |
Актуализация знаний |
Актуализировать знания, умения, обеспечить мотивацию и восприятие цели урока |
Определение уровня подготовки по теме |
Устный фронтальный опрос (повторение); электронное индивидуальное тестирование |
Готовность к активно-познавательной деятельности |
Изучение нового материала |
Обеспечение условий успешного усвоения новых знаний и способов действий |
Организовывает работу, обеспечивает подачу нового материала |
Выполняют задания, инструкции учителя |
Выполнение заданий, тренингов |
Подведение итогов |
Дать оценку и анализ успешности достижения цели |
Оценивает работу учащихся |
Подводят итоги, делают выводы |
Адекватность оценки учителя, ученика |
Географический диктант |
Изучение, закрепление знаний географической номенклатуры |
Организовывает работу, осуществляет помощь контроль |
Работают с интерактивной картой, тренажером (на выбор учащегося) |
Выполнение поставленных задач |
Рефлексия |
Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения |
Подведение итогов |
Подведение итогов |
Открытость учащихся в оценке своих действий, самоценке |
Дом. задание |
Обеспечение понимания содержания и способов выполнения Д. З. |
Дает дом. задание, инструкции по подготовке |
Записывают дом. задание |
Реализация условий для выполнения д. з. |
На уроках возможно активное использование созданных тренажеров. Например, тренажер по определению крайних точек России — http://www.openclass.ru/node/303856.
Среди актуальных форм работы хотелось бы обратить внимание на организацию взаимодействия посредством сети Интернет. С одной стороны это постоянно обновляющийся и растущий источник знаний, с другой средство взаимодействия между учителем и учеником. Например, на основе сервисов Google возможна организация взаимодействия не только между учителем и учеником, но и между учителями предметниками в рамках методических объединений муниципалитета, округа и т. д.
Создание интерактивных форм:
Сбор и обобщение выполненной работы:
Использование разнообразных IT-технологий позволяет:
- Сделать учебный процесс значимым для ребенка;
- Оптимизировать время различных этапов учебного занятия;
- Выстраивать индивидуальную траекторию обучающихся;
- Оперативно обмениваться информацией, как с учениками, так и с коллегами
Среди положительных моментов использования IT-технологий можно выделить ощутимый рост уровня проявления интереса к содержанию процесса обучения, возрастание активности в урочной и внеурочной деятельности, формирование и развитие мотивации, рост авторитета учителя — «идет в ногу со временем». Бесспорно, компьютеризация — великое благо в процессе обучения, но не следует забывать и об отрицательных моментах — работа, как правило, лишена эмоциональности, слабое развитие речевой культуры.
Подводя итог, можно отметить, что компьютерное обучение имеет, как достоинства, так и недостатки. Компьютер при всех его достоинствах никогда не сможет заменить работы с живым и эмоциональным учителем. Необходимо адаптировать программы и сам процесс использования технологии с учетом возраста, уровня подготовки и возможностей.
Литература:
1. Кучма В. Р.,Степанова М. И., Текшева Л. М. Гигиеническая безопасность использования компьютеров в обучении детей и подростков/ В. Р. Кучма, М. И. Степанова, Л. М. Текшева; под ред. В. Р. Кучмы. — М.: Просвещение, 2013.
2. Красильникова, В. А. Информатизация образования: понятийный аппарат / В. А. Красильникова //Информатизация и образование. — 2003. — № 4. -С.21–27. ISSN 1561–4492.
3. Информационные технологии в образовании/ авт.-сост.О. А. Минич: Красико-Принт, 2008.