Формирование социально-активных студентов — граждан России, осуществляемое в системе гражданско-правового образования в вузе, является важнейшим направлением воспитания и развития у студентов гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, патриотического и национального самосознания, благодаря чему обеспечивается тесная взаимосвязь высшего профессионального образования с социально-экономическими и духовными преобразованиями в стране и мире.
Гражданское воспитание. Под гражданским воспитанием сегодня понимается стихийное и произвольное (продуманное) воздействие семьи, государственных, образовательных и других структур гражданского общества на личность в интересах формирования у нее гражданственности как системы личностно и профессионально важных ценностей и отношений гражданина, проявляющихся в его жизнедеятельности. [1] Гражданское воспитание студентов преследует вполне определенную цель — добиться, чтобы высококвалифицированные специалисты были хорошими гражданами своей страны — России. Результатом гражданского воспитания студентов должна стать их готовность к осуществлению прав и реализации обязанностей гражданина. Эта готовность должна включать в себя ряд компонентов, на формирование которых должна быть нацелена воспитательная работа в вузе на протяжении всего периода обучения студентов.
Интеллектуальный компонент предусматривает приобретение студентами необходимых для гражданской жизни политических, экономических, юридических, психологических и других знаний, а также развитие ума, интеллекта молодых людей. Первостепенное место в формировании данного компонента принадлежит всему комплексу социально-гуманитарных дисциплин — Отечественной истории, философии, социологии, политологии, культурологии, правоведению, психологии и т. д. Трудно переоценить значение разного рода конкурсов, олимпиад, викторин, круглых столов, диспутов и других форм, через которые студенты смогут приобрести необходимую совокупность знаний. Без постоянного самообразования, без постепенной выработки навыков критического анализа современной жизни общества не приходится говорить о высоком качестве данного компонента в гражданском облике будущего специалиста. К сожалению, в учебных планах современных вузов по большинству специальностей отсутствует такая важная дисциплина как логика. [2]
Операциональный компонент в структуре личности активного и сознательного гражданина России должен включать различные технологические умения и навыки, актуальные в гражданской жизни. Речь идет о навыках участия в выборах, в референдумах, в митингах, демонстрациях, собраниях общественных организаций, в освоении умений организации различных общественных акций, проведении собраний и т. д. К сожалению, низкое качество культуры повседневного гражданского поведения постоянно демонстрируется отечественным телевидением, когда заседания государственных органов, общественные обсуждения, дискуссии, митинги, демонстрации и т. п. превращаются в конфликт агрессивных оппонентов, вплоть до применения физического насилия. [3] Представляется важным, чтобы в студенческие годы молодые люди приобретали необходимые умения и навыки в сфере общественной жизни, осваивали процедуры гражданского общества.
Эмоциональный компонент в гражданственности молодого россиянина связан с наличием выраженных гражданских чувств, пристрастности к судьбе Родины, государства, его символике, гражданскому обществу.
Волевой компонент в гражданском облике студентов может быть сформирован и проверен только через участие в конкретных делах, так как связан с готовностью и способностью к саморегуляции поведения, к самомобилизации в интересах государства и общества. К счастью, в жизни высших учебных заведений происходит не так много чрезвычайных ситуаций, которые обычно требуют от студентов соответствующего поведения. В то же время абсолютная дисциплина в ходе учебных занятий и за пределами учебных аудиторий, умение повлиять на дисциплинированность своих товарищей, сознательное участие в органах студенческого самоуправления, в поддержании порядка в общежитиях, во время массовых мероприятий и многое другое создают достаточное поле для тренинга волевых качеств молодых граждан. [4]
Ценностно-мотивационный компонент определяет осознанность гражданских устремлений и действий как ценности для конкретных молодых людей и обычно свидетельствует о наличии у них сформированной системы гражданских отношений. Пока студенты составляют почти незаметный процент среди членов политических партий, общественных объединений, редко выступают в качестве волонтеров, участвуют в шефской работе на общественных началах.
Патриотическое воспитание. Воспитательную работу в этом направлении необходимо вести с учетом того, что за последние годы содержание понятия «патриотизм» существенно изменилось в общественном сознании, в его понимании новыми поколениями. У значительной части молодежи, выросшей в годы социальной нестабильности, выработалось критическое отношение к своей стране, государственной политике.
Особо важно в этих условиях помочь студентам познавать сущность Родины (малой и большой), скрытую в духовной жизни народа, в традициях и обычаях, в исторической памяти, которая передается из поколения в поколение, в пространственно-географических представлениях. В университете должны поддерживаться и создаваться условия для приобретения живого и непосредственного духовного опыта, с помощью которого можно убедиться в безусловных достоинствах своего Отечества, в частности на примере собственного университета.
Патриотическое воспитание сегодня — это систематическая и целенаправленная деятельность университета по формированию у студентов высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Правовое воспитание. Формирование правосознания студента — сложный и длительный процесс, требующий творческого подхода всего коллектива вуза, готовности, желания и умения всех и каждого бороться за укрепление общественной дисциплины и правопорядка в университете и обществе, за искоренение негативных явлений в жизни университета и нашего демократизирующегося российского общества. Правовое воспитание представляет собой последовательное и систематическое воспитательное воздействие на молодых людей с целью формирования и развития их правовой культуры. [4]
Чтобы эффективно управлять процессом правосознания студенческой молодежи, необходимо создать в университете систему гражданско-правового воспитания студентов в течение всего периода их обучения. В области правового воспитания наиболее важными задачами являются:
- правовое информирование молодых людей;
- формирование убеждения в значимости законов и правоприменительной практики, личных и нравственных обязанностей, личной ответственности за принятие решения и свои поступки;
- развитие стереотипов правомерного поведения;
- освоение принципов и особенностей правоотношений в обществе;
- формирование готовности активно участвовать в охране правопорядка и противостоять правонарушениям.
В то же время наряду с решением задачи формирования законопослушного молодого человека следует учить студентов пользоваться своими правами, уметь их защищать.
Конституция Российской Федерации предоставляет всем гражданам России несколько десятков различных прав и свобод (около 60). Все внутренние решения администрации университета ни при каких обстоятельствах не могут противоречить Конституции РФ и действующему законодательству и на этот предмет в стадии проекта проходят экспертизу у юрисконсульта университета.
Разумеется, нельзя подвергнуть мелочной регламентации все элементы повседневной жизни высшего учебного заведения, но следует стремиться к тому, чтобы «правила игры» по большинству моментов, существенно важных для студентов, были четко определены.
Литература:
1. Проблемы профилактики преступности в молодежной среде //Научный журнал Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 1. С. 137–140.
2. Фортунатов В. В. Основы ювенологии: опыт комплексного междисциплинарного исследования. — СПб.: БИС-проект, 2012. — 231с.
3. Бидова Б. Б. Идеологические направления российского экстремизма конца XIX — начала ХХ вв //Научно-информационный журнал Армия и общество. 2014. № 2 (39). С. 45–48.
4. Тхакохов А. А. Причины и условия противоправного поведения несовершеннолетних //Молодой ученый. 2014. № 4. С. 882–884.